DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Поучительные истории из Ада

В Ад (авторский сборник)

Автор: Николай Романов

Жанр: хоррор, сплаттерпанк, фантастика

Год выпуска: 2020

Похожие произведения:

  • Клайв Баркер «Книги крови» (сборники рассказов)
  • Ричард Лаймон «Dreadful Tales» (авторский сборник)
  • «Байки из склепа» (телесериал)
  • Николай Романов среди поклонников русского хорррора известен достаточно широко — и прежде всего его имя ассоциируется с экстремальным направлением, сплаттерпанком. Немногие авторы работают в этом поджанре регулярно, и причина понятна: экстремальные ужасы — продукт специфический, с публикацией таких произведений нередко возникают сложности, причем даже у тяжеловесов русского хоррора.

    Поэтому неудивительно, что сборник «В Ад», большую часть которого составляют именно сплаттер-рассказы, Николай Романов выпустил самостоятельно, бесплатно выложив в интернет. Подобная тактика не нова: таким образом распространялись антологии «9» и «Зов Лавкрафта», составленные Максимом Кабиром, а также «Маленькие и злые» — межавторский проект Дмитрия Костюкевича.

    «В Ад» — это 12 рассказов (не считая оформленного в художественном ключе вступления), и почти все они ранее уже были опубликованы. Половина — в сборнике «Месиво», совместной работе Николая Романова и Виктора Глебова, другие — в журналах DARKER, «Фантомас» и «Хоррорскоп», а также антологиях «Бесконечная история» и «Таро Бездны». Не имели возможности прочитать мы прежде только миниатюру «Потанцуй» (впрочем, у нее есть аудиоверсия).

    Окунемся в предысторию. Согласно словам самого автора, его рассказы из «Месива» (а это «Мясной танк», «Елочка», «Цистерна», «В зад», «Чудо-дерево» и «Говорящий волк») фактически представляют собой фрагментированный роман. Они действительно тесно объединены не только перекличками в деталях, но и концептуально. В каждом тексте Романов рассматривал некий человеческий порок, и при чтении всех произведений подряд у внимательного читателя складывалась общая картина: относительно тематической связи и даже, скажем так, общего места действия (не будем вводить прямые спойлеры).

    Однако это было как сильной, так и слабой стороной работы. В «Месиве» половина рассказов — за авторством Глебова, произведения двух авторов перемешаны, поэтому воспринять идею Романова было сложно. К тому же «Месиво» изначально распространялось не слишком удобным способом: ради привлечения внимания к рассказам автор стал публиковать их по отдельности в сети, а это совершенно лишало цикл целостности. Более того: некоторые произведения в отрыве от остальных (это прежде всего касается «Мясного танка») практически переставали работать. Неприятная, даже несправедливая ситуация.

    Так что выход авторского сборника являлся вопросом времени. Но, забегая вперёд, скажем: и теперь все вышло не вполне однозначно.

    Чтобы объяснить читателю концепцию сборника, Романов добавил к каждому рассказу пометку, так называемое «Воздаяние» — им обозначается человеческая черта, рассматриваемая в рассказе.

    Это прекрасно работает для произведений из «Месива», перечисленных выше, а также для рассказа «Монета в мой банк», единого с ними концептуально. То есть для семи из двенадцати, хотя даже тут возникает вопрос: «Елочка» получила довольно спорную пометку «Любовь», хотя из-за сюжета и общей схемы сборника напрашивается скорее «Ревность». Но это не главное.

    Главное — в том, что прочие рассказы не слишком хорошо сочетаются с основным «скелетом».

    Например, события «1993», «Отвори потихоньку калитку» и «Силы» (последние два — по сумме качеств одни из сильнейших произведений сборника, но к этому мы еще вернемся) едва ли происходят в едином с «месивными» текстами пространстве. По крайней мере, это не очевидно. Да и «воздаяния» здесь либо выглядят несколько притянутыми за уши (как в «1993»), либо выбиваются из изначальной идеи (в случае «Силы»).

    Кроме того, «Потанцуй» и «Про паука» отличаются малым объемом, что несколько сбивает ритм. Первый так и вовсе, по словам самого автора, представляет собой «зарисовку» и едва ли имеет полноценную сюжетную структуру. Было бы уместнее опубликовать эти тексты в какой-то другой книге — а «В Ад» дополнить тем же «На крючке», который как раз отлично вписался бы в идею «воздаяний». Впрочем, таково решение автора.

    «В Ад», на самом деле, состоит не только из сплаттерпанка, да и сам сплаттер тут очень разный по «градусу». Если «Мясной танк» и почти что заглавный «В зад» — тексты по-настоящему жесткие, шокирующие, да и «Елочка» мужскую аудиторию пробрать способна, то «Цистерна» и «Отвори потихоньку калитку» гораздо мягче. А «1993» и «Силу» отнести к экстремальному хоррору вообще нельзя. Вопрос даже, всем ли эти рассказы покажутся хотя бы обычными «ужасами».

    С одной стороны, это достоинство книги: разнообразие — благо. С другой — оформление, авторская аннотация и первые тексты настраивают на определенный лад, что может вызвать у отдельных читателей ложные ожидания.

    Если же начать рассматривать рассказы по отдельности, то сразу отметим, что литературные их достоинства нареканий не вызывают. Для Николая Романова характерен достаточно изящный язык (местами контрастирующий с сюжетами), при этом он совершенно органично вплетает в красивые описания как жесткие, натуралистичные подробности, так и нецензурную лексику.

    Во всех текстах можно похвалить диалоги, которые у Романова неизменно выходят живыми, естественными. Речь ни одного из героев не звучит натянуто, реплики избавлены от ненужных атрибуций, но при этом не лишены данного приема совсем.

    Еще одна характерная черта многих рассказов сборника (да и творчества Романова в целом), которую нужно отметить: зачастую в тексте очень ярко виден автор, его жизненный опыт, мировоззрение. «Отвори потихоньку калитку» с «1993» и вовсе явно пропитаны ностальгией, хоть это далеко не самые «светлые» произведения, скажем прямо.

    Некоторые рассказы имеют размытую сюжетную структуру и/или открыто-загадочный финал, что не по нраву части аудитории, но очевидно: Романов пошел на это сознательно. К таковым можно отнести «Мясной танк», «Монету в мой банк» или ту же «Цистерну». У таких творческих решений есть и свои поклонники, безусловно. С другой стороны, любители более «понятного» нарратива должны оценить «Елочку», «Отвори потихоньку калитку», «В зад» (последний — пожалуй, ключевой текст для понимания общей идеи сборника).

    Ну а тем, кому хочется окунуться в нечто напоминающее фильмы Дэвида Линча, можно смело рекомендовать рассказ «Сила». Этот довольно психоделический текст дает широкий простор для интерпретаций — и никаких однозначных ответов.

    Что сказать в качестве резюме?

    «В Ад» составляют качественные, разноплановые тексты. Не все, но многие из них по полной отрабатывают программу сплаттерпанка и реально способны в хорошем смысле шокировать (а человека, к жанру неподготовленного, просто шокировать). Но при этом как к цельному произведению с определенной концепцией, что явно заявляется через структуру «воздаяний», есть вопросы. Отличные сами по себе рассказы вроде «Силы» и «Отвори потихоньку калитку» из нее выпадают. Это не может испортить удовольствие от отдельного произведения, но немного смазывает общее впечатление от книги.

    «В Ад» непременно доставит удовольствие любителям экстремального хоррора и тем, кому в жанре ужасов интересна работа с идеями, подтекстами, — потому что беллетристикой ничто в этой книге не является. Сборник не предлагает «мясо» ради самого по себе «мяса»: Романов использует сплаттер как художественный инструмент и определенно хорошо понимает зачем. Но то, что книга на поверку не так-то проста, для части читателей может оказаться минусом.


    Авторский сборник «В Ад» можно бесплатно скачать здесь:

    "В Ад"

    Комментариев: 5 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)

    • 1 darksoul 19-10-2020 09:35

      Чудо-дерево - один из любимых моих рассказов, прекрасно визуализируется в голове, рассказ действительно про отвратительных людей, но сеттинг великолепен: непонятное дерево, что там делают эти костюмы, что на кассете? Хотелось бы еще раз вернутся в локации данного рассказа, может быть отсылкой в другом рассказе) Автору я желаю творческих успехов, Ваши работы для меня, как работы Ито Дзюндзи, только в текстовом варианте.

      Учитываю...
    • 2 Odessitklim 11-10-2020 18:15

      Крайне покайфный сборник. Не впечатлил только рассказ "Про паука" и "1993". И в Чудо-дереве можно и нужно было развить историю дальше.

      А так сочный, сиковый и изобретательный экстрим-хоррор. Здорово, что речь персов и диалоги получились живым, с этим у русскоязычных авторов как правило почему-то туго. На будущее хочу пожелать, чтоб концовки были более меткие и запоминающиеся (в Танке, Силе, Цистерне и Говорящем волке они удались на мой взгляд).

      Учитываю...
    • 3 БАНК 26-07-2020 00:09

      Спасибо за впечатления! Внимательный взгляд со стороны всегда интересен, волнителен и полезен. )

      НР

      Учитываю...
    • 5 Упырь Лихой 20-07-2020 10:33

      Отличная рецензия - вдумчивая и без спойлеров! Лёгкий аперитив в предвкушении фирменного блюда.

      Учитываю...