Маленькие и злые (антология)
Составитель: Дмитрий Костюкевич
Жанр: хоррор
Год издания: 2020
Похожие произведения:
В конце апреля Дмитрий Костюкевич, постоянный автор серии «Самая страшная книга» и, к слову, победитель последней «Чертовой Дюжины», выступил в роли составителя антологии на весьма экзотическую тему. Коллектив авторов представил нам, как от них и ожидалось, страх и ужас — но в обличье гномов, карликов и других зловредных коротышек. Прочесть антологию «Маленькие и злые» можно, кстати, совершенно бесплатно.
Но что конкретно у авторов «МиЗ» получилось? Давайте разберемся.
Максим Кабир «Племя»
Открывает антологию… мини-антология? Помимо основного, рамочного сюжета «Племя» успевает рассказать еще три вполне самодостаточные истории, вложенные внутрь, и благодаря эффектной развязке наглядно демонстрирует, насколько жестокими могут быть низкорослые создания. Да и написан рассказ замечательно — отличное начало сборника!
Августа Титова «Проня»
А вот следующая история, напротив, очень целостна и поэтому отчасти умудряется усыпить бдительность читателя. Гротеск и алогизм происходящего вначале не позволяют испугаться, да и Проня кажется скорее забавным, нежели страшным. Вот только иллюзия эта быстро развеивается, и концовка бьет точно в цель — триллер удался.
Алексей Жарков «Билбро»
Изящный, мастерски написанный рассказ. С джентльменским хладнокровием слова автора погружают в уют, а потом его отбирают — да так, что мало вам не покажется. И дело тут вовсе не в садовых гномах и не в глупых пересудах английских городков — прочтите и решите сами, в чем именно.
Евгений Абрамович «Нити»
Липкая атмосфера безысходности встречает читателя, опутывает и больше не отпускает. А все потому, что «Нити» на редкость честны. Мы трясемся от холода и смутных страхов вместе с бедным главным героем, с ним же решительным образом пытаемся разобраться в происходящем, а потом оказывается, что нам-то еще повезло: пережить ужас можем, отложив чтение. А вот герой рассказа…
Алиса Юридан «День могил»
Легкость, с которой рассказывается эта околодетективная история, компенсируется саднящим чувством обиды за ее непродолжительность. Повествование выстраивается вокруг маньяка — ну а куда без них нынче? — и даже умудряется хотя бы раз, но разрушить читательские ожидания. На закуску — сильные финальные строки и странное ощущение притягательности всего мрачного.
Андрей Сенников «Горе-злосчастье»
Великолепный язык и достоверный историзм облекают простой, но рабочий сюжет в форму острой сабли; ею автор и рассекает реальность, извлекая за ее пределами не заурядные страхи, но кошмары высшей пробы. И вновь обидно лишь за малый объем — ну да куда от него деться?
Дмитрий Костюкевич «Грязные воды»
А вот куда. Рассказ от составителя динамичен, обстоятелен и подробен. Хотя вообще-то это и не рассказ, а дневниковые записи человека, оказавшегося на раскопках наследия племени майя. Как следствие — проникновенная документальность, с которой герой описывает свои злоключения в Центральной Америке, полностью погружает в загадочный, полный неведомых опасностей мир.
Михаил Павлов «Тьма, оставшаяся от тысячелетних пещер и штолен»
Замечательно выписанное столкновение повседневности и — вот тут название нас нисколько не обманывает — самой настоящей глубокой Тьмы. В рассказе жутко все: позиция героини, априори слабой; звуки, которым нет объяснения; пятно на фасаде дома, таинственное и почти необъяснимое. И концовка не сможет оставить читателя равнодушным.
Владимир Чубуков «Чрево»
Фантазии автора можно только позавидовать! Мерзость в тексте идет рука об руку с ужасом, и в этом союзе рождается нечто совершенно удивительное. О «Чреве» сложно говорить без серьезных спойлеров, а потому остается только одно — советовать рассказ всем, кто любит мрачную прозу, и ждать реакции.
Вместо итога хочется сказать: «Маленькие и злые» — на редкость сбалансированный по охвату тем и стилей сборник, который позволяет прочувствовать настоящий иррациональный страх перед теми, кто нас во многих смыслах ниже. За это хочется поблагодарить всех, кто работал над книгой, и в отдельности — художника Владимира Григорьева, подарившего антологии замечательные иллюстрации.
Надеемся, что число подобных проектов со временем будет расти.
1 id636 29-05-2020 21:55
Прочитал пока первые 3 рассказа, очень мощно
2 Сенников А. 24-05-2020 09:43
"Надеемся, что число подобных проектов со временем будет расти".
А вот это, кстати, интересное замечание, поскольку, похоже, намечается некая тенденция именно бесплатного продвижения хоррора в электронном формате самими авторами и составителями-авторами. Три уже есть. Андрей Миллер совсем недавно выложил в свободный доступ большой сборник своих рассказов. Насколько мне известно, это какая-то отличительная фишка именно русскоязычного хоррора.
Да, и автору спасибо за рецензию!
3 Андрей Старцев 27-05-2020 20:37
Сенников А., про рецензию - пожалуйста А про тенденцию - это да. Как мне кажется, подобный подход это замечательный способ привлечения внимания читателей. На мой взгляд, уровень современного русскоязычного хоррора не слишком правильно коррелирует с интересом читающей аудитории. Надо сформировать устойчивый интерес людей к жанру и к авторам, т.к. очевидно же - наши авторы пишут замечательные вещи, и очень хочется чтобы все это поняли
4 Парфенов М. С. 28-05-2020 02:33
Андрей Старцев, позволю себе НЕ согласиться.
Давайте рассуждать логически. Авторы, которые сделали эту книгу - в основном уже более или менее известны, у них есть какие-то свои публикации и своя аудитория. Книгу эту они распространяют на своих страничках, на своих ресурсах.
Следовательно обратят на эту книгу внимание те же самые читатели, которые у этих авторов УЖЕ есть. Которые, в общем, готовы (по крайней мере - были готовы прежде) заплатить какие-то деньги за книги с произведениями этих авторов.
Никакого особого внимания, никакой сколько-нибудь обширной новой аудитории подобные "издания", на мой взгляд, авторам НЕ принесут.
5 Андрей Старцев 28-05-2020 05:22
Парфенов М. С., а может и так. Зато уже имеющаяся аудитория поощрена ценным для себя бесплатным "бонусом", который, опять-таки, подогревает интерес в ожидании других, платных публикаций. Наверное, во мне говорит воодушевленность: подобные антологии видятся мне априори позитивным явлением)
6 Парфенов М. С. 28-05-2020 02:34
Сенников А., да просто зарубежом выше ценят свой труд авторы, а нашим в большинстве главное - "шобы читали".
Да, я понимаю, что мое мнение не будет популярно, но это мое мнение и я имею на него право.
7 Сенников А. 31-05-2020 13:40
Парфенов М. С., дело не в том, что зарубежом выше ценят свой труд авторы, сколько в том, как труд авторов ценят другие. И вообще - чужой труд. Любой. Слишком много взаимодействующих факторов, чтобы списать всё на самооценку авторами своего труда. Это не приглашение к спору, а моё мнение, на которое я тоже имею право.
Что касается "шобы читали", то эта мотивация не очень вяжется с этим:
"Давайте рассуждать логически. Авторы, которые сделали эту книгу - в основном уже более или менее известны, у них есть какие-то свои публикации и своя аудитория. Книгу эту они распространяют на своих страничках, на своих ресурсах."
То есть, я согласен, возможно, новых читателей подобные антологии к авторам и не привлекут, но и мотивация к составлению подобных проектов, участию в них, как мне кажется, несколько выходит за рамки пожеланий автора-новичка на сетевой площадке, с которых многие из нас начинали.
8 Парфенов М. С. 31-05-2020 15:05
Сенников А., свою оценку я даю на основании своих наблюдений, в том числе и личного общения с авторами - как отечественными, так и зарубежными.
Что касается отношения к чужому труду, то все это хорошо, только по факту сводится к одному: если у людей будет возможность получить что-то дешевле/бесплатно и не пострадать - люди в массе своей будут пользоваться такой возможностью. Это совершенно естественно. И пираты есть далеко не только в России, и халяву любят не только у нас. Потому что для человека логично выбирать из двух вариантов тот, который ему выгоднее.
Что касается "шобы читали", то эта мотивация прекрасно вяжется с цитируемым далее, поскольку полностью фраза звучит так:
"нашим В БОЛЬШИНСТВЕ главное - "шобы читали".
И да, во второй цитате сказано "В ОСНОВНОМ" и "БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ", "есть КАКИЕ-ТО публикации" и т.д..
9 DIO N 01-06-2020 07:53
Парфенов М. С., думаю, это говорит не столько о писателях, сколько о размерах рынка русской тёмной литературы. Спрос ниже предложения - вот и всё.
10 Парфенов М. С. 03-06-2020 00:49
DIO N, Дмитрий, спрос всегда будет ниже предложения. Потому что талантливых, хорошо пишущих авторов много не бывает, а вот графоманов и просто "очень средненьких" - сотни и тысячи.
11 DIO N 03-06-2020 08:23
Парфенов М. С., Михаил, давайте не будем брать в расчёт графоманов - речь не о них ведь, правда. Дабы не сыпать риторическими вопросами задам конкретный: как следовало бы действовать конкретно авторам по вашему мнению?
12 Парфенов М. С. 03-06-2020 12:14
DIO N, авторам, на мой взгляд, следовало бы:
1. Ценить свой труд и искать прежде всего гонорарные публикации;
2. Понимать, что сейчас можно опубликовать за (пусть более чем скромное, но все-таки) вознаграждение не то что очень хорошие, но даже и достаточно средние рассказы. И если ваш рассказ никто не публикует - значит, он ниже среднего.
13 DIO N 03-06-2020 12:40
Парфенов М. С., А кто может "продать" всех талантливых и хорошо пишущих авторов прямо сейчас (если что, я не о себе говорю в этом контексте, а об именах всем известных)? К сожалению никто, хотя их не так уж много - для этого не нужно даже бухгалтерию просить - в ССК выходит без переизданий четыре книги в год (это не упрёк или преуменьшение заслуг - просто данность). Куда девать себя "не поместившимся" авторам?
Да, кто-то может уйти в смежные, в широком смысле фантастические сборники и журналы, но чистый хоррор и его экстремальные ответвления тут обычно мимо. Писать "в стол" в надежде на то, что сборник выйдет лет через 5 (но это не точно)? Вот люди и собираются в цифровые сборники, которые практически ничем не отличаются от большинства вебзинов. К слову о вебзинах (не буду перечислять известные всем названия) - некоторые выходят сразу бесплатно, у остальных же продажи ничтожно малы и в итоге они всё равно открывают свободный доступ - составители толком не зарабатывают (кроме геморроя), что говорить об авторах. Рассказ в них "обкатать" можно без гонорарной основы, чтобы потом попробовать пристроить куда-нибудь на бумагу; в случае с аналогичными "самособранными" сборниками, ситуация та же - в чём разница? Ну или, раз мы разговариваем сейчас на страницах Даркера, поговорим о нём - чем он предпочтительней? Да, это, как говорится, классика, респект, все дела. Но если по сути - это не "шоб читали"? Гонорарная же публикация... По вашей логике не имеет никакого смысла писать сюда...
Нет, есть ещё, конечно, Автор Тудей с многочисленными клонами и возможностью монетизации, но если автор не решит вдруг удариться в ЛитРПГ, то с большой долей вероятности ловить ему там всё так же нечего - поправьте, если я не прав.
Ваша мысль глубоко правильная и я её всем сердцем разделяю, но приложить её практически в наших условиях, как показывает практика, не удаётся почти никому...
14 Парфенов М. С. 03-06-2020 12:56
DIO N, вы, задавая первый вопрос, как бы утверждаете, берете за аксиому, что хороших текстов БОЛЬШЕ, чем выходит в ССК книг за год. Что, мол, есть куча "не поместившихся".
А я вам, как человек с ССК напрямую связанный, говорю, что это не так. То есть эта ваша "аксимома" - ни фига не аксиома.
Мы уже несколько лет как готовы и хотим издавать БОЛЬШЕ книг. И авторы об этом знают. Но мы не готовы понижать планку литературного уровня (притом, что она вообще-то не задрана как-то особо высоко).
Так что повторяю - если ваш текст не берут в ССК, значит он ниже среднего.
Желающие могут сравнить. Я сам предлагал некоторым авторам отправить их тексты, не подошедшие в ССК, в Варго-серию, где та самая "планка литуровня" всегда была ниже. Кто-то так делал и без моих советов. В Варго-серии за эти годы вышло несколько десятков рассказов и 3-5 романов из тех, что не подошли в ССК. Вот только Варго-серия в итоге закрылась - на мой взгляд, как раз в результате такой политики.
Все равно есть еще масса других вариантов помимо ССК. Периодика, какие-то новые серии, проекты и т.д.. Гугл в помощь.
Но, повторяю, проблема не в том, что в ССК издается условно говоря 4 книги в год, а хороших текстов якобы гораздо больше.
Проблема в том, что хороших текстов с трудом набирается на 4 книги в год.
Что касается Даркера, то здесь как раз публикации гонорарные (и пресловутая планка литуровня ниже). Да, гонорары скромны (50, 200, 500 рублей за рассказ), но это больше чем ничего.
15 DIO N 03-06-2020 13:22
Парфенов М. С., позиция понятна, тогда и спорить не о чем.