DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Сочные деликатесы с кухни русского сплаттерпанка

Месиво (соавторский сборник)

Авторы: Виктор Глебов, Николай Романов

Жанр: сплаттерпанк, экстремальные ужасы

Издательство: REDBOOK (электронная версия)

Год издания: 2018

Похожие произведения:

  • Райан Хардинг «Генитальный измельчитель» (сборник)
  • Рэт Джеймс Уайт «Книга тысячи грехов» (сборник)
  • Клайв Баркер «Книги крови» (цикл сборников)
  • Сплаттерпанк — жанр довольно специфичный. Но если на Западе создаются десятки узкоспециализированных издательств — для удовлетворения экзотических потребностей читателя, то в СНГ, где mass market мертвее Ричарда Лаймона, увлеченные любители и заядлые поклонники берут дело в свои руки.

    В своем цифровом соавторском сборнике «Месиво» Николай Романов и Виктор Глебов — два автора, занимающие далеко не последние места в эволюционирующей истории «новой волны отечественного хоррора» — решили продемонстрировать читателю, пресытившемуся тривиальным чтивом, что такое настоящая литературная брутальность.

    Предисловие за авторством вашего покорного слуги вводит в курс дела, после чего в бой вступает «Мясной танк» Николая Романова. Незатейливый рассказ об одном социопате, который на танке, склепанном из различных человеческих частей, решается наведаться в осточертевший ему городок. «Мясной танк» — это влажная мечта Эда Гейна, незабываемый литературный праздник для всех стигматофилов и стигматофобов. Пускай и слабый с точки зрения полноценного сюжета, но способный вызвать как тошноту, так и истерический хохот, отчего воспринимать его следует в качестве этакой кнопки «Пуск» для баллистической ракеты, если будет уместна оборонно-производственная параллель.

    А вот в «Елочке» Романов выдал полнометражную историю, которая с беспощадностью палача бьет по душевной организации читателя, словно кувалдой. Переиначив известную рождественскую песню «В лесу родилась елочка», Николай выпустил в свет недетскую сказку с психоаналитическими и хтоническими мотивами. В «Елочке» Эрос и Танатос, больные проказой, сплетаются то ли в гнилостном танце, то ли в некротическом коллапсе, принося в мир героев лишь хаос и упадок. Наглядная иллюстрация того, как вожделение может переродиться в тягу к саморазрушению, которая не приснилась бы дядюшке Фрейду и в самом кошмарном сне.

    В «Наглядном пособии» Виктор Глебов поведает об учителе, который дает частные уроки отнюдь не примерным хорошистам. И не сложно догадаться, что его занятия по анатомии несут далеко не безобидный характер. «Наглядное пособие» не даст заскучать ввиду малого объема, отсутствия фабульной «воды» и наличия не самых эксплицированных, но достойных сцен насилия. Единственная беда состоит в том, что история, которая по идее носит черноюморный характер (здесь вам и наглядная(!) игра слов, нотки протеста и язвительная ирония в лучших традициях американских мастеров сплаттерпанка), рассказана «на серьезных щах», отчего и в пост-финале градус эмоций не достигает требуемого апогея.

    Во втором своем рассказе — «Эскорте» — Глебов расскажет об одинокой даме, решившей воспользоваться услугами жиголо. Классический сценарий в духе «случайная встреча со злом» Глебов, дабы избежать штампов, в кульминации заточил под фольклорный ужастик с забавным и выверенным твистом, который не сможет не вызвать улыбку. К сожалению, для тех, кто ожидал сочных подробностей (ибо тематика диктует) — в «Эскорте» их будет мало, впрочем, в ущерб литературной ценности рассказа это никак не пойдет.

    «Говорящий волк» Романова с головой окунает в эпоху первобытного общества. И если некоторые моменты, связанные с метаморфозами героя, мифологией и шаманизмом, могут почудиться сумбурными и дающими больше вопросов, чем ответов, то оригинальные декорации, грамотно выстроенная атмосфера зыбкой беспросветности, плюс яркие сцены племенного быта и безумной жести сгладят любые шероховатости восприятия, не оставляя равнодушным даже самого искушенного поклонника хоррора.

    В «Воплощении» Виктор Глебов с виртуозностью циркача-прозаика жонглирует обсессивно-компульсивными мотивами, и жонглирует уверенно, выдавая хоть и не убер-мясное, но безумное шоу со своим параноидальным очарованием, не лишенное занимательного твиста, мрачного психологизма и идейного стержня.

    Тех, кто пережил «Воплощение», Глебов угостит термоядерным «Молоком». Суровым киберпанком, достойным пера Уильяма Гибсона, будь он фанатиком хардкорных ужасов. «Молоко» представляет собой показательную историю о противостоянии «всезнающего» человека-микроба и исполинской диктатуры нового мира, не лишенную восхищения каноническим биопанком.

    После насыщения футуристическим нектаром приходит время реликтового «Чудо-дерева», посаженного Николаем Романовым. Его четвертый рассказ — это сплошной алогизм и гротеск, из-за которого читателю не будет покоя из-за перемежающихся приступов смеха и желудочного дискомфорта. Сие произведение можно сравнить с творчеством Эдварда Ли, Моники Дж О’Рурк и Тима Миллера, посвященному тошнотворным приключениям реднеков — только на сей раз не в пользу американских «сплаттерпанков», ибо «Чудо-дерево» в десятки раз свежее, оригинальнее и качественнее, если делать акцент на стиле, композиции и умелости обращения к разнообразному спектру эмоциональных приемов.

    В «Ням-ням» Виктора Глебова некоторые узнают микро-рассказ «Ключи», который из коротыша мутировал в полноформатную историю. По воле удачи Алена убивает похитителя-маньяка. Казалось бы — освобождение неизбежно — только преступник забыл взять с собой в подвал ключи от наручников, что сковывают девушку... На что пойдет героиня, понукаемая инстинктом самосохранения, ради выживания? Как говорится — продолжение следует…

    А после продолжения Николай Романов грубо насилует мозг читателя. «В зад». Вернее, не он, а его рассказ, который являет собой сплошную физиологическую боль, возведенную в абсолют. Алчное пламя, лакающее оголенный нерв. На голову (и не только) героя падает столько ужасающих травм, что некоторые не поверят в реалистичность происходящего, но не отключат сопереживание, пока Романов не откроет козырь, что однозначно гарантирует «вау»-эффект. И куда без язвительной издевки в виде игры слов — в конце концов, смех искусно дополняет тошноту!

    От ужасов агонии к ужасам пионерским Романов эффектно переходит в рассказе «Цистерна». «А давайте-ка поглядим, что там», — предложил Олег, один из героев, после чего с фонариком наперевес полез к люку цистерны. Подобные тревожные «звоночки» в ужасах стали штампом мейнстримом, но Николаю Романову удалось выдать мощную историю в лучших традициях. И пускай «Цистерну» сложно отнести к субжанру экстремальный ужасов в его каноническом понимании, но гибрид мальчишечьего хоррора и боди-хоррора — самое оно для разнообразия. Для того чтобы отдышаться, хотя вряд ли динамика фабулы позволит вам это сделать.

    Книгу завершает повесть Виктора Глебова «Твари», повествующая об эпидемии, из-за которой медленно и неумолимо разлагается типичный городок Российской империи. Увы, но все началось за здравие, а кончилось за упокой. Автору не удалось раскрыть по максимуму все гниющие прелести своего уникального и масштабного сеттинга — начало на высоких нотах скатывается к блеклым героям и пресно оформленным сюжетным линиям, что лишены прежнего драйва и обаяния, и ведут в мертвую пустоту, по сути. Почти как болезнь, фигурирующая в произведении…

    «Месиво» — явление для русскоязычного хоррора знаковое, и со временем люди найдут ответ на вопрос «А почему?». Для Глебова и Романова охота на столь буйного зверя, как сплаттерпанк, окончилась успешно, и теперь каждый сможет изучить его со всевозможных ракурсов, ужасаясь и восхищаясь.

    «Месиво» — это не нудная теория, а безумная квинтэссенция практики, открывающая доселе невиданные грани жанра и нашей адской рутины. Несмотря на плюрализм авторских подходов и плюсов/минусов, композиция сборника может похвастаться сбалансированностью, из-за которой «Месиво» воспринимается как своеобразный литературный организм, а не конвейерное скопление «нетленок».

    К слову, для самых пытливых и живучих в сборнике затаилась одна интересная загадка, решение которой ведет к новым просторам для воображения и размышлений. Подсказки есть везде — в предисловии, в рассказах, даже в этом тексте.

    Все, что я вам могу посоветовать — ищите.

    Кто ищет — тот всегда найдет.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)