DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ЗАКЛЯТЬЕ. 13-Й ЭТАЖ

Предопределено и переплетено

Исполнитель: Abyssphere

Название альбома: Эйдолон

Жанр: Melodic Doom Death Metal

Страна: Россия

Лейбл: Endless-Desperation Prod

Дата выхода: 30 сентября 2022

Дум и фатум, рок и судьба — это основа философского столпа, именуемого фатализмом. Последователи этого учения склонны считать, что все предопределено и, возможно, переплетено, но на последнем внимания не заостряют. Чего не скажешь о питерских музыкантах из группы Abyssphere.

Новый альбом стал настоящим сюрпризом для всех ценителей направления. Ну, еще бы! Прошлый полноформат «На пути к забвению» (2017) ждали всем миром, жадно читая каждую новость о работе над пластинкой. О новом же альбоме с поистине философским названием «Эйдолон» новостей как таковых не было. Банда нежданно-негаданно выпустила сингл «Король Харальд» и скромно сообщила, что готовится альбом. А потом, спустя месяцы, по Сети прокатилась новость, что Abyssphere выпустили новую работу.

Группа примечательна тем, что заворачивает свои истории в удивительные литературные формы, которые поражают глубиной и красотой. На первый взгляд может показаться, будто в песнях нет сюжета, но это только на первый взгляд. Событие или идея, вокруг которых строится рассказ, есть всегда — воображение при прослушивании само рисует картины на основе музыки. В них нет созерцания и принятия неизбежности как очередного жизненного события. Отнюдь. Своей музыкой коллектив демонстрирует обилие чувств не самого радостного толка как реакцию на предопределенность тех или иных событий.

Стилистически музыка — все тот же мелодический дум-метал, но со своим колоритом. В целом есть что-то общее с зарубежными группами, особенно финскими. Только если, например, Swallow the Sun похожи на кафедральный собор, то Abyssphere больше напоминают монастырь. Однако это не значит, что петербуржцы звучат бедно. Здесь скорее уж камень в огород финских товарищей, чья музыка порой — настоящее нагромождение звука, что не всегда плюс. Abyssphere же пишут свой материал так, что «ни добавить, ни отнять», как говорится. Соблюдают баланс.

Пробежимся по плейлисту.

«Город»

Трек задает настроение если не всему альбому, то первой половине уж точно. Спокойное вступление с вкраплениями клавишных через несколько тактов под счет барабанов превращается в ударную звуковую волну, и рев вокалиста не оставляет сомнений: будет нелегко. А если вслушаться в текст, то тяжело может стать вдвойне: слова здесь словно гвозди, по которым бьет железный молот.

«7 дней»

Приквел к Fallout’у (или «Метро») в музыке. Начинается песня со спокойного гитарного перебора, в котором чувствуется тревожность, подчеркиваемая звуками на заднем фоне. Когда вступают все инструменты, настроение становится больше обреченным, чем тревожным, и это чувство усиливается, когда вступает вокалист и начинает рассказывать о, по-видимому, ночной бомбардировке города. Складывается впечатление, что речь идет о ядерной войне. Этому среди прочего способствуют звук сирены и текст припева:

На седьмой день звуки стихли, дым рассеялся и огонь угас.

Я проснулся в поле, что раскинулось насколько хватит глаз.

Легкий бриз, застывший полдень, свет вдали, влекущий за собой.

Кажется, мой путь окончен; я вернулся наконец домой.

Любопытно, что песня отсылает к Библии с ее семью днями творения. Только здесь мы наблюдаем упадок и разрушение в течение того же промежутка времени.

«7 дней» чем-то отдаленно напоминает «Carthago delenda est» прошлого лонгплея. Есть здесь та самая хитовость, пусть песня и не боевая по настроению.

«Эйдолон»

С самого начала песня марширует, как римский легион, — мощно, стройно, в ногу. Размеренный темп вкупе с чистым вокалом — его, кстати, в этом альбоме стало куда больше — погружают в некое подобие транса, словно бы подводя слушателя к чему-то, но постепенно. Возможно, к главной мысли этого трека (или даже альбома?): «Я исчезну среди звеньев длинной цепи, а мой эйдос обратится в эйдолон».

«Декаданс»

Композиция медленнее предыдущей. Здесь тоже лидирует чистый вокал. Фирменная мелодика в наличии. Как и ощущение каменных оков, сковавших тело…

«Ностальгия»

Вступительная партия акустической гитары наталкивает на мысль, что вся песня будет выдержана в эдаком дарк-фолковом духе. Но эти подозрения очень скоро разбиваются о стену перегруженных гитар и барабанов. Тяжелая и медленная песня — словно попавший в болото танк. К проигрышам на акустической гитаре присоединяется чистая электрогитара.

«Врата в Дуат»

Бой барабанов, восточные мотивы и женский вокал на заднем фоне — главные фишки песни. И даже когда все сжимается до единственной акустической гитары, ориентальная мелодика не теряется. Интересно, что вокалисты продолжают работать в своей манере, не пытаясь подражать голосам Ближнего Востока (Дуат — страна мертвых в египетской мифологии).

«Король Харальд»

Следом за мифологической композицией — историческая. Вновь ловим флешбэк на «Carthago delenda est», но база теперь не римская, а скандинавская. Сага о Харальде сильно отличается от остальных песен в альбоме, потому что на две трети состоит из сплава фолка и симфоники, а металлическая составляющая появляется только в финале.

«Проводник»

Возвращаемся к началу — стройному ряду первых песен. Тяжелое музыкальное сопровождение, неспешные ударные, звучный бас и разрушительная лирика — вот что характеризует «Проводника». Возможно, песня как-то связана с самой первой, но доказательств нет — просто очень похожа атмосфера.

«Из пепла»

Песня-исповедь, песня-завещание. Точнее — ядерный коктейль из того и другого, который в первой половине под аккомпанемент фортепиано в шуме дождя пьет мужской голос, а после инструментального проигрыша с соло бокал-вокал берет девушка. Ее последние слова пробирают до костей:

Уходя навсегда, мы с фальшивым теплом говорим,

Что всегда будем помнить.

Мне и правда хотелось бы камень в груди,

Пустоту чтоб хоть чем-то заполнить...

Все мы знаем рок-баллады, грустные песни о любви и несбывшихся мечтах. Но есть более глубокий уровень — трагедия. И если интернациональная группа Clouds пишет в личном дневнике трагедию собственной кровью и слезами, оплакивая кончину любимого человека, то Abyssphere пишет ее едва ли не в учебниках истории человечества, используя для этого золу, оставшуюся после падения города или гибели целой эпохи. В песнях группы есть едва уловимая безысходность, но вместе с тем и чувство здоровой злости, как будто человек встречает крах цивилизации не на коленях, а стоя ровно, скинув последние оковы. Чувство предсмертной свободы пронизывает альбом «от и до», потому что все предопределено и переплетено.

Если описать релиз в двух словах, лучше всего подойдет «урбанистический и эпохальный». Урбанистический — потому что в этой музыке чувствуется городской пейзаж: разбитый асфальт, стекло под ногами, серые шестнадцатиэтажки и километры проводов. А эпохален альбом не в том смысле, что он окажет влияние на многие поколения и изменит музыкальную индустрию. Речь о масштабе внешних и внутренних событий, которые группа здесь демонстрирует. Нельзя не заметить, сколько страсти вложено в каждое слово и каждую ноту. В древнегреческом театре зародилось понятие «пафос». Сейчас его понимают превратно, отождествляя с претенциозностью или даже надменностью. Но пафос — это просто накал чувств, когда их много и они остры настолько, что едва не прорезают материю, проявляясь в речах и делах. Страсть, одним словом.

И у Abyssphere есть страсть. Эта группа — больше чем просто музыкальный коллектив. Это музыкальный театр, где с каждой новой песней зрителю открываются невидимые ранее грани трагедии как жанра.

«Эйдолон» достоин если не отдельной постановки, то, по крайней мере, сценического сопровождения актерами живого выступления группы.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)