DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Прогнивший дом

Асьенда / The Hacienda (роман)

Автор: Изабель Каньяс

Жанр: готика, исторический роман, ужасы

Издательство: Inspiria

Серия: Novel. Готическая гостиная

Год издания: 2023 (в оригинале – 2022)

Перевод: Е. Радчук

Похожие произведения:

  • Дафна дю Морье «Ребекка» (роман)
  • Ширли Джексон «Призрак дома на холме» (роман)
  • Сильвия Морено-Гарсиа «Мексиканская готика» (роман)

Ужасы во всех их проявлениях часто упрекают в оторванности от реальности. Говорят, что, беря в руки подобный роман, читатель стремится подменить реальные проблемы вымышленными автором кошмарами. Но литературоведы, глубоко погруженные в проблематику хоррора, отмечают, что ужасы, как и любой другой жанр, отвечают на вызовы современности и трансформируются, реагируя на стоящие перед обществом проблемы и противоречия.

Сознательно ли авторы хорроров поднимают в своих произведениях актуальные проблемы – вопрос спорный, так как зачастую об этом можно только гадать. Но в дебютном романе Изабель Каньяс «Асьенда», изданном в 2022 году и номинировавшемся на премию Брэма Стокера, проблемы власти, общественного расслоения, экономического и культурного упадка в Мексике начала XIX века, по словам автора, поднимаются вполне осознанно. Все это, впрочем, не превращает «Асьенду» в суровую социальную прозу о буднях сборщиков агавы под жарким мексиканским солнцем, так как на фоне исторических событий, переустройства страны после Мексиканской войны за независимость, разворачивается классический готический хоррор.

Отец юной Беатрис, главной героини романа, выбрав неправильную сторону в военном противостоянии, трагически погибает. В конце концов, претерпев множество лишений, Беатрис выходит замуж по расчету за одного из идеологов победившей стороны. Муж, влюбленный в нее дон Родольфо Солорсано, спешит сделать новобрачную хозяйкой своего дома, асьенды Сан-Исидро.

Асьенда же, отдельный герой повествования, оказывается совсем не тем тихим уголком, на который рассчитывала Беатрис. По ночам в углах мерцают красные глаза, с лестницы норовят столкнуть ледяные руки, а под потолком раздается женский смех.

Тут бы Беатрис и пропала, но на помощь ей приходит падре Андрес, священник смешанного происхождения с жуткими секретами, за которые его еще несколько лет назад сожгли бы на костре. Падре Андрес – ведун, семья которого жила под стенами асьенды Сан-Исидро многие поколения, а потому только он может защитить Беатрис и изгнать призраков, наводнивших стены дома.

Героев «Асьенды» не назовешь особенно фактурными. Характеры не строятся по шаблону, взятому из классической готики, но каждый персонаж, подобно детали швейцарских часов, играет в сюжете отведенную ему роль и изящно занимает определенное место, позволяя читателю если не проникнуться к нему искренними эмоциями, то восхититься эстетичностью и продуманностью происходящего.

Лучшее, что есть в романе, – его атмосфера. Асьенда со всеми тяготами прозябающих на ней людей выписана так ярко и живо, что в ее существование начинаешь верить.

Не менее живо выписан и сверхъестественный компонент происходящих событий. Проявления иного мира в «Асьенде» напомнят читателю скорее о франшизах «Заклятье» или «Астрал», чем о «Ребекке» или мексиканской готике, с которыми «Асьенду» часто сравнивают. Силы из иного мира не только меняют температуру и стучат в стены, заставляя героев усомниться в собственном здравомыслии, но и швыряют их с лестницы, развеивая всякие сомнения в своем существовании.

На этом фоне выигрышно смотрится необычная любовная линия между Беатрис и падре Андресом. Их запретные, но вполне понятные чувства не выглядят на общем фоне слащаво или неуместно, внося в повествование необходимые нотки минорности и лиризма.

Язык «Асьенды» при этом довольно рваный и дерганый, что иногда мешает полностью погрузиться в атмосферу. Создается впечатление, что некоторые сцены остались недоработанными и предложения в них как бы наскакивают друг на друга, временами сбивая при прочтении с ритма. Хоррорная же составляющая «Асьенды», как видно из сказанного выше, на высоте: тут и ужасы готического дома, наполненного потусторонними шепотами, и скрытая напряженность между героями, выливающаяся порой в драматические конфликты, и даже элементы бодихоррора, сводящие главную героиню с ума.

«Асьенда», немного недоработанная, изящная в своей потусторонности, броская и привлекающая внимание необычным сеттингом, вызывает смешанные чувства. Ее можно посоветовать тем, кто любит классический хоррор и не боится экспериментировать и знакомиться с новыми авторами. Они смогут как провести с ней несколько захватывающих дух вечеров, так и поразмышлять над непростыми проблемами, наследие которых завитками тумана просачивается из прошлого в нашу жизнь.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)