DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ АРТУРА

Развлечение капиталистов

Игра / The Game

США, 1984

Жанр: триллер, детектив

Режиссер: Билл Ребейн

Сценарий: Уильям Артур, Ларри Дрейфус

В ролях: Том Блэйр, Джим Яквинта, Кэрол Перри, Стюарт Осборн, Дон Артур, Дэбби Мартин

Похожие фильмы:

Много ли хорророманов России знают Билла Ребейна? Скорее, о нем осведомлены политологи, поскольку он дважды баллотировался на пост губернатора штата Висконсин. В своем штате Ребейн являлся известным кинематографистом, руководителем студии The Shooting Ranch, где создавал не только научно-фантастическое кино, стяжавшее ему славу, но и рекламную продукцию.

Как и другой независимый фантаст тех лет Дон Долер, Билл Ребейн отличался умением делать недорогое, но интересное кино. Ряд его проектов с годами стали культовыми в США, а лента «Вторжение гигантских пауков» (1975) даже попала в топ-50 самых кассовых фильмов года. Также режиссер вошел в историю как новатор киносъемочного оборудования и успешный продюсер малобюджетного кино на Среднем Западе. Первый его фильм, снятый в середине 1960-х, так и не был закончен и впоследствии оказался продан другому известному режиссеру малобюджетного кино Хершеллу Гордону Льюису, сделавшему на основе снятых Ребейном сцен один из своих самых известных фильмов тех лет «Монстр Go-Go».

Настоящим дебютом Билла Ребейна стала картина «Вторжение изнутри Земли», созданная в 1974 году. С тех пор практически все его работы были посвящены мистике или фантастике и отмечены удивительным умением создавать прилично выглядящие жанровые образцы на низком бюджете. Как и Дон Долер, Билл Ребейн был романтиком и энтузиастом кино, но в то же время и опытным продюсером — большинство его фильмов имели международный прокат, и в целом имя Билла Ребейна ассоциируется не с грайндхаусом, как имя Долера, а, скажем так, с более приличной кинопрокатной нишей.

Тем любопытнее ознакомиться с его «Игрой». Ряд рецензентов сравнивают ее с фильмом Дэвида Финчера, хотя, кроме самой игры, тут нет ничего общего. Да и игра другая. С самого начала очевидно, что троица богачей устроила себе веселье с выбывающими игроками исключительно из спортивного интереса — они даже делают ставки, как в казино, на живых людей.

Постановщик включает в сюжет нарочито кукольных монстров, которыми богачи пугают прибывших в их имение искателей «американской мечты». Но постепенно трем капиталистам становится скучно от однообразных страшилок, и их развлечения переходят криминальную грань.

В базах фильмов «Игра» аттестована как ужасы, но это едва ли верно. Для этого жанра требуется если не саспенс, то хотя бы создание напряженной атмосферы тайны и загадки, но режиссёр «Игры» преследовал иные цели. Он снял скорее лукавую сатиру на капиталистический мир, вдохновившись, очевидно, сюрреалистическими примерами великого Луиса Бунюэля, хотя и в массовом кино США в те годы нередко обращались к левой критике. Достаточно сказать, что в это время были сняты такие известные сатирические комедии, как «Поменяться местами» Джона Лэндиса и «Переключая каналы» Теда Котчеффа. И это не говоря уже о творчестве знаменитого левого постановщика Оливера Стоуна.

Пусть «Игра» малоизвестна, но она все равно отлично вписывается в данный семантический ряд. На левую ориентацию Ребейна также указывает приглашение на одну из главных ролей Тома Блэйра, актера труппы гуру независимого кино Джона Джоста, непримиримого критика американского социально-политического истеблишмента.

«Игра» снята на стыке триллера и сатиры и представляет собой гротескно-абсурдное зрелище, где гипертрофированно изображены как жажда наживы рядовых американцев, так и стремление к удовольствию зажравшихся капиталистов, которым, грубо говоря, некуда девать деньги. Режиссер контрапунктно использует музыку, добиваясь комического эффекта в самых страшных сценах и показывая ненатуральность, фантасмагоричность самой игры. Она такая же фальшивая, притворная, как и все участники абсурдного действа.

Говорить о качестве спецэффектов не имеет смысла, поскольку они нарочито искусственные, так что даже ребенок распознает во время от времени появляющихся монстрах механических кукол. Зато само кино снято довольно качественно для картины с бюджетом 65 тысяч долларов. Билл Ребейн принадлежал к редкому числу деятелей малобюджетного сегмента американской киноиндустрии, которые стремились создавать качественное кино по мере своих финансовых возможностей. Поэтому Билла Ребейн ассоциируется не с трешем, как его коллеги тех лет Эдвард Вуд и Рэй Деннис Стеклер, а с хорошей жанровой продукцией. В 2009 году он даже получил награду на кинофестивале в Мэдисоне за вклад в киноискусство, а его творчество рассмотрено в популярных киногидах Сюзанны Донахью и Денниса Фишера.

В конце 1980-х, когда эпоха грайндхауса и независимого жанрового кино 1970-х окончательно ушла в прошлое, вытесненная новым поколением режиссеров-продюсеров в лице Чарльза Бэнда и Фреда Олена Рэя, Билл Ребейн завершил активную фазу своей творческой деятельности. Его студия была закрыта из-за финансовых проблем, сам он перенес инсульт и в 1990-е занялся литературной деятельностью, выпустив две книги, посвященные созданию независимых ужасов и фантастики.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)