DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Ронни Джеймс Дио: радуга во тьме

10 июля 1942 года в Портсмуте, штат Нью-Гемпшир, родился Рональд Джеймс Падавона. На стыке 70-х и 80-х он прогремел на весь мир под именем Ронни Джеймс Дио. С тех пор его принято считать одним из величайших метал-вокалистов, «крестным отцом хэви-метала». Песни, написанные и исполненные им в коллективах Rainbow, Black Sabbath и Dio, стали «библией» тяжелой музыки.

2020 год отмечен еще и трагической круглой датой: прошло ровно десять лет с тех пор, как маэстро нас оставил. Поздней осенью 2009 года у него обнаружили рак, а 16 мая 2010 он скончался.

Памятник Дио в Каварне, Болгария

День рождения Дио — хороший повод вспомнить самые яркие страницы его музыкальной биографии и не только. Дадим слово и самому Ронни Джеймсу — приведем самые интересные отрывки из тех интервью с ним, что до сих пор не публиковались на русском языке.

С чего все начиналось?

Ронни Джеймс родился в Штатах, но корни у него итальянские. Вероятно, именно поэтому он с раннего детства полюбил музыку. Мгновенно узнаваемый мощный вокал начал формироваться, когда маленький Рональд слушал дома пластинки с записями оперных певцов и подражал их голосам. Хотя он не оканчивал музыкальных школ (и даже, поговаривают, не владел нотной грамотой), его манера исполнения близка к оперной.

Знаком рок-н-ролльной «козы» мы обязаны... бабушке Дио. Суеверная, малограмотная женщина, она использовала этот древний жест в ситуациях, когда мы, русскоязычные, восклицаем «чур меня» или «сгинь, нечистая». Внучок запомнил. Знать бы старушке, что лет через тридцать-сорок два поднятых пальца — указательный и мизинец — будут в унисон демонстрировать миллионы людей на каждом — без единого исключения! — рок-концерте...

Знаменитая «коза»

Пяти лет от роду, мальчик уже играл на трубе, а в первые школьные годы попал в детский ансамбль. Со временем Ронни променял трубу на бас-гитару, а школьный музыкальный коллектив перерос в полноценную взрослую группу Ronnie & The Red Caps, чьи первые синглы вышли в 1958 и 1960 годах — задолго до дебютного релиза The Beatles.

В начале 60-х Ронни взял звучный творческий псевдоним Dio. Может показаться, будто юноша повел себя весьма нескромно, ведь в переводе с итальянского «dio» — это «бог». Однако все не так просто. Рональд назвался так в честь одного американского мафиозного авторитета (тоже итальянского происхождения).

Будущий крестный отец хэви-метала

«Моя настоящая фамилия слишком длинная и экзотическая. А нужно было что-то цепкое. Отдавая дань своим итальянским корням, я выбрал мафиозного босса по имени Джонни Дио. Не для того, чтобы нажиться на его дурной славе, а потому, что “Dio” — это коротко и к месту» (из интервью «Ronnie James Dio: My Life Story», Дэйв Линг, журнал Metal Hammer, 2008).

Группу переименовали в Ronnie Dio & The Prophets. Сегодня широкая публика может послушать и оценить около тридцати песен коллектива, включая самые ранние записи The Red Caps. Полное собрание было выпущено в 2012 году. Называется оно «Ronnie Dio And The Prophets — The Early Years». Ронни Джеймс на тех записях играет на бас-гитаре и поет.

Материал в основном оригинальный, авторский, однако песни мало чем отличаются от рок-н-ролльных стандартов того времени, исполнявшихся Элвисом Пресли, Бо Диддли и Чаком Берри.

Стоит отметить, что алкоголем и наркотиками, в отличие от многих своих сверстников-музыкантов, Дио не баловался ни в свой рок-н-ролльный период, ни после. Более того, он получал хорошие оценки в школе и, не бросая музыку, выучился в университете на фармацевта. Всемирной славы он добился исключительно талантом и трудолюбием, никогда не стремясь к бессмысленному саморазрушению и сомнительной репутации бунтаря.

Человек на серебряной горе: восхождение на музыкальный Олимп

Команда с Ронни во главе продолжала развиваться в заданном направлении. К началу 70-х ребята отрастили волосы по плечи, переименовались в The Electric Elves, потом в The Elves, а затем стали просто Elf. Вливаться в струю модного в те годы хард-рока коллектив не торопился, продолжая играть старый добрый рок-н-ролл. Правда, инструментальная составляющая стала намного оживленнее и разнообразнее, а у Рональда наконец сформировался тот уникальный вокал, к которому мы все привыкли. До конца жизни певца его голос таким и остался.

«Я бережно обращаюсь со своим голосом, и я знаю, как правильно петь. У меня превосходная [вокальная] техника. В первую очередь, мой голос хорош от рождения, но у меня еще и достаточно ума, чтобы правильно с ним обращаться» (из интервью «Ronnie James Dio: My Life Story», Дэйв Линг, журнал Metal Hammer, 2008).

Бородатый Дио с бас-гитарой

В таком виде малоизвестную американскую группу подобрал и взялся продюсировать Роджер Гловер, бас-гитарист Deep Purple. «Эльфы» стали выступать у тогдашних тяжеловесов на разогреве и наконец сумели выпустить первый полноценный альбом — смесь блюза и рок-н-ролла, много фортепиано и чуть-чуть экспериментов. Вскоре Дио оставил бас-гитару и сосредоточился на вокале.

«На меня повлияли Deep Purple, Led Zeppelin — в основном английские группы той эпохи, но особенно Purple и Zeppelin... Elf был в большей степени рок-н-ролльной командой для забегаловок, а я всегда хотел играть тяжелую музыку» (из интервью для DMME.net, сентябрь 2005).

В 1975 году покинувший Deep Purple Ричи Блэкмор сделал финт ушами — аннексировал «Эльфов» в полном составе (за исключением гитариста, ведь Ричи сам гитарист) и обозвал проект Ritchie Blackmore's Rainbow. 1975 год можно считать началом метал-карьеры Ронни Джеймса.

В коллективе Блэкмора Дио провел плодотворных четыре года (к слову, другие бывшие «Эльфы» даже года не продержались). Альбомы тех лет лишь с большой натяжкой можно назвать собственно хэви-металом. Однако метал-коллективы, заявившие о себе в конце 70-х и начале 80-х, считали Rainbow образцом, на который стоит если не равняться, то оглядываться уж точно. «Man on a Silver Mountain», «Lady Starstruck», «Long Live Rock N' Roll», «Kill the King» — все они, бесспорно, стали классикой хард-рока.

Дио в Rainbow

В годы членства в Rainbow Ронни Джеймс, можно сказать, состоялся как поэт. Оставив в прошлом легкие и ненавязчивые темы эльфовских времен, он переключился на фэнтези. Песни наполнились сказочно-средневековыми сюжетами и персонажами — королями, звездочетами, колдуньями. Названия говорят сами за себя: «Man on a Silver Mountain» («Человек на серебряной горе»), «Snake Charmer» («Заклинатель змей»), «Temple of the King» («Храм короля»), «Sixteenth Century Greensleeves» («Зеленые рукава, XVI век»), «Tarot Woman» («Гадалка Таро»), «Stargazer» («Звездочет»), «Gates of Babylon» («Врата Вавилона»), «Kill the King» («Убить короля»).

Эпические баталии разворачиваются на фоне зажигательных блэкморовских гитарных запилов. Превосходно выверенные сочетания инструментов и аранжировок становятся частью повествования и конфликта.

Да, и магия радуги, конечно же. Дио до конца жизни останется очарован ею. Завораживающие баллады «Catch the Rainbow» («Поймать радугу») и «Rainbow Eyes» («Радуга в глазах») можно переслушивать бесконечно...

Когда Блэкмора в конце 70-х потянуло в мейнстрим, Дио со своими средневеково-фэнтезийными сюжетами оказался не к месту. Ричи не стал искать компромиссов — просто сообщил Ронни Джеймсу через менеджера, что тот уволен.

Впрочем, уже широко известный к тому времени Дио тут же получил новое предложение, от которого было невозможно отказаться.

Небеса и преисподняя: годы в Black Sabbath

Когда из Black Sabbath с треском вылетел Оззи Осборн, коллективу потребовалась достойная замена. А Дио как раз уволили из Rainbow.

Едва Ронни познакомился с Тони Айомми и Гизером Батлером, они тут же все вместе написали новую песню — величественную «Children of the Sea» («Дети моря»), которая вскоре вошла в альбом «Heaven and Hell» («Небеса и преисподняя»).

На этом релизе 1980 года Sabbath зазвучали по-новому. Команда переместилась на рельсы того «классического» хэви-метала, который вскоре вчистую передрали Iron Maiden и Manowar. (А потом «позаимствовал» один о-о-о-о-о-очень популярный среди отечественных неформалов советско-российский ВИА, не к завтраку будь помянут. Название — слово из четырех букв.)

Все тексты сочинил Дио: про рыцарей («Neon Knights»/«Неоновые рыцари»), пиратов («Children of the Sea), ведьм («Lady Evil»/«Леди Зло», «Walk Away»/«Уходи»). Заглавная песня — «Heaven and Hell» — емко впитала философские взгляды Ронни Джеймса, от которых тот не отступился даже на смертном одре.

«Любая религия важна: она дает некоторым людям силы продолжать жить. Им нужна вера. И они верят, что стремиться к нирване или райским кущам нужно потому, что там будут только хорошие люди. И это прекрасно! Что еще нужно? Религия должна учить любви. Она должна учить тому, что, возможно, существует нечто выше человечества, чтобы мы меньше важничали. Итак, что касается религии, я всегда придерживался мнения: религия — это хорошо. Однако учения далеко не всегда остаются верными самим себе. С одной стороны, «не убий»; с другой, «око за око». Нет, такое я не принимаю. Для меня весь мир — небеса и преисподняя. Об этом и песня. Я считаю, мы уже здесь живем на небесах и в преисподней. Бог и дьявол — в каждом из нас. За нами стоит выбор — пойти дорогой добра или зла. И, поскольку у нас этот выбор действительно есть, лучше пойти дорогой добра» (из интервью «RONNIE JAMES DIO on religion and the Devil | Raw & Uncut», Сэм Данн, 2004).

Смелая позиция Ронни Джеймса не осталась без ответа. В день его похорон добрые и миролюбивые христиане-протестанты устроили уличную демонстрацию. Собравшиеся дружно брызгали слюной и призывали своего бога обрушить гнев на отлетевшую душу проклятого атеиста...

Дио в Black Sabbath

Следующий релиз «Mob Rules» («Власть толпы») 1981 года в целом выдержан в той же стилистике, что и предшественник. В лирике преобладают невероятные путешествия («Sign of the Southern Cross»/«Южный крест», «Falling off the Edge of the World»/«Падение за край земли»), колдовство («Voodoo»), баталии света и тьмы («Turn up the Night»/«Взбодрись»). Напор не так агрессивен, как в «Heaven and Hell». Тони Айомми отчасти вернулся к своим излюбленным тягучим риффам. Тяжелые композиции разбавлены короткой инструменталкой «E5150» в стиле эмбиент.

Между Дио с одной стороны, Айомми и Батлером с другой быстро назрели рабочие разногласия, вылившиеся во взаимную неприязнь. В том же 1981 году группа выпустила концертный альбом «Live Evil», после чего Ронни Джеймс покинул коллектив, прихватив с собой барабанщика Винни Эпписи.

Концертник «Live Evil» интересен прежде всего тем, как Дио интерпретирует золотую классику Sabbath, ранее исполнявшуюся Осборном, — «Black Sabbath», «Paranoid», «Iron Man», «War Pigs», «N.I.B.» и «Children of the Grave».

Сны, пробуждающие зло: начало сольной карьеры

Стилистика Black Sabbath образца 1980—1981 с небольшими изменениями перекочевала в сольное творчество Ронни Джеймса. Сколотив костяк новой команды из старых коллег — Джимми Бэйна (ex-Rainbow) и Винни Эпписи (ex-Black Sabbath), Дио пригласил до кучи молодого гитариста Вива Кэмпбелла. Недолго думая, певец окрестил коллектив своей звучной фамилией.

В 1983 году вышел дебютный альбом Dio под названием «Holy Diver», сразу ставший классикой жанра. В нем бодрые, заводные «боевики» чередуются с более размеренными композициями и балладными мотивами.

В лирике Ронни Джеймс придерживается тематики, взятой на вооружение в Black Sabbath. Темные стороны людской натуры, таинственные незнакомцы, магия радуги — обойма под завязку заряжена мистикой. «Don't Talk to Strangers» («Не говори с незнакомцами»), «Invisible» («Невидимка») и, конечно же, «Rainbow in the Dark» («Радуга во тьме») пробирают до мурашек.

Отдельно стоит упомянуть заглавную песню — «Holy Diver». Целиком построенная на метафорах, она за прошедшие годы вызвала немало споров. Слова «holy» и «diver» в их буквальном значении обыгрываются на обложке. Там изображен кошмарный монстр Мюррей — талисман группы. Чудовище мало того что рогатое, так еще и показывает «козу» пальцами одной лапы. Другой лапой оно топит в море священника. О вложенном в песню смысле лучше всяких интерпретаторов расскажет сам маэстро.

«Песня “Holy Diver” затрагивает образ Христа, который в другом месте — не на Земле — сделал то же самое, что якобы произошло здесь, у нас. Он принял смерть во искупление людских грехов, чтобы человечество могло начать все заново, как следует очиститься. Итак, это случилось на другой планете, и жители той планеты называют спасителя “Holy Diver” — потому что он собирается отправиться в другое место, на другую планету, в другой мир, чтобы совершить то же самое — избавить людей от грехов и погибели. А спасенные просят его не уходить... Песня показывает, насколько человечество эгоистично. Люди на одной планете говорят спасителю: нет-нет-нет, не уходи, не спасай больше никого, останься здесь, ты нужен НАМ, ты НАШ. Вот о чем песня» (из интервью «RONNIE JAMES DIO on religion and the Devil | Raw & Uncut», Сэм Данн, 2004).

Следующие три альбома — «The Last in Line» (1984), «Sacred Heart» (1985) и «Dream Evil» (1987) продолжают линию, начатую в «Holy Diver» — как в плане музыкального оформления, так и в плане тематики. Ронни Джеймса завораживает не только радуга, но и ночь: она приносит страхи, обнажает темные стороны, пробуждает зло. Об этом «I Speed at Night» («Ночной гонщик»), «One Night in the City» («Ночь в городе»), «Night People» («Люди ночи»), «Dream Evil» («Сны, пробуждающие зло»), «Sunset Superman» («Герой заката»), «Faces in the Window» («Лица за окном»). Не обошлось без фэнтезийно-исторических сюжетов — «We Rock» («Мы — сила»), «Egypt. The Chains Are On» («Египет. И сомкнулись цепи»)

Без радуги, впрочем, тоже не обошлось. «И как же, думали вы, мне удалось пленить радугу?» — с озорным злым огоньком в голосе вопрошает Ронни в «Evil Eyes» («Глаза, в которых живет зло»).

Концертные выступления того времени поражали публику своим масштабом: на сцене одетый в кольчугу певец вовсю размахивал светящимся мечом, сражаясь с громадным механическим драконом.

Альбом «Lock up the Wolves» 1990 года отмечен тем, что Дио полностью поменял состав группы. Релиз интересный, но не такой цепкий, как предыдущие четыре. В нем чувствуется некоторая усталость, необходимость сменить если не направление, то хотя бы тон.

Ронни Джеймс как никакой другой музыкант всегда тонко чувствовал, когда нужно впрыснуть в творчество свежую струю, чтобы избежать застоя и самоплагиата. Так случилось и в этот раз. Следующая глава его истории — возвращение в Black Sabbath.

Неведомые дороги: 1990-е годы

Девяностые годы оказались лихими для многих. Классические хард-рок и хэви-метал внезапно ухнули в яму глубокого кризиса. Из-за засилья альтернативы, панка, гранжа и рэпа новое поколение меломанов знать не знало, кто такие Deep Purple, Black Sabbath и Scorpions. Армии старых поклонников этих команд изрядно поредели в силу естественных причин — кто-то, повзрослев, погряз в работе и семейных делах, кто-то пересмотрел свои музыкальные предпочтения, кто-то умер.

В сложившейся ситуации было трудно остаться не только на плаву, но и просто верными себе. Понимая, что старый добрый рок вызывает у молодой публики исчезающе мало интереса, музыканты пустились во все тяжкие — стали заигрывать с попсой и электронщиной, а иногда и добавлять речитатив в вокальные партии. Именно поэтому многие фанаты Scorpions плюются от альбома «Eye II Eye», поклонников Deep Puprle коробит от «Abandon», а у ценителей Гэри Мура вызывает несварение «A Different Beat».

В отличие от многих товарищей по цеху, Ронни Джеймс Дио не дрогнул на избранном пути. Он остался верен своему направлению, не опопсел, при этом заметно освежил инструментальную составляющую.

В 1992 году певец вновь присоединился к Black Sabbath. После десятилетия бесконечных перетасовок состава коллектив заиграл новыми красками с вернувшимися Дио и Эпписи. Продолжалось это недолго: старые разногласия довольно быстро дали о себе знать, однако группа успела выпустить первоклассный релиз под устрашающим названием «Dehumanizer» — «Обесчеловечиватель».

Стилистика работы далека от «Heaven and Hell» и «Mob Rules». В ней нет былых задора и озорного драйва, а мрачные краски сгущены до предела. Это касается и музыки, и текстов. Айомми выдает много тягучих, тяжеленных риффов в духе ранних Sabbath, Дио работает на максимуме своих впечатляющих вокальных возможностей.

В лирике певец переключился с мистических тем на антиутопию и проблемы быстро меняющегося мира. Он поет о порабощении человека компьютером, подмене реальности виртуальностью («Computer God»/«Бог-компьютер»), телевизионных сектах-лохотронах («TV Crimes»/«Телевизионные преступления»), религиозном лицемерии («After All»/«В конце пути»), спятивших родителях, калечащих психику своих детей-подростков («Sins of the Father»/«Грехи отца», «Too Late»/«Слишком поздно»).

В 1993 году Дио вернулся к своему сольному проекту, вновь прихватив с собой из Sabbath барабанщика Винни Эпписи. Тематически и музыкально он продолжил направление, заданное в «Dehumanizer», на следующих двух лонгплеях — «Strange Highways» («Неведомые дороги», 1993) и «Angry Machines» («Разъяренные машины», 1996). Обязанности гитариста выполнил Трейси Джи, бас-гитариста — Джефф Пилсон. Они также поучаствовали в сочинении музыки для песен.

В «Strange Highways» Ронни Джеймс в чернейших красках живописует изнанку набожности («Jesus, Mary & the Holy Ghost»/«Иисус, Мария и Святой Дух»), продажной киноиндустрии («Hollywood Black»/«Черный Голливуд»), виртуальной реальности («Evilution»/«Зловолюция»), семейных отношений («Give Her the Gun»/«Дай ей пистолет»).

Заглавная «Strange Highways» — сложное, тяжеловесное размышление в крайне гнетущей форме. Трудно сказать, что именно автор имел в виду, однако можно предположить: песня, вероятно, повествует о человеке, который вместо реального безумного мира выбирает мир иллюзий; выбор оборачивается полным крахом, стирает саму личность.

В финальной композиции — «Bring Down the Rain» («Да прольется дождь») — поэт берет на себя смелость заявить: человечество снова на пороге чего-то страшного. «Этот дом опять объят пламенем», — повторяет он в припеве.

Стоит отметить превосходную работу Трейси Джи — первоклассного гитариста. Ему удается без всякой помощи клавишных нагнетать атмосферу до неимоверной плотности, делать ее настолько удушливой, что ощущаешь это физически.

В «Angry Machines» нагнетание становится еще сильнее, агрессивнее. В лирике — сплошная чернота, это сразу видно по названиям — «Institutional Man» («Бюрократ»), «Black» («Безнадега»), «Dying in America» («Смерть в Америке»).

«Big Sister» («Большая сестра») — устрашающая картина будущего общества, где окончательно спятившие феминистки устроили сущий ад в духе произведений Оруэлла. «Kill the king, and then we'll crown the whore!»/«Убьем короля, посадим на трон шлюху!» — в этой строчке Дио внезапно переходит на экстрим-вокал, а медитативная вставка из клавиш и «чистой» гитары сменяется настоящей мясорубкой.

По традиции не обошлось и без издевательства над лицемерным благочестием («Golden Rules/«Золотые правила»). «Don't Tell the Kids» («Не говори детям») примечательна необычной для Dio ударной партией. Эпписи с такой скоростью долбит по барабанам, что почти доводит слушателя до эпилепсии.

Альбом, хоть его и не принято считать концептуальным, выглядит как единая композиция — картина мира, рушащегося из-за несовершенства и вопиющего идиотизма людей. Финальная песня разительно отличается от остального материала. Пронизанная печалью фортепианная баллада «This Is Your Life» («Это твоя жизнь») полностью раскрывает суть того, чем Ронни Джеймс наполнил альбом. «Это твоя жизнь, твое время, — поет он. — Что, если огонь не горит вечно? Пусть волшебство живет здесь и сейчас».

«Я всегда старался держаться подальше от всего, что попахивает песней о любви, и это не песня о любви! Из десяти треков альбома девять довольно циничны в плане содержания. Под этим я подразумеваю, что они основаны на реальности. Например, “Смерть в Америке”. А затем в последней песне “Это твоя жизнь” я хотел показать, что у меня все же осталось немного оптимизма для человечества и этого мира. Если в ней есть смысл, то вот в чем он заключается: при желании можно сильно изменить не только себя, но и человечество. Это твой шанс, твоя жизнь — сделай что-нибудь хорошее!.. Я никогда ранее не записывал песен только с фортепиано, но поскольку она более личная, чем остальные... Я попробовал сыграть на гитаре, но фортепиано придает намного больше индивидуальности» (из интервью журналу Extreme Magazine, Кевин Дж. Джули, 1996).

Magica: возвращение к волшебству

К 2000 году Дио вновь перетряхнул состав команды. Вероятно, посчитав, что потратил достаточно сил на спасение человечества, он вернулся к излюбленной тематике и выпустил концептуальный альбом «Magica» — бодрое фэнтези о борьбе инопланетного народца с древними силами зла. Песни композиционно и тематически увязаны между собой, а на финальном треке Дио восемнадцать минут зачитывает сочиненную им самим историю в прозе. После удушливых «Dehumanizer», «Strange Highways» и «Angry Machines» материал звучит свежо и сочно.

«Раньше мне подобного делать не приходилось. Но в старшей школе и университете я был заядлым читателем, любил писать. И вот — неизбежный итог. Я хотел сочинить историю и включить ее в альбом. Оказалось проще, чем ожидал» (из интервью журналу Classic Rock, Майкл Эрикссон, 2001).

К 2002 году группа окончательно вернулась к своим любимым темам 80-х годов, выпустив «Killing the Dragon» («Убить дракона»). Название говорит само за себя. Ничего кардинально нового там нет, разве что звук стал плотнее и чище, чем два десятилетия назад. 2004 ознаменовался выходом «Master of the Moon» («Властелин Луны»). Он также выдержан в давно обкатанной стилистике. И это оказался последний сольный альбом Ронни Джеймса Дио.

Черная библия: новое воссоединение с Black Sabbath и последние годы

В 2006 году Айомми, Батлер, Дио и Эпписи вновь собрались вместе, чтобы записать альбом «The Devil You Know» («Знакомый черт»). При этом по идейным соображениям команда переименовалась в «Heaven & Hell». В плане инструментала «The Devil You Know» созвучна с «Dehumanizer», однако в тематике преобладают полурелигиозные мотивы, связанные с потусторонними мирами и темной магией. Особенно наглядно это продемонстрировано в песне «Bible Black» («Черная библия») — о древнем манускрипте, выпускающем на волю силы зла.

Лонгплей вышел в 2009 году. Трехлетие отмечено множеством шоу на лучших площадках мира и выпуском концертного альбома.

Ронни Джеймс строил наполеоновские планы, среди которых — дополнить альбом «Magica» еще двумя дисками, сделав из него грандиозную метал-трилогию. Увы, судьба распорядилась иначе.

В конце 2009 года, во время гастролей «Heaven & Hell», Дио почувствовал боли в желудке. Врачи диагностировали рак третьей степени. Несмотря на запущенность недуга, химиотерапия прошла успешно. 5 мая 2010 года музыкант обратился к поклонникам с больничной койки — заверил, что идет на поправку и скоро вернется в строй. Всего через одиннадцать дней, 16 мая, маэстро скончался.

В июле 2010 года, сразу после смерти Дио, Йорн Ланде выпустил альбом «DIO» с открывающей «Song for Ronnie James» собственного сочинения и тринадцатью кавер-версиями.

В 2014 году вышел трибьют-альбом «This Is Your Life», где многие выдающиеся музыканты отдали дань уважения Ронни Джеймсу Дио, исполнив его величайшие песни. Среди участников — Motorhead, Scorpions, Metallica, Anthrax, Роб Хэлфорд, Гленн Хьюз, Кори Тейлор.

Вряд ли можно подсчитать общее количество студийных и концертных кавер-версий песен Дио, исполненных известными музыкантами в разные годы. Это, пожалуй, лучшее признание его выдающегося вклада в тяжелую музыку.

Могила Дио с надписью: «Человек на серебряной горе» — по названию песни Rainbow

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)