DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ВЕДЬМА: РЕИНКАРНАЦИЯ

Российский депрессив-блэк: топ-6 альбомов

Зачатки DSBM, или депрессивно-суицидального блэк-метала, появились еще во вторую волну блэка. Норвежская группа Strid со своим EP 1994 года и Burzum с альбомами «Hvis Lyset Tar Os» и «Filosofem» стали первыми, кто заронил в классический блэк-метал зерно депрессии. Упаднические настроения прослеживались и в музыке французских «Черных Легионов», но не оказали существенного влияния на развитие стиля.

ДИСКЛЕЙМЕР. Автор статьи не пропагандирует суицидальные практики и упоминает их исключительно в исследовательских целях.

Есть мнение, что на самом деле было (или даже до сих пор есть) два подстиля — depressive black и suicidal black, которые со временем объединились в depressive suicidal black metal, или DSBM. Никто из исполнителей, конечно, никакого названия этой ветке «черного» метала не давал — оно появилось как-то само собой и немного позже. Да и сложно судить, насколько верна теория об изначальном существовании двух подстилей, поскольку в Швеции уже в конце девяностых появилась группа Shining, которая совмещала в своей музыке черты депрессухи и суицидалки.

В целом не так важно, как и когда музыку окрестили DSBM и в чем различие между двумя смежными направлениями. Но любителям задавать неудобные вопросы и докапываться до истины кратко объясним разницу.

Депрессив-блэку, как и самому недугу, свойственны апатичность, заторможенность (то есть музыка в целом небыстрая), чувство обреченности и что-то вроде транса, в который погружаются больные депрессией. Суицидальный же блэк отличается, во-первых, скоростью — это быстрая музыка. Для лучшего понимания сравните композиции проекта Xasthur c музыкой Rotten Light (R.I.P.) или Silencer. Во-вторых, он отличается эмоциональными оттенками и, как следствие, подачей эмоций. Если депрессив-блэк — это вечные страдания, откуда не видишь выхода, то суицидал-блэк — это когда выход есть, но только один — в окно. То есть суицидальщина сродни яркой вспышке лампочки перед тем, как та перегорит, в то время как депрессивщина — это тусклый, но постоянный свет.

В России ярко выраженного суицидального блэка нет, но годного DSBM’а в достатке. Чаще всего эта аббревиатура обозначает не столько смешение подстилей, сколько разноплановость композиций в альбоме, поэтому все рассматриваемые релизы рекомендуем прослушать «от и до».

Давайте же бросим беглый взгляд на некоторые из самых интересных творений отечественного DSBM.

Sår — «Alone» (2022)

Неизвестно, откуда этот проект, что типично для музыкантов DSBM. Анонимность тут зашкаливает, как и выход тяжелых эмоций, которые подчас способны похоронить слушателя под своим обилием. Sår делает именно такую музыку: тяжелую, мрачную и болезненную. Вокал иногда пробирает, хотя чаще кажется, будто вокалист боится раскрыться на полную и потому использует для обработки голоса дисторшн, что, увы, не способствует полноценной передаче эмоций. Но отчаяние, которым наполнена инструментальная часть, компенсирует этот недостаток.

Проект существует с 2019 года, так что в музыке заметны и современные веяния, а именно — влияние шугейза и пост-блэка. Новая волна DSBM? Кто знает…

«Черные Озера» — «Туда, где дым!» (2009)

Здесь уместнее говорить скорее о меланхоличном, чем о депрессивном настроении. Когда-то эти понятия были тождественны, но все меняется: сейчас под «меланхолией» понимают более легкую, чем депрессия, форму усталости и упадка жизненных сил.

Группа родом из Балаково собралась в 2008 году и уже в следующем выпустила полноформатный альбом — «Туда, где дым!». Его мягкий, почти обволакивающий звук погружает в себя, дарит ощущение уюта. Когда перестаешь воспринимать свою боль и печаль как проблему, то срастаешься с ней и она становится частью личности. Тогда на душе становится тепло и приятно, словно встал на место недостающий кусочек душевного пазла.

Музыка похожа то ли на теплое одеяло, в которое кутаешься, заходя с мороза домой, то ли на костер, возле которого легко согреться в холодную ночь. Заодно можно и звездами полюбоваться. Чувствуешь себя маленькой песчинкой в огромном, полностью безлюдном лесу. Депрессивная составляющая здесь выражена не триггером на конкретное событие (боль потери, например), а чем-то более экзистенциальным, связанным с собственной никчемностью на фоне жизни с ее грандиозными процессами.

Psychonaut 4 — «Dipsomania» (2015)

Эти ребята в нашем списке стоят несколько особняком, поскольку сама группа из Грузии, но у нее много песен на русском или русском вперемешку с английским. В общем, обойти такую банду просто нельзя ввиду того, что на постсоветском пространстве вряд ли есть хоть кто-то похожий.

«Психонавт 4» — это когда тебе очень плохо и ты ищешь хоть какой-нибудь способ справиться со своими чувствами, найти хоть что-нибудь, за что можно уцепиться, чтобы не сдохнуть. И для музыкантов, и для слушателей одной из спасительных соломинок стала музыка. А альбом «Дипсомания» — это убийственный коктейль из боли, отчаяния, срыва крыши и приближения к Бездне, заглянув в которую прыгать уже не захочешь. Возможно, тут огромная заслуга вокалиста, который рвет душу так, что под конец не остается никаких эмоций, даже негативных.

Парадоксально, но факт: творчество группы вызывает желание жить. А еще прекрасно вписывается в серость и убогость городских улиц бывшего Союза. Попробуйте послушать этот альбом, просто гуляя в любом постсоветском городе.

And End... — «Between Light and Lies» (2013)

Единственный участник этого тульского проекта, Роман Ломовский, покончил с собой через несколько месяцев после релиза альбома. Именно этим объяснятся высокая для такого андеграундного стиля популярность полноформатника, что никоим образом не намекает на его попсовость.

Он получился немного сырым, как будто недоработанным, зато очень живым. Когда слушаешь «Между светом и ложью», перед глазами возникает картина: дети играют в самом обычном дворе в спальном районе самого обычного города, и из окна на двор смотрит одинокий человек, в чьем мире пропал цвет и все стало серым. Этому сильно способствует вокал, который ничем не обработан, но своей сдержанностью напоминает вокальные партии Sår — словно вокалист временами держит себя в руках, чтобы не сорваться. Хотя зачем сдерживаться, особенно когда играешь такую музыку? Лучше все-таки разрыдаться в микрофон, чем висеть под потолком.

Taiga — «Gaia» (2015)

Тот случай, когда депрессивный блэк получается не грязным, размазанным и похожим на болото, но по-настоящему тяжелым в звучании и эмоциях. «Тайга» — это томский проект двух музыкантов из групп «Стахановцы» и Panzertank.

Альбом расположился на границе между депрессивным и атмосферным блэком, переходя из одного в другой и создавая то ли атмосферную депрессию, то ли депрессивную атмосферу. Но главная причина, по которой к группе можно прилепить нужный тег, — это голос. Он бывает порой столь больным и безумным, что хочется отправить вокалиста в ту же палату, где лечился фронтмен Silencer. Именно вокал придает альбому привкус сумасшествия, когда почти физически ощущаешь, что волосы на голове готовы встать дыбом, а шарики — заехать за ролики.

Из всего списка это наиболее металлический (для примера включите песню «Gaia») и брутальный альбом. Сказался опыт обоих участников в треш-метале и индастриале.

На обложке изображена вода, и именно с ней связаны многие сэмплы, используемые в композициях. Из-за этого часто возникает ощущение, будто альбом — что-то вроде путевых заметок человека, который нашел край мира и видит впереди лишь бесконечный океан. Скорее всего, у любого в такой момент душа вывернется наружу, и он захочет «спеть», как вокалист «Тайги».

Dystert Natt — «Endless Night's Bleeding» (2018)

Короткий EP, наполненный настолько грязным звуком, что даже голос не сразу можно отыскать — он здесь мало чем отличается от шума на заднем фоне. Неизвестно, было ли это сознательное решение или просто так вышло. Но получилось, надо признать, очень интересно. Про любовь к сокрытию личности мы уже говорили, но чтобы кто-то скрывал в других звуках свой голос… Это что-то новенькое.

Миньону как нельзя лучше подходит определение «подвальный»: во-первых, звучит все с объемным эхо, как будто EP действительно записывался в подвале; во-вторых, сам материал вызывает желание спрятаться, уйти подальше от людей, залезть поглубже — только бы они тебя не видели! — и выключить свет. Музыка создает ощущение замкнутого пространства, совсем, впрочем, не похожего на пространство внутри запертого шкафа. Тут будто бы бродишь по большому помещению, а то и целой сети помещений. В такие моменты легкая форма депрессии точно пройдет, уступив место страху.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)