DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


С верой в сверхъестественное

Похитители плоти / The Body Snatchers (роман)

Автор: Джек Финней

Жанр: хоррор, научная фантастика

Издательство: Рубикон

Год издания: 1995 (в оригинале — 1954)

Перевод: Б. Любарцев

Похожие произведения:

  • Роберт Хайнлайн «Кукловоды» (роман)
  • Стивен Кинг «Томминокеры» (роман)
  • Сюжет романа «Похитители плоти» развивается в тихой прозаической ламповой декорации — маленьком городке Санта-Мира. В этакой архетипичной общине. Подобное место легче всего захватить, не привлекая к себе внимания внешнего мира. А иногда — даже не привлекая внимания местных жителей.

    Ну, почти.

    Для терапевта Майлза Беннелла, главного героя романа (мы смотрит на мир его глазами, что добавляет ламповости), странные события начинаются с визита его давней подруги Бекки Дрисколл. Бекки рассказывает удивительную историю: ее кузина уверена, что ее дядя — вовсе не ее дядя, а кто-то лишь внешне похожий на него. Мало того: другие горожане тоже стекаются в кабинет Майлза с жалобами, что их близкие — самозванцы.

    Начинает попахивать паранойей, эпидемией одержимости, массовой истерией. Но, разумеется, причина в ином. И она — самая невероятная из возможных.

    Вряд ли найдутся любители жанра, даже не читавшие культовый роман «Похитители плоти», которые не в курсе его темы: вторжение инопланетных паразитов. Экранизации, статьи, хвалебные слова Стивена Кинга — хватает всего. Поэтому не будем делать вид, что в «аннотации» сказано слишком много.

    Вторжение извне (классическая для научной фантастики ситуация) приправлено темой «клонов» — дублей живых существ (по сути перед нами зомби, бездушные, безэмоциональные, всего лишь внешне похожие на тех, кем были). В «Похитителях плоти» все это немного наивно и забавно, но… мы ведь принимаем правила игры. Мы верим. Чёрт побери, мы можем поверить во что угодно!

    Объяснение выращивания «людей» из инопланетных объектов не совсем устраивало и самого Финнея. По словам автора, в этой истории нет особой идеи, и все ее толкования — удел произведений, ставших классикой, — забавляли его. Его смешила выуженная критиками идея: «Плохо быть похожими друг на друга» или «Конформизму — нет, индивидуальности — да». Финней не понимал, зачем городить книгу ради иллюстрации той или другой мысли. Что ж, глубокий смысл порой кроется в вещах простых и доступных, но… и правда, зачем? Хорошая литература должна в первую очередь развлекать, а поиск смыслов — уж если кому-то не спится без проблеска эрудиции — дело второстепенное. Нашли аллюзию на деперсонализацию — и ладушки. Главное — нескучно провели время.

    А роман «Похитители плоти» действительно увлекает с головой. Сначала своей ламповостью, простотой языка и душевной теплотой героев. Потом загадкой самозванцев и расследованием. Затем проступившим кошмаром, который, постепенно ускоряясь, поглощает спокойную жизнь горожан. Героев затапливает «половодье ужаса». Ужаса бескровного, тихого, выжидающего.

    Много внимания автор уделяет городу — важному герою романа. Большую часть произведения мы видим его солнечным, счастливым и умиротворенным. Но когда маски сорваны, понимаем, что город умирает, гниет заживо. Теряет свои черты. Из милого места Санта-Мира — оборотень поневоле — превращается в нечто ужасное, чужое. Никто не ухаживает за домами, не убирает мусор, не забоится о дорогах.

    Беззаботное время сменяется тягостным напряжением. С виду обыкновенные люди, обычная городская жизнь — так подумал бы посторонний. Но мы не посторонние, мы знаем, что это за жизнь. Видимость. Обман. Инопланетная фальшь, усугублённая коллективным разумом.

    Настало время бороться! Выжить любой ценой!

    Герои соглашаются. Вот только — почему между закладкой и нахзацем осталось так мало страниц? Финал… Так скоро?

    Как только в голове читателя начинают мелькать варианты дальнейшего развития событий, наброски борьбы человечества с вторжением космических спор, как только приходит осознание масштабности кошмара и мизерности шансов на благоприятный исход — тут-то все и разрешается.

    Раз — и готово.

    Что ж, финалы не выбирают.

    Остается лишь закрыть книгу и, возможно, предаться мыслям об удивительном, которое рядом. О странностях, которые случаются время от времени и которые нельзя объяснить свойствами человеческого разума: летающие тарелки, метаморфозы материи и т.д. Выискивая причины и следствия таких явлений, человек часто предпочитает понятному сверхъестественное. Ничего удивительного: мы ожидаем увидеть чудо, наш мозг готов к этому.

    Мы верим.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)