DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Семь шагов во мрак

Тьма в хрустальной туфельке / The Shadow in the Glass (роман)

Автор: Дж. Дж. А. Харвуд

Жанр: ужасы, готика, young adult

Издательство: Эксмо

Серия: Лучшие мировые ретеллинги

Год издания: 2022 (в оригинале — 2021)

Перевод: А. Сешт

Похожие произведения:

  • Кристофер Марло «Фауст» (пьеса)
  • Чарлз Метьюрин «Мельмот Скиталец» (роман)
  • Стивен Кинг «Нужные вещи» (роман)

Со времен античности люди рассказывали друг другу истории о тех, кто, поддавшись глупости или гордыне, затевал заведомо обреченные на провал игры с неподвластными человеку силами, бросая вызов богам, заключая сделки с демонами или постигая запретные искусства.

Мифы о Тантале и Сизифе дожили до наших дней, как и гораздо более поздняя легенда о чернокнижнике Фаусте, продавшем душу и в изначальной, народной версии истории унесенном в ад.

О подобной сделке рассказывается и в романе Дж. Дж. А. Харвуд «Тьма в хрустальной туфельке», мрачном, пропитанном смогом викторианского Лондона ретеллинге Золушки для взрослых.

«Семь желаний — семь шагов во мрак» — такова цена души Элеоноры Хартли, главной героини романа, юной и наивной, как стремящийся на свет лампы мотылек.

Впервые мы встречаемся с ней, когда девушка крадется по темным коридорам особняка Гранборо в библиотеку, желая хотя бы на время ускользнуть от своей незавидной доли в воображаемые книжные миры.

Элеонору, дочь служанки, взяла после смерти матери на воспитание хозяйка особняка, миссис Пембрук, обращавшаяся с ней как с родной дочерью. Но ничто не вечно, и после смерти миссис Пембрук девушка осталась на положении бесправной сироты. Ей пришлось отрабатывать содержание, начищая дом от зари до зари, терпеть обиды и унижения от старшей горничной и домогательства мистера Пембрука, хозяина особняка, периодически выгонявшего на улицу забеременевших служанок. И самое для нее мучительное: воспитанная как истинная леди, Элеонора должна была навек распрощаться с мечтой о богатстве и достойном положении в обществе.

Все изменил «счастливый случай». Однажды Элеонора наткнулась в библиотеке на пьесу Кристофера Марло «Фауст», один из первоисточников драмы Гете, и, капнув кровью на изображение демона, вызвала таившуюся в книге демоницу. Та предложила Элеоноре сделку: семь желаний в обмен на ее бессмертную душу.

Со временем, когда желания исполняются, а трупы множатся, Элеонора начинает понимать, что это был билет не в волшебную сказку с хрустальными дворцами и зефирными облаками, а в кровавый кошмар, полный боли и несбывшихся надежд. Но, не обладая практическим складом ума или особой твердостью характера, Элеонора, мечтавшая о том, как благодаря демону она парила бы «над лесами и океанами, проносящимися под ней вспышками зеленого и синего, а по ночам возвращалась бы в черноту неба и спала в гнездышке из звезд», попросту неспособна не загадывать желания или формулировать их более взвешенно. Совершая ошибку за ошибкой, она, в отличие от Джекоби Пембрука — предка мистера Пембрука, обогатившего род, не только попадает в изящно расставленную западню, но и практически не успевает заметить, как под влиянием черноглазой демоницы становится иной: глаза ее начинают по временам вспыхивать черным, чужая жизнь постепенно перестает иметь значение, а живость и сила утекают по капле, превращая девушку в кого-то, неведомого ей самой.

Не мысля себя по натуре злой или коварной, Элеонора практически до конца романа не готова принять свои истинные желания, а потому, помимо грез, в ловушку ее заводят еще и бесконечные и немало забавляющие самооправдания мыслей и поступков, которыми постепенно начинаешь проникаться, даже если изначально осуждал героиню. «Она будет на шаг ближе к тому, чтобы потерять душу. А возможно, душа ее уже исчезла… или вообще не было у нее никакой души изначально. Утрата добродетели не сделала ее менее добродетельной. Возможно, потеря души имела значение лишь потому, что однажды кто-то сказал, что это должно быть так», — размышляет она ближе к концу романа в попытках решить, может ли пожелать смерти своему врагу.

Размышляет об этом и читатель, увлеченный образным авторским языком во внутренний мир и переживания героини и понимающий, что, какой бы выбор она ни сделала, своего «долго и счастливо» ей, скорее всего, не достичь, даже обратившись за помощью к благородному и прекрасному принцу — разумеется, тоже играющему в романе Харвуд заметную роль.

Так как сеттинг романа — викторианская эпоха, его можно смело рекомендовать всем любителям молодежных неоготических историй: им придутся по нраву старый, полный сырости и теней дом семейства Пембрук, таинственная черноглазая демоница, о которой хочется узнать как можно больше, напряжение и удушающая безнадежность, преследующие героиню, и, конечно, окруженный флером недосказанности финал. Есть в романе и несколько описанных сочным авторским языком живописных кровавых сцен, которые определенно понравятся любителям ужасов, но по-настоящему искушенного читателя вряд ли всерьез напугают.

Что же касается связи истории с оригинальной «Золушкой», то это самобытное произведение, практически не зависящее от первоисточника. Все основные герои сказки играют в нем свою роль, но декорации и авторский замысел настолько переворачивают сюжет с ног на голову, что вспоминаешь об этом, только если намеренно воспринимаешь историю в связи с условностями первоисточника. Пожалуй, самое яркое соприкосновение со сказкой — характер главной героини, предназначенной, по сути, для «долго и счастливо» в милой любовной истории, но попавшей в не терпящий сентиментальности и наивности мир готического романа и расплатившейся за это сполна.

Читая «Тьму в хрустальной туфельке», не столько пугаешься, сколько в очередной раз с кристальной ясностью убеждаешься, что самое темное место во вселенной — человеческое сердце. Прочитав же, задумываешься о границах человечности и ответственности, которую каждый из нас несет за собственные решения и их последствия.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)