DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Шесть мгновений взрыва

Хиросима / Hiroshima (документальная повесть)

Автор: Джон Херси

Жанр: нон-фикшн, репортаж

Год выхода: 1970 (в оригинале — 1946)

Перевод: Д. Иванов, В. Диже

Похожие произведения:

  • Трумен Капоте «Хладнокровное убийство» (роман)
  • Светлана Алексиевич «У войны не женское лицо» (документальная книга)
  • Ольга Алленова «Форпост. Беслан и его заложники» (документальная книга)
  • «Рожденные в СССР» (цикл фильмов Сергея Мирошниченко)
  • ピカドン

    Инсталляция японского художника Такаси Мураками «Морской бриз» — восемь стадионных прожекторов, расположенных ромашкой. Они вспыхивают нестерпимым белым светом. Японское слово «пикадон» (ピカドン) означает то, что пережили жители Хиросимы около 8 утра 6 августа 1945 года. Сначала ослепительная «вспышка» (пика), а затем оглушительный «бум» (дон).

    © Алексей Народицкий

    Художественная культура приучила нас, что у беды есть предвестники. Множество знаков определяют случившееся событие. Если бы люди были внимательными, то прочитали бы свою судьбу, как понятный текст. Увы, такая точка зрения возможна лишь в ретроспекции. Мы не знаем даже того, что произойдёт, когда вы закончите читать эту рецензию.

    Неотвратимая молниеносность события — один из самых сильных приёмов «Хиросимы» Джона Херси. Книга впервые опубликована в России целиком к 75-годовщине атомных бомбардировок. Херси начинает повествование настолько близко к событию — взрыву «Малыша» над городом, — насколько это возможно. Пара-тройка страниц перед детонацией, будто милосердная уступка читателю: успеть вдохнуть.

    За всем, что случится после, мы проследим глазами шести героев. Госпожа Тосико Сасаки, служащая отдела кадров, повернулась поболтать с коллегой. Доктор Теруфуми Сасаки, молодой хирург, шёл по коридору. Отец Вильгельм Кляйнзорге, немецкий миссионер, лежал на раскладушке. Госпожа Хацуё Накамура, вдова, смотрела, как сосед сносит дом. Доктор Масакадзу Фудзии, владелец клиники, собирался почитать газету. Преподобный Киёси Танимото, пастор, приготовился разгружать тележку.

    Композиционно главы книги состоят из шести частей, в которых поочередно рассказывается, что происходило с каждым. А внутренняя хронология книги — от нескольких предвзрывных минут до того, что случилось с героями в послевоенные годы.

    Херси познакомился с ними, когда работал в Японии военным корреспондентом, и продолжил общение после.


    広島市

    Целью бомбы выбрали город Кокура — центр японской тяжёлой промышленности. Кстати, здесь жила мать художника Такаси Мураками. Из-за плохой погоды и дыма от пожаров, заслонивших видимость, план изменили. Для первого и главного эксперимента новой атомной эры был особенно важен точный протокол. «Везуч как Кокура» — говорят в Японии с тех пор.

    Густонаселенная Хиросима (広島市), где Императорская армия развернула один из плацдармов, тоже подходила. 6 августа 1945 года здесь насчитывалось примерно 245 тысяч жителей. Несколько дней спустя их станет на 100 тысяч меньше. Через несколько лет останутся только около 50 тысяч непосредственных свидетелей пикадон.

    Джон Херси прибыл в Японию весной 1946 года. Три недели он общался с людьми, пережившими бомбардировку, чтобы написать репортаж. Херси опасался делать заметки, которые могла изъять на таможне военная цензура. Поэтому всё, что слышал, видел и обдумал — вывез в голове. Даже годы спустя власти США препятствовали освещению бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Особенно последствий.

    Кадр из мультфильма Рензо Киносита, «Пикадон»

    Репортаж Херси вышел 31 августа 1946 года в журнале New Yorker. Единственный раз в истории журнала все страницы были отданы ради публикации одного материала. Эффект от него был подобен, извините за пошлый каламбур, разорвавшейся бомбе. Когда Альберт Эйнштейн захотел выкупить 1000 номеров, чтобы разослать друзьям и коллегам, то просто не смог найти ни одного лишнего экземпляра.


    被爆者

    Остальное — история (уж простите вторую банальность подряд). «Хиросима» Херси признана одним из лучших репортажей. Легла в основу того, что позже назовут «Новой журналистикой». Попросту стала классикой.

    Бесхитростный прием автора — рассказывать о бытовых мелочах и подробностях — цепляет и сегодня. Иногда язык повествования кажется сухим, лишенным сильных эмоций. Вроде бы читатель переживает катастрофу всемирного масштаба, так с чего бы автор скупится на эпитеты и краски? Но стоит задуматься, что именно мы видим вместе с героями книги Херси.

    Мы видим узоры с кимоно, которые вспышка перенесла на кожу. Слышим детей, задыхающихся от дыма под развалинами дома. Вкушаем горькую воду, которую пьют сожжёнными губами выжившие в парке Асано. Обоняем гангренозный аромат, поднимающийся от увечных конечностей.

    Ужасных подробностей здесь хватает. Пожалуй, самый шокирующий из натуралистических моментов — пустые глазницы живых солдат, из которых глаза вытекли на обожжённые щеки.

    «Хиросима» — сильнейшая по своей антивоенной направленности книга. При том, что Херси не позволяет себе гуманистического пафоса. Он спокойно и до раздражения педантично рассказывает подробности. Погибли столько-то тысяч. Госпожа Накамура столько-то дней не могла получить лечения сломанной ноги. А хибакуся (被爆者), те, кто пережил взрыв, столько-то лет были исключены из фокуса социальной помощи. Причина — сложный комплекс из традиционного японского почтения к смерти, психологического шока и непонимания истинного масштаба катастрофы.

    В термине «хибакуся» иероглиф 爆 (баку) означает «бомба» и располагается посередине. Он чётко делит части пополам. Как и реальная бомба поделила всю историю человечества на до и после. И мало что помогает понять это лучше, чем простые моменты: один собирался читать газету, другая — повернулась поболтать с коллегой… Тосико Сасаки. Теруфуми Сасаки. Вильгельм Кляйнзорге (Макото Такакура, после войны он принял японское гражданство). Хацуё Накамура. Масакадзу Фудзии. Киёси Танимото.

    Аэрофотосъемка города до и после взрыва

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)