DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ОМУТ

Скелет

Машинист / The Machinist

Испания / Франция / Великобритания / США, 2004

Жанр: триллер/драма

Режиссер: Брэд Андерсон

Сценарий: Скотт Козар

В ролях: Кристиан Бэйл, Дженнифер Джейсон Ли, Майкл Айронсайд, Джон Шэриан, Айтана Санчес-Хихон

Похожие фильмы:

  • «Помни» (2000)
  • «Остров проклятых» (2009)

«Машинист» - легендарный фильм, который вы могли не смотреть, но о котором почти наверняка слышали, в первую очередь благодаря актерскому подвигу, совершенному исполнителем главной роли. Кристиан Бэйл сбросил более тридцати килограммов и внешне превратился в «живого мертвеца». Но в любом случае самоотдача блестящего артиста не была бы столь высоко оценена, получись «Машинист» проходным и невыразительным триллером из тех, что посмотрели и забыли. К счастью, переменно успешный режиссер Брэд Андерсон здесь буквально прыгнул выше головы и снял свою лучшую на сегодняшний день картину, причем не по кассовым сборам, а именно по зрительской любви. Впоследствии Андерсон не раз стремился повторить фурор, выпуская схожие по параноидально-драматичному замыслу ленты, такие как «Исчезновение на 7-й улице», «Обитель проклятых», «Перелом», но выходило либо совсем плохо, либо посредственно. А «Машинист» по-прежнему восхищает старых поклонников и приобретает новых, пусть хватает и недовольных, которые говорят, что концепция ни разу не оригинальна и подобных историй — воз и меленькая тележка. Впрочем, с подобными претензиями нет смысла спорить: даже если оставить в стороне ключевой сценарный твист, в основе «Машиниста» - как на драматургическом, так и на постановочном уровне — классическая «достоевщина», зародившаяся и масштабно развившаяся за сто с лишним лет до премьеры творения Андерсона. Причем создатели картины это не только не скрывают, но и всячески подчеркивают прямым отсылками к произведениям великого русского писателя, и знатоки творчества Федора Михайловича несомненно обратят на них внимание. Поэтому критерий оценки не в том, что «это уже было», а «как это было реализовано» Андерсоном в процессе творческого труда.

Пока не принимая во внимание мрачный «трупоизбавительный» пролог, смысл которого станет понятен ближе к финалу, в первой трети фильма мы наблюдаем депрессивно-причудливую драму «маленького человека», работяги Тревора Резника, который не спит уже целый год и похудел до крайне тревожного состояния. Еще молодой, но безмерно уставший от жизни одинокий мужчина на автопилоте ходит на завод, а по вечерам сношается с добросердечной проституткой Стиви. Что происходит с Тревором — не могут понять ни окружающие, ни он сам. Также Резник страдает забывчивостью, клеит стикеры на холодильник, дабы точно сделать важные для существования дела, а еще подозревает всех окружающих в зловещем заговоре с непонятной целью. Вскоре ситуация усугубляется появлением странного мужика Айвена, который работает в том же цеху, что и Тревор, и поначалу кажется хорошим парнем, но, похоже, именно он — главная причина всех творящихся бед…

Яро интеллектуальные поклонники «Машиниста» в совокупности уже покадрово разобрали фильм на символы, найдя практически в каждой сцене скрытые и явные «фишки», подчеркивающие общую идею и говорящие о том, насколько филигранно продумано киноповествование, где так или иначе важен каждый эпизод. Поэтому картина, если она понравилась, бесспорно пригодна для повторных просмотров, когда, зная суть, вы уже смакуете многочисленные детали, иногда шепчущие, а иногда и кричащие о том, что же происходит на самом деле. Причем именно «крик» направлен не на «глупую» публику, дескать, «да вот же, если смотреть внимательно, то еще задолго до развязки все абсолютно понятно!». Как раз наоборот, интрига в «Машинисте» закручена на высоком уровне, и даже если вы догадывается о чем-то в процессе просмотра, вы все равно не можете составить пазл полностью.

«Крик» обращен к самому герою, и исходит он от внешнего мира, пытающегося пробиться во внутренний мир Резника. Но, как обычно и бывает в действительной жизни, человек верит только в то, во что хочет, во что ему удобно, и все сигналы воспринимает исключительно как подтверждение субъективной истины, а не как ее болезненное опровержение. Посему так называемое «безумие» — это зачастую защитное отрицание реальности, настолько ужасной, что ее невыносимо принять и выдержать, а посему проще закрыть глаза и не видеть…

Конечно, у «Машиниста» есть глубокая драматичная подоплека, причем универсальная и интуитивно понятная практически любому жителю планеты, благодаря чему лента и обрела всемирное почитание. Но по форме это сильный параноидальный триллер, который при условии принятия неспешности повествования, жесткой депрессивной атмосферы и тотальной мрачности визуализации чертовски интересно смотреть. Даже не считывая в процессе многочисленные «подсказки» и культурологические отсылки, многие зрители с головой погрузятся в жуткое сознание героя Кристиана Бэйла, определяющее его трагическое бытие, когда ужас свершившейся необратимости всегда с тобой.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)