DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ

Смирение как орудие добра

Одержимый дьяволом / Possessed

США, Канада, 2000

Жанр: триллер, мистика, драма

Режиссер: Стивен Е. де Соуза

Сценарий: Майкл Лазару, Стивен Е. де Соуза

В ролях: Тимоти Далтон, Генри Черни, Джонатан Мэйлен, Майкл Роудс, Шэннон Лоусон, Кристофер Пламмер

Похожие фильмы:

  1. «Дневник сельского священника» (1951)
  2. «Изгоняющий дьявола» (1973)

После коммерческого успеха таких оккультных блокбастеров, как «Адвокат дьявола» (1997) и «Конец света» (1999), а также благодаря уникальному рубежу смены тысячелетий дьявол вновь стал желанным гостем на экранах кинотеатров. Только в 2000 году вышли такие разножанровые мистические ленты, как «Заблудшие души» и «Ослепленный желаниями». В том же году на телевидении появился новый фильм известного сценариста Стивена Е. де Соузы «Одержимый дьяволом», основанный на книге историка и журналиста Томаса Б. Аллена «Одержимый: Правдивая история самого известного экзорцизма современности» (1993). Книга до сих пор не теряет своей популярности, в немалой степени благодаря роману Уильяма Питера Блэтти «Изгоняющий дьявола» и его знаменитой экранизации. Стоит ли говорить, что Блэтти вдохновлялся тем же случаем экзорцизма, который документально описал Томас Б. Аллен.

Действие ленты происходит в 1949 году — именно тогда состоялся единственный задокументированный случай экзорцизма в истории США. Его проводил отец Уильям Боудерн, член иезуитского ордена Общество Иисуса, преподаватель Университета Сент-Луиса и автор книги «Проблемы ухаживания и брака» (1939). Был ли Боудерн во время Второй мировой войны капелланом, сказать сложно. Скорее, это фантазия сценаристов, ведь настоящему Боудерну на момент вступления США в войну с Третьим рейхом было уже 47 лет.

Тем не менее боевой опыт святого отца оказался оправданным с драматургической точки зрения. Неслучайно экранный отец Боудерн (его удивительно органично воплощает экс-агент 007 Тимоти Далтон) показывает своим студентам в качестве современного лика дьявола фотографию Адольфа Гитлера.

Боудерна мучают воспоминания о войне. У него так называемый поствоенный синдром, от которого он пытается избавиться при помощи молитв и богословской науки. На лекции Боудерн замечает, что сейчас никто уже не боится библейского дьявола, ведь люди натворили зла больше, чем владыка ада в Библии. Неслучайно Стивен де Соуза помещает сюжет изгнания демона в социополитический контекст того времени. Расизм, иррациональный страх перед коммунистической угрозой, падение интереса к религии. Именно поэтому архиепископ Хьюм (Кристофер Пламмер) с трудом дает разрешение на проведение экзорцизма, ведь он заботится о современном имидже Церкви, в который не вписываются средневековые ритуалы.

Стивен де Соуза частично развивает идеи, заложенные в шедевр Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола». Он тоже размышляет о соотношении веры и науки, реального и метафизического зла. Главный сюжетный конфликт в фильме де Соузы — вовсе не одержимость мальчика демоном, а противоречия в душе священника. Режиссер неосознанно (а может, сознательно) говорит, вслед за святыми отцами, о том, что служитель алтаря должен быть чист душой, только тогда он приведет людей к богу. В древней Церкви лаконично писал об этом святитель Григорий Богослов: «Священство — это освящение мыслей, приближающее человека к Богу и Бога к человеку».

Так и в случае экранного отца Боудерна. Священник сумел изгнать нечистого из ребенка, только когда победил демона войны, живущего в нем самом. Режиссер неслучайно проводит параллели между действиями нацистов, расизмом в послевоенных США и насилием, которое творит демон руками мальчика. Всё это звенья одной цепи, ибо человек может либо духовно возрастать, приближая себя к Создателю, или же погружаться в бездну ада (в земной жизни метафорическую), творя зло по наущению дьявола.

Лента Стивена де Соузы содержит малое количество спецэффектов, что объясняется как небольшим бюджетом, так и художественными задачами. Режиссер стремится минимизировать проявления сверхъестественного, сместить фокус зрительского восприятия с самого акта экзорцизма на отца Боудерна, его сложную борьбу с самим собой. Победа над страстями, прежде всего трусостью, проявленной им на поле боя, помогла ему изгнать демона, который исчезает из души мальчика, как только отец Боудерн сам уверовал во всемогущество бога и доверил свою душу его попечению. Святитель Игнатий (Брянчанинов) по поводу смирения гениально замечал: «Смиренный неспособен иметь злобы и ненависти: он не имеет врагов. Если кто из человеков причиняет ему обиды — он видит в этом человеке орудие правосудия, или Промысла Божия. Смиренный предает себя всецело воле Божией. Смиренный живет не своею собственною жизнью, но Богом».

Фильм Стивена де Соузы, неизбежно проигрывая версии Фридкина в плане саспенса и атмосферы, выдерживает сравнение по своему христианскому смыслу, представая притчей о смирении, открывающем двери души божественному свету. Неслучайно и видения войны, и демон, говорящий устами мальчика, представлены режиссером при минимальном освещении. А символом победы священника как над собой, так и над демоном выступает разбившееся окно в монастыре, где проходил обряд, в которое вылетает злая сила. Комната же озаряется ярким лунным светом, в котором изможденный мальчик прижимает к себе большой металлический крест, а священник обнимает его. Он искупил мучивший его с военных времен грех трусости, не бросил страждущего в беде и сумел одолеть врага на метафизическом поле боя.

Для Стивена де Соузы «Одержимый дьяволом» стал последней режиссерской работой. После не слишком удачного фантастического боевика «Уличный боец» (1994), в котором не было ничего, кроме бестолкового экшена, режиссер сумел поставить хороший мистический триллер, в христианском ключе рассказав историю сопротивления — не только зловредному демону, но и собственным грехам. И сложно не согласиться с режиссером: только смирение перед волей Всевышнего, уверенность в том, что он не покинет в трудный час, помогло отцу Боудерну изгнать зло. Ведь именно отсутствием смирения, то есть гордыней, укоренился во зле бывший первый ангел Люцифер.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)