DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Собачье сердце в мире оборотней

Вендиго, демон леса. Час охоты (авторский сборник)

Автор: Эдуард Веркин

Жанр: постапокалиптика, мистика

Издательство: Эксмо

Год издания: 2012

Серия: Библиотека пожирателей страха

Похожие произведения:

Эдуард Веркин. Вендиго, демон леса. Час охоты

Эдуард Веркин известен «подростковыми» циклами «Расследования Феликса Куропяткина», «Приключения Витьки и Генки», «Хроника Страны Мечты» и другими произведениями для юного поколения. Напрашивающийся ярлычок «детский писатель» сам автор отметает, разумно полагая, что есть в его текстах то, что способно не только недоросля развлечь, но и взрослого зацепить. И Веркин абсолютно прав. Он не ставит себя заведомо выше будущего потребителя, не выпячивает превосходство в жизненном опыте и летах, не сюсюкается снисходительно, а просто рассказывает историю по-честному. По-взрослому. И неважно, о детях книга или для детей – в ней есть глубина, скрытые смыслы, а за нарисованной улыбкой порой даже не пытается схорониться авторская грусть. Писать для ребенка так, чтобы и зрелый читатель оценил – редкое умение.

Разумеется, иронические истории о похождении борца с нечистью и страшилки в духе Стайна заметно отличаются от тяжелого и пронзительного «Облачного полка», ведь Веркина нельзя назвать однообразным писателем. Поэтому для исследования мрачной стороны его творчества без жанрового фильтра не обойтись. Название серии, в которой вышел сборник из двух повестей, сразу настраивает на чтение без шуток-прибауток. Не на кровавую баню имени Рика Янси, которого вместе со всеми срезанными лицами младенцев издатели до сих пор позиционируют как автора детской литературы, а на нечто основательно мрачное, как минимум на ступеньку выше жутких, но при этом очаровательно несерьезных историй у пионерского костра.

Открывающая книгу повесть знакомит нас с шагающим вдоль железной дороги героем, от чьего лица и идет повествование. У него проблемы со зрением, зато идеальный нюх – он «слышит» запахи со всей округи и даже различает среди них знакомые. Картина мира подается разрозненными кусочками, но с самого начала очевидно: в мире этом что-то не так. Опрокинутый на рельсы поезд, в котором могли ехать беженцы, никого не удивляет, гораздо важнее тут держаться ближе к лесу и избегать открытой местности. Потому что рядом те, кого называют тварями. Вернее, тварями их называет рассказчик. На самом деле у этих существ много имен – они человекообразные чудовища, копирующие людской облик оборотни, желтоглазые демоны леса. Вендиго. С «мшистым ртом» из съеденной пожарами заснеженной пустыни Элджернона Блэквуда твари имеют мало общего. Они изначально селились среди людей, внедрялись во все слои общества, имитировали чужие личины, в результате чего прежнему миру настал конец. Внешне напоминающие худосочных бродяг или оживших мертвецов, вендиго объявили охоту на род людской. Веркин обходится без подробностей, недосказанностью раздувая искры интереса и не выпуская читателя из головы рассказчика. Масштаб вторжения, его причины, цели и природа существ – все это остается за кадром. Как и личность повествователя, чей образ на первых порах приходится мысленно дорисовывать. И вот уже когда читатель нафантазировал очередного сталкера в вымирающем мире, умный и рассудительный герой попадает в Лисий Лог, где становится ясно, что он… ротвейлер по кличке Бакс.

Выслушивая такого неожиданного рассказчика, ловишь себя на мысли, что не хочется отнести книжку в детский сад или, обращаясь к автору, покрутить пальцем у виска. Исповедь пса цепляет с самого начала. Удивительным образом Веркину удалось сохранить хмурое лицо при заведомо несерьезной форме повествования. Ну разве можно без улыбки воспринимать рассказ собаки, которая изъясняется четко и по делу, демонстрирует знания в самых разных областях, читает газеты и даже изображает детектива, собирая показания других четвероногих? Оказывается, можно. Потому что Бакс – необычный пес, потому что вокруг разворачивается совсем не веселая история, и потому что на самом деле изложил ее Эдуард Веркин. Сквозящая в тексте холодность седыми тучами загромождает небо, и проблесков привычной иронии тут ждать не приходится. Когда в Лисий Лог является беда, Бакс спасает от тварей одного мальчишку, и их совместный путь дальше перекликается со знаменитой «Дорогой». Причем роль «отца» здесь отведена вовсе не человеку. Пробираясь сквозь замерзающий мир, обнаруживая свою версию бункера с припасами из книги Маккарти, скрываясь от вендиго, они идут на север, к выжившим. И к ответам на вопросы о тварях.

На истинности той или иной версии Веркин не настаивает, разложить все по полочкам – это не для него. Автор решает разогнать туман в другом месте и второй повестью «Час охоты» возвращает читателя к событиям, о которых в «Вендиго» лишь нехотя упоминал. В своеобразном приквеле речь пойдет о семье, где жил Бакс с братом по кличке Айк. Все было отлично, пока в доме не появилась тварь. Под личиной маленькой девочки оборотень с каждым днем все сильней копировал хозяйскую дочку, а ночами выходил на охоту, пожирая мелких зверей. Взрослые ничего не замечали, а тем временем в окрестностях стали пропадать и люди. Некоторых из них потом находили загрызенными, и тревожные слухи о бешеной собаке поползли по соседским участкам. Веркин описывает вторжение тварей на примере одной семьи, но подкармливает и сторонней информацией, помогая четче разглядеть картину. И картина эта для рассказчика в собачьей шкуре безрадостная, ведь не только животные чуют поселившееся рядом зло. Твари также чувствуют угрозу со стороны четвероногих и начинают их истреблять. Оборотни не просто сильны, но еще и хитры; вместо кровавой расправы запросто могут «подставить», тем более что напуганные слухами и новостями жители только и ждут, когда поймают ту самую обезумевшую псину, что нападает на людей. В «Часе охоты» Веркин невольно обозначает свою позицию в вечной борьбе кошатников с собачниками. Кот сбегает из дома при первой опасности, а Бакс остается защищать юную хозяйку, понимая, что для него эта история может закончиться смертью.

Эта книга для читателей всех возрастов. В ней есть место мрачности, тревожным мыслям, легкому ощущению безнадеги, трогательности и холодной рассудительности. Найдутся и приключения, и даже детективная составляющая. Чего здесь нет, так это дуракаваляния, стеба и авторского безразличия. Веркин не погружается в депрессивную серьезность, но в голосе повествования до самого финала слышатся печальные нотки. А еще эта книга состоит из запахов. И речь идет не о типографской краске, а о запахах окружающего нас мира. О запахах, которые слышит главный герой. Страх, опасность, ненависть, человеческая доброта – распознать эти специфические ароматы вам поможет один из самых смышленых псов по ту сторону обложки.

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 25-07-2013 17:40

    Очень даже приглянулась книга, спасибо за рецензию.

    Учитываю...
  • 2 Karnosaur123 25-07-2013 00:13

    Отличная рецензия на хорошего автора.

    А не прочесть ли вам еще "Чудовище с улицы Розы"?

    Дело в том, что "приквел" "Час охоты" является, по сути, переписанной версией "Чудовища". Рассказ ведется от лица детддомовца - хозяина Бакса. Сам же Бакс гибнет от руки страшной девочки, сломавшей ему хребет. В конце нерою видится его призрак.

    Тут или "альтернативная" реальность ("Регуляторы"-"Безнадега"), или все действие "Вендиго" происходит в каком-то подобии Чистилища ;)

    Учитываю...
    • 3 Александр Подольский 25-07-2013 15:17

      Прочел. Честно говоря, мне сложно понять, зачем Веркину потребовалось делать это вот так. Прежде чем браться за рецензию, я хотел прояснить некоторые моменты у самого автора, но ответа не дождался. Выглядит так, будто, выражаясь киношным языком, он задумал ребут своей же "франшизы". Т.е придумал продолжение вроде бы законченной истории и сделал "ремейк" с необходимыми изменениями. За которым последовал и сиквел. В принципе, обе истории идентичны (даже "фокальный голос" тот же самый) и под одной обложкой они смотрелись бы издевательством. Поэтому я предпочитаю рассматривать их так: "Чудовище с улицы Розы" (2005) - как первое знакомство с Баксом, а рецензируемую книгу (2012) - как переделанную и дополненную версию с новыми акцентами. Как-то так. Вариант с Чистилищем доверия не вызываетsmile

      Учитываю...