DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Стоит ли пугаться в Рождество?

Хоррор начал эксплуатировать праздники очень и очень давно, и одним из первых «красных дней календаря», который попал под горячую руку кинематографа, было, конечно же, Рождество. Светлый семейный праздник, который к концу ХХ века стал натуральным символом победившего консьюмеризма и общества потребления. Как доказывает неувядающая серия «Тихая ночь, смертельная ночь», рождественский хоррор можно сделать дешево и сердито – нужно только нарядить маньяка в костюм Санты, а связный сюжет и хороших актеров можно не искать. Поэтому в сегодняшней статье — вот сюрприз! — не окажется ни одного слэшера с американским Дедом Морозом в главной роли (с одной оговорочкой). Вместо этого речь пойдет о пяти фильмах, которые рассматривают этот праздник с более интеллектуальной и сатирической позиции.

«День зверя» (1995)

Этот фильм принес будущей звезде испанской режиссерской школы Алексу де ла Иглесиа шесть премий имени Франсиско Гойи, в том числе за лучшую режиссуру – самую важную национальную награду Испании в области кинематографа, своеобразный аналог «Оскара», но только с меньшим градусом политики.

Стиль Иглесиа легко узнаваем: это юмор (часто черный); это гротеск, выкрученный на максимум; это безумие в квадрате; и это то, чему не учат в киношколах. Сатанинская комедия с ржавым налетом Апокалипсиса под совсем не ангельский горн метала и панка — вот что такое «День Зверя». Издевательства Иглесиа над религиозной картиной восприятия мира, а точнее над официальными проводниками этого восприятия, доступны уже в первые минуты просмотра. Отсылки к «Экзорцисту» говорят о том, что перед нами перчатка, брошенная в сторону традиционных акцентов, обычно расставленных в классических фильмах ужасов, где история вдохновлена таким культурным феноменом, как сатанинская истерия. Но это кино не о Сатане или Апокалипсисе. Здесь религиозные мотивы крайне вторичны, зато с обложки кривит улыбку мотив социальный.

Знаменитая локация «Окно в Европу», которую нам показывают несколько раз за фильм, населена нищими, бездомными и алкоголиками. Испания на тот момент уже десять лет находилась в Евросоюзе, но так и не избавилась от безработицы и маргинализации общества — Иглесиа говорит об этом прямо, для атмосферы используя визуальный ряд города упадка и порока, где дымятся мусорные баки, бомжи горят, как спички, от неимоверной жестокости горожан, не прекращается бесконечный вой сирен скорой помощи и полиции, сотрудники которой обожают тренировать удар резиновой дубинкой на горожанах.

Музыка протестующей молодежи конца века — еще одна особенность фильма и особый кайф для зрителя, ценящего яркий и осязаемый саундтрек. Жестокий и резкий индастриал мегаполисов; самоубийственный, но все еще тогда живой панк-рок; находящийся на пике популярности пост-панк и всевозможные виды метала – создатели фильма, кажется, угодили каждому, кому не исполнилось в 1995 году сорок лет. Среди групп, взятых на вооружение в качестве официального саундтрека, очень много знакомых имен (Sugar Ray, Ministry, Pantera), но имеются также национальные знаменитости (Paralisis Permanente), которые приоткрывают для зрителя небольшую форточку в мир испанской альтернативной музыки.

Фильм вышел на восемь лет раньше книги «Код да Винчи» Дэна Брауна, но он будто бы высмеивает в том числе и ее – числовые танцы с разгадками библейского мифа, заговоры и максимальную шизотеричность всего и вся. Касательно последнего: если вы застали 90-е годы в сознательном возрасте, находясь в России, то вам покажется знакомым персонаж по имени Каван, а точнее профессор Каван — типичный беспринципный маг в третьем поколении и заряжатель воды с «научно обоснованной теорией», обманывающий доверчивых стариков на покое. Н — «Ностальгия».

«День Зверя» – это бодрый фильм с массой смешных моментов, культурных отсылок к классике жанра (в том числе к итальянскому джалло) и знаковым музыкальным релизам 80-90-х годов. Еще это коллекция клише о сатанизме — намеренная и гротескная, где нашлось место крови девственницы и пентаграммам. Это также разговор о саморазрушении личном и саморазрушении общественном (чего только стоит линия сюжета «За чистый Мадрид»). А еще это предельно испанское кино, где юмор соседствует с полусерьезным наблюдением за реальностью грязных улиц, фашизма, полицейского произвола и мусорных ток-шоу. И, конечно, это кино 90-х, но с большим поклоном в сторону кинематографа 80-х. Просто хорошо — не меньше и не больше.

«3615 код Деда Мороза» (1989) / «Смотри по сторонам» (2016)

Да воздастся дань double-bill-показам автомобильных кинотеатров, что так любит Квентин-свет наш-Тарантино, ибо эти два фильма, снятые с разницей почти в 20 лет, можно описать очень просто: «Один дома» 18+

Наиболее верно это для «Кода Деда Мороза», который вышел за год до знаменитой комедии Криса Коламбуса и Джона Хьюза. «Один дома» несет в себе столько сходства с этим малоизвестным французским триллером, что можно понять его режиссера, который грозился засудить американских киноделов. Причем насчет «триллера» — это ни разу не преувеличение. В ночь перед Рождеством в дом, где остались только маленький Тома и его подслеповатый дедушка, вваливается псих в костюме Санты (то самое исключение из первого абзаца). Мальчик, обожающий голливудские боевики, берет на себя задачу по защите дома и родного человека. По аналогии с Кевином, он бойко использует игрушки и подвернувшиеся под руку вещи для того, чтобы дать отпор психопату. Местами это смотрится очень забавно, но чем ближе к финалу, тем более мрачное настроение принимает картина. Зритель уже не сомневается: без трупов здесь не обойдется. Широкое распространение в США «3615 код Деда Мороза» получил только в 2018 году и мгновенно обрел культовый статус в узком кругу «любителей этого дела». Рискнуть и посмотреть его, дабы найти все параллели с фильмом Криса Коламбуса, стоит, однако лучше делать это без детей.

По сравнению с ним австралийский экспорт «Смотри по сторонам» выглядит даже каким-то мирным, хотя концепт «Одного дома» тут перевернут с ног на голову куда более изысканно. Представьте, что в дом к предпубертатному подростку и его няне перед Рождеством влезают таинственные преступники, и девушка вынуждена спасать подопечного. Представили? Отлично, в таком случае первые полчаса у фильма есть все шансы удачно водить вас за нос. Потому что в середине «Смотри по сторонам» делает изящный финт ушами: выясняется, что все эти события подстроил сам мальчуган, чтобы прикадриться к сиделке. И чем дольше ему отказывают в «комиссарском теле», тем более психованным и маньячным шкет становится. Увы, когда шок-фактор выдыхается, фильм становится вполне заурядным черноюморным триллером, который не использует все возможности сюжетной задумки на полную катушку. Но в качестве короткой оригинальной безделушки на один раз он вполне сойдет, особенно в предпраздничный период. Гирлянд в нем много. И используются они довольно оригинально.

«Тихая ночь» (2020)

Рождество – праздник семейный. А как показывают постоянно растущие расценки психотерапевтов, узкий семейный круг — это источник не только радости, но и психотравм, которые люди вынуждены подавлять. Но что, если произойдет некое событие, после которого не понадобится больше носить улыбчивые маски, а можно будет высказать всю правду-матку родным и близким?

Это и происходит в эсхатологической смеси черной комедии и психологической драмы «Тихая ночь» 2021 года выпуска. На мир надвигается невесть откуда взявшееся облако смертоносного газа, от которого нет спасения. И вот несколько британских семей решают встретить последнее совместное Рождество буквально за несколько часов от неизбежного конца, а потом дружно самоубиться, чтобы не пришлось страдать.

Несмотря на комедийный жанр и почти полное отсутствие физического насилия, «Тихая ночь» получилась довольно жутким фильмом, беспощадно бичующим изображения семейных праздников на идиллических глянцевых картинках. Режиссер и сценаристка Камилль Гриффин демонстрирует исключительно мрачное и лишенное оптимизма отношение к человеческой натуре, которое можно описать цитатой неподражаемого доктора Кокса: «Сволочи, облитые сволочизмом, со сволочной начинкой». Нечто подобное уже проворачивали «Идеальные незнакомцы», но там авторы в последний момент милосердно сжалились и отмотали время назад, чтобы спасти своих героев. Персонажам «Тихой ночи» такая радость не светит. Но киноманы и любители хорроров вполне могут найти что-то интересное в этом фильме. Как минимум — отсылки к Ширли Джексон и мрачным предзнаименованиям из картин эпохи «ядерной угрозы».

«Санта на продажу» (2010)

Еще один стеб над праздничной истерией по подаркам и причесыванием реальности в угоду обществу потребления. Ведь все любят Санта-Клаусов! И никто не задумывается над тем, что, дабы получить добродушных седобородых дедушек, для начала нужно отловить в Лапландии диковатых голых Йоулупукки. От которых подарков не дождешься, ведь их девиз, перефразируя старую песенку, звучит так: «Смерть и радость мы приносим людям».

Выросшая из короткометражки ехидная финская страшилка не стала хитом, но свой мизерный бюджет все равно окупила двухкратно и обрела культовый статус. В пользу «Санты на продажу» работает еще почти полное отсутствие подмигивания зрителю — история подается на полном серьезе и вполне могла бы стать типичной малобюджеткой с канала SyFy, если бы титульного персонажа заменили какой-то реликтовой тварью вроде Пираньяконды. Но когда суровое кровавое мочилово учиняет доисторический финский Дед Мороз, зритель волей-неволей начинает улыбаться. Ближе к финалу, когда «Санта на продажу» мутирует в классический «осадный фильм», даже можно помянуть всуе Джона Карпентера — он тоже любил с каменным выражением лица рассказывать истории с двойным дном о горстке персонажей, противостоящих многочисленным силам зла. Ну, или Нового года, как в данном случае.

Понятное дело, что все картины на заданную тематику в рамках одной статьи не перечислишь, но стоит заметить, что большинство из них попадет в одну из описанных категорий. Какие-то эксплуатируют тематику «праздничных слэшеров», какие-то – заигрывают с «Одним дома», некоторые сосредотачиваются на психологическом насилии, а уж из апокалиптических вариаций на тему можно собрать отдельный список. Но это, как говорится, тема для другого разговора! А пока – с наступившим 2023 годом! Увидимся на страницах DARKER!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)