Advertisement

DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Теория большого монстра

Франкенштейн. Запретные знания эпохи готического романа / Frankenstein and the Birth of Science: The Era of Ingenuity that Electrified Science and Fiction (документальная книга)

Автор: Джоэл Леви

Жанр: нон-фикшн, документалистика

Издательство: АСТ

Серия: История и наука Рунета

Год издания: 2021 (в оригинале — 2018)

Переводчик: Н. Камакина

Похожие произведения:

  • Стюарт Росс «Наука Шерлока Холмса. Методы знаменитого сыщика в расследовании преступлений прошлого и настоящего» (документальная книга)
  • Роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» английской писательницы Мэри Шелли по праву считается классикой как литературы ужасов, так и научной фантастики. Именно стык еще только зарождавшихся на тот момент направлений делает эту книгу одновременно мудрой и устрашающей. Вздрогнуть от испуга заставляет не столько кошмарное существо, сколько человек, его сотворивший и не задумавшийся о последствиях. Вопреки крылатой фразе чудовище порождено не сном разума, а его самой сосредоточенной бодростью. Журналист и популяризатор науки Джоэл Леви в своей книге «Франкенштейн. Запретные знания эпохи готического романа» взялся разобраться с научными теориями, вдохновившими Мэри Шелли на написание знаменитого романа.

    Леви — автор нескольких десятков научно-популярных книг о ядах, ниндзя, теориях заговора, математической теории, бизнес-психологии… Ранее на русский язык переводилась его работа «Почему мы делаем то, что мы делаем» — легкий нон-фикшн о психических процессах, стоящих за обыденными поступками. При таком разнообразии тем каждая новинка от автора вызывает обоснованные опасения: сможет ли он копнуть достаточно глубоко? Не пройдется ли только по верхам? В случае с «Франкенштейном» сомнения вполне оправданы — книга получилась не цельным произведением, основанным на кропотливом изучении темы, а скорее развернутой подборкой интересных фактов.

    Впрочем, популярная книжная серия «История и наука Рунета» (Леви — редкий случай затесавшегося в нее зарубежного автора) последнее время тяготеет именно к таким форматам. Стартовала она с мощного научпопа «Страдающее Средневековье», вышедшего на волне популярности мемов с забавными подписями к средневековым миниатюрам. В этой книге историки-медиевисты Дильшат Харман, Михаил Майзульс и Сергей Зотов устроили погружение в христианскую иконографию для непосвященных, сделав акцент на страшных, смешных и неприличных образах. Следующие новинки серии далеко не всегда предлагали настроиться на мышление и мировидение былых времен. Даже будучи написаны знатоками своего дела, они часто предлагают не столько постичь ушедшую эпоху, сколько заглянуть в замочную скважину прошлого и просто увидеть нечто забавное, курьезное или необычное.

    Такому подходу оказалась созвучна и книга Джоэла Леви, больше похожая даже не на самостоятельное произведение, а на комментарий к роману Мэри Шелли. «Франкенштейн, или Современный Прометей» создавался в эпоху активного бурления науки: ожесточенные дискуссии, смелые теории, дерзкие эксперименты. Некоторые жуткие эпизоды из романа Мэри Шелли имеют под собой реальные основания. Так, химику Джозефу Пристли на самом деле пришлось бежать из своей лаборатории от разъяренной толпы с факелами, а Луиджди Гальвани проделывал шокирующие публику опыты с мертвыми телами и электричеством. В плане выискивания и систематизации подобных фактов Леви действительно проделал большую работу. Он в общих чертах описывает, что творилось в крупнейших лабораториях, в чем суть споров между виталистами и механицистами, как экспериментальная наука отряхивалась от оккультного сора. Легкий слог, доступное изложение, красивые иллюстрации — все, что нужно для хорошего научпопа. При этом Леви не отходит далеко от текста романа, рассказывая именно о тех идеях, именах и концепциях, что повлияли на кошмарный эксперимент Виктора Франкенштейна. С одинаковой увлеченностью автор излагает как полные драматизма истории похитителей трупов для анатомических исследований, так и сугубо философские противостояния эмпирицистов и рационалистов. Помимо довольно очевидных тем Леви обращается и к не самым явным областям вроде арктических исследований. Интерес к ним вдохновил Шелли на обрамляющие книгу полярные эпизоды.

    Хотя российское название книги обещает поведать только о знаниях «эпохи готического романа», Леви не ограничивается XIX веком. Как отмечает автор, «Франкенштейн стал символом страха перед биологией и генетикой в целом», «эвфемизмом для обозначения стереотипов и страхом, связанных с наукой и устремлениями людей, а также для архетипа сумасшедшего и/или надменного ученого». В современной науке ведется немало исследований, вызывающих те же опасения, что и эксперимент из романа Мэри Шелли. Леви рассказывает о некоторых из них, но ограничивается лишь теми случаями, где пресса или общественность удостаивали ученых сравнений с Франкенштейном. При этом автор старается обходиться только общими словами, не углубляясь в вопросы биоэтики.

    Сам Джоэл Леви в этой ситуации напоминает человека, скопившего огромную сумму денег и оставившего их лежать в укромном месте, вместо того чтобы купить что-нибудь полезное или инвестировать в дело. Он собрал значительное количество любопытных фактов, но они не складываются в новое прочтение романа, не переосмысляют ключевые образы, не монтируются даже в некую общую идею. «Франкенштейн» Мэри Шелли после книги Леви остался все таким же загадочным и зловещим, разве что фон, на котором разворачиваются события романа, стал гораздо отчетливее.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)