DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Тревожные мотивы обыденных вещей

Понятие саспенс, в классическом его понимании, в отношении изобразительного искусства не применяется. Возможно, причиной тому служит неотъемлемая статичность сюжета картины или рисунка, а может, дело в превалирующем значении субъективности восприятия изобразительного искусства. Предлагаем вам попробовать разобраться в том, можно ли найти саспенс в картинках.

Разговаривать об искусстве без наглядных примеров — все равно что рассуждать о любви, ни разу не познав ни ласк, ни горечи. В сегодняшнем рассуждении нам будет помогать замечательный художник Ксения Цветкова, а точнее — некоторые ее работы и зарисовки. Маленькая ремарка: все, кому интересны работы Ксении, могут познакомиться с ними в соцсетях художника, на просторах интернета или, например, на страницах нашего любимого журнала DARKER. Сегодня мы говорим не о личности, сегодня мы говорим об искусстве.

Ксения в загадочном образе любезно помогает нам подогревать чувство тревоги наших читателей

Что такое саспенс? В самом простом понимании это тревожное ожидание, нарастающее чувство беспокойства. Характерной особенностью саспенса является то, что он возникает обычно в контексте привычного положения вещей. По сути это пугающая обыденность. Кинематограф, видеоигры, иногда литература – вот основные формы художественных произведений, в контексте которых рассматривают саспенс. Мы привыкли к тому, что в этих формах есть сюжет, а следовательно, есть повествование, динамика и особенности которого, в свою очередь, и являются источниками того самого тревожного ожидания в сознании зрителя (читателя). Однако неправильным будет думать, что художественное изображение не обладает своей динамикой. Ключевое отличие картины от, например, киноленты в том, что события не разворачиваются перед глазами зрителя, но они разворачиваются внутри его воображения.

Собственно ощущение саспенса есть не что иное, как игра воображения. В жизни даже самая, казалось бы, обыденная ситуация способна вызвать необъяснимое чувство тревоги. Само по себе это чувство ничего не значит. Если вы идете знакомым маршрутом, по знакомой улице, и вдруг в вашем сознании начинает нарастать беспокойство, – это вовсе не означает, что через пару шагов из ближайшей подворотни на вас непременно нападет монстр или злодей. Все дело в деталях. Мелочи, которые вы, вероятнее всего, даже не замечаете, но которые ломают ту самую привычную картину обыденного события. Самое любопытное, что чем в более типичной для себя ситуации вы оказываетесь и чем менее заметны для вас изменения в деталях этой ситуации, тем более яркое переживание саспенса вас ожидает.

Теперь главный вопрос – возможно ли спровоцировать в подсознании нагнетающееся чувство тревоги путем созерцания статичной картинки? Для начала надо научиться рассматривать картинки, погружаться в их сюжеты и детали. Современные технологии научили нас крайне поверхностному взаимодействию с изображением. Мы перелистываем ленту и буквально «краем глаза» анализируем визуальный контент. Сознание сфокусировано на поиске приятных или привычных деталей, и когда они попадают в поле зрения, мы лайкаем изображение или на долю секунды задерживаем на нем свое внимание. Такие действия напоминают механический сон, и они никогда не вызовут в зрителе чувство саспенса. Скорее, наоборот, помогут ему успокоиться, если он чем-то взволнован. Теряются смыслы, искажается восприятие, но ситуация продолжает мягко двигаться в привычном, безопасном русле.

Предположим, что мы с вами умеем рассматривать изображения, останавливать свое внимание, замечать детали, тем самым погружаясь в сюжет. Любопытно, что у картин существует своя динамика. Она заключается не в событиях и их последствиях, а в глубине и сложности образов. Это по сути язык ассоциаций, где привычное понятие смысла уходит на второй план, а понятия ощущения и сопоставления главенствуют. Такой язык универсален для любого человека, независимо от его нации, опыта или языка, на котором он думает. Например, во сне все люди воспринимают информацию ассоциациями. И чем более развиты у человека интеллект и восприятие, тем более интересные и глубокие знания он способен почерпнуть из такого рода опыта.

Давайте попробуем поговорить о саспенсе в искусстве на наглядных примерах. Какие элементы рисунка, изображающего обыденные вещи, способны вызывать у зрителя тягучее чувство тревоги? Далее намеренно опущены названия художественных работ и любые другие указания на конкретные изображенные предметы и явления для того, чтобы оставить простор для фантазии читателя.

Пример нескольких работ, объединенных одной темой. По сути, на всех картинках изображены ветхие строения. Безусловно, художник любит использовать образ черной птицы, для придания этим работам вполне четкого эмоционального окраса, но этот факт в данном случае нас не интересует. Интересует другое. Динамичное окружение, следы разрушения и тень. На первый взгляд — обычные скетчи и иллюстрации. Но если задержать свое внимание на отдельных элементах этих работ, первая ассоциация, которая приходит зрителю на ум, будет связана с его детскими воспоминаниями. О детстве принято говорить как о беззаботной поре, но ведь оно тоже наполнено своими страхами и переживаниями, которые в той или иной степени остаются с нами. Поскольку опыт каждого отдельного человека уникален, нет четких фигуративных образов, способных вызывать саспенс, равнозначных для всех зрителей, но такие элементы, как тени, загадочные большие конструкции, темные помещения за открытыми дверями — это универсальные ключи, способные активировать субъективный опыт любой личности.

Выполненные в разных техниках элементы интерьера, знакомые, пожалуй, каждому жителю постсоветского пространства. Мы предлагаем читателю отдельное внимание обратить не на сами предметы, а именно на пространство. Загляните в коридор, посмотрите за окно, почувствуйте пространство комнаты. Безусловно, мрачная палитра этих рисунков заранее настраивает зрителя на мрачные мысли, но саспенс притаился не в линиях и красках. Все дело в пространстве и его искажении. Несмотря на все отличия между людьми, основных органов восприятия у нас пять. Именно благодаря им мы формируем свое представление о пространстве, и любопытен тот факт, что представление это универсально. Чем сильнее вы доверитесь своим ощущениям пространства, возникающим при рассматривании этих изображений, тем более яркое чувство тревоги сможете ощутить. И весь секрет здесь таится в неизвестности. Нам всем крайне неуютно в незнакомом месте, каким бы привычным внешне оно нам ни казалось.

Данные работы выполнены в гораздо более яркой палитре, чем все предыдущие, однако они способны вызвать не меньшее, а, возможно, даже большее чувство тревоги. Примитивные формы похожи на слепые пятна. Зритель угадывает образы, но продолжив рассматривать изображение, он неосознанно понимает, что такая форма заключает в себе очень много потенциальных ассоциативных ключей. Старушка может быть любимой бабушкой, а может оказаться самой смертью, поджидающей странника посреди его пути. Почему? Яркие, пестрые цвета вызывают неосознанные эмоциональные всплески. Простые формы взывают к самым простым и привычным образам. Что будет, если ваш обыденный мир вдруг начнет взрываться? Конечно, не буквально. О, это определенно вызовет нарастающую тревогу, переходящую в панику.

Но зачем в человеческой психике существует такой механизм, такое ощущение, как саспенс? Ведь гораздо удобнее и проще, когда вещи идут своим чередом. Для чего же необходимо эта, безусловно приносящая дискомфорт тревога? Можно предположить, что это своеобразный механизм пробуждения внимания. Повторяющиеся события и действия со временем вызывают привыкание, становясь механическими явлениями, мало чем отличающимися от сна, в котором сюжет развивается независимо от воли его участников. Само по себе чувство саспенса не способно вернуть контроль над собственным вниманием, но оно способно послужить своеобразным маячком, используя который можно добиться осознанности.

Существует ли саспенс в изобразительном искусстве? Да, но только при условии, что воспринимающий субъект готов уделить изображению достаточное количество собственного внимания. Но зачем? Хотя бы для того, чтобы лишний раз снять с глаз пелену сна реальности.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)