DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

НЕ ГОВОРИ НИКОМУ

У войны лавкрафтианское лицо

Война-56. Книга 1. Зов Лавкрафта (роман)

Автор: Шимун Врочек

Жанр: социальная фантастика, боевая фантастика, шпионская готика

Издательство: Эксмо

Серия: Сломанный миф. Изнанка

Цикл: Война-56

Год издания: 2022

Похожие произведения:

  • Джон Уиндем «Кракен пробуждается» (роман)
  • «Зов Лавкрафта» (антология)
  • Чарльз Стросс «Очень холодная война» (рассказ)

Летом 2022 года на книжных прилавках, словно поднимающийся из глубин интернета Ктулху, появился «Зов Лавкрафта», первая книга цикла «Война-56». В свободном доступе автор выложил роман еще в 2021-м, а задумал цикл и того раньше: группа ВК, посвященная этой вселенной, была создана примерно в 2014 году.

Шимуна Врочека представлять не нужно. Читателям он известен по таким романам, как «Метро 2033: Питер», «Золотая пуля» (в соавторстве с Юрием Некрасовым), «Рим. Последний легат» и другим. Прочитавшие «Зов Лавкрафта» разделились на два лагеря: представители одного считают книгу «качественно новым уровнем» в творчестве любимого автора, другого — жалуются на скучных персонажей и «лютую пелевинщину». Истина, как обычно, где-то посередине?

Первое и, на наш взгляд, самое важное, что нужно сказать о «Зове Лавкрафта»: это роман не для всех. Перед нами литературная игра с элементами палп-фикшена, нуара, социальной и шпионской фантастики. Книга изобилует отсылками. Образы киноактеров Шона Коннери, Грейс Келли перерабатываются в литературной кузнице до неузнаваемости. Чего только стоит Брюс Ли, уголовник, занимающийся восточными единоборствами! Роман кинематографичен, и это его несомненный плюс.

Щупальца огромного спящего под водой создания дотягиваются до воспаленных и восприимчивых людских разумов, заставляя их творить отвратительные вещи. С другой стороны, государства, находящиеся в состоянии холодной войны, сами не прочь поубивать друг друга, дай только повод. Советская подводная лодка выпускает атомную торпеду в спящее чудовище — и вот он, повод, найден. И Древний Бог пробуждается в морских глубинах, и зло, дремавшее до поры до времени, расцветает в душах и поступках людских.

«Зов Лавкрафта» — не только остросоциальная проза. Это предапокалиптический роман с элементами нуара, в котором есть место и юмору, и кровавому реализму, и любовным сценам, и психологизму. Врочек достоверно описывает 50-е годы двадцатого века. Локомотив сюжета неотвратимо движется вперед. Шон Коннери, агент британской разведки, получает задание защитить Грейс Келли, принцессу Монако. Капитана Синюгина срочно вызывают в Москву, в психиатрической клинике нарастает напряжение, и Человек-Дерево, самый странный из пациентов, готов действовать, а не только слушать дождь и прорастать корнями сквозь бетон.

Как опытный бармен, Врочек перемешивает жанры в сумасшедший коктейль: стоит сделать глоток — горло запылает огнем. Но менее стойкий читатель от подобных экспериментов заработает головную боль, отложит роман до лучших времен, а в сети напишет: «не рекомендую». Потому что, увлекшись литературной игрой и расстановкой фигур на доске сюжета, Врочек порой забывает о том, что его персонажи не функции, а люди. И вот уже брутальный шпион Шон Коннери и не менее брутальный советский капитан Синюгин сливаются в одно лицо…

«Зов Лавкрафта» — это экспозиция к последующим событиям, которые произойдут в цикле. Роман не придерживается полноценной трехактовой структуры, точнее, перед нами разворачивается первый акт, а стоит наступить антракту, книга заканчивается. Судить о том, насколько пугающим получился созданный автором мир, можно будет лишь после прочтения всего цикла. В «Зове Лавкрафта» представлены элементы хоррора и мистики, но полноценным романом ужасов его не назовешь. Врочек не пугает читателей, Ктулху здесь — не первобытный ужас, а скорее метафора человеческой ненависти. В книге есть бытовой ужас (сцены в психбольнице), есть ужас потусторонний — он представлен зудящим в голове героев присутствием темной сущности, которая сводит их с ума. Персонажи Врочека разительно отличаются от персонажей Лавкрафта: если последние охвачены ужасом перед неведомым и романтичны, то у Врочека романтичных персонажей днем с огнем не сыщешь. Автор неторопливо выписывает мир, напряжение в котором вот-вот достигнет верхней точки, и тогда…

Все дороги ведут на Кубу. «Зов Лавкрафта» заканчивается не точкой, а большим знаком вопроса. Сумеют ли главные герои противостоять пробуждающемуся злу? Сумеет ли автор филигранно раскрыть каждую из намеченных сюжетных линий? Сумеет ли мир сохранить целостность и не сорваться в пропасть апокалипсиса? Одно мы знаем наверняка: Шимун Врочек создал нетривиальный роман, который не оставит читателей равнодушными, а значит, у цикла есть будущее.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)