DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Убийство в опере

Ужас в опере / Opera

Италия, 1987

Жанр: ужасы, детектив, триллер

Режиссер: Дарио Ардженто

Сценарий: Дарио Ардженто, Франко Феррини

В ролях: Кристина Марсильяч, Иэн Чарлсон, Урбано Барберини, Дария Николоди

Похожие фильмы:

  • «Театр крови» (1973)
  • «Водолей» (1987)
  • «Призрак оперы» (1989)

Замысел «Ужаса в опере» уходит своими корнями в желание Ардженто снять собственную версию знаменитого романа Гастона Леру «Призрак оперы». И если бы у режиссера не возникли проблемы с получением прав на экранизацию книги, он бы не стал писать оригинальный сценарий для собственного фильма с похожим сюжетом. Но он вдохновлялся не только романом Леру — финал картины повторяет последние главы «Красного дракона» Томаса Харриса.

В качестве оперы, которую ставят герои картины, Ардженто выбрал «Макбет» Джузеппе Верди. Ранее, до работы над фильмом, Ардженто приглашали ставить «Риголетто» Верди, но в итоге театр отказался от услуг режиссера, не согласившись с его трактовкой произведения и методам постановки. Обида за это и часть наработок для «Риголлето» нашли отражение в сценарии «Ужаса в опере». «Макбет» Верди тоже доставил Ардженто немало проблем. Эта опера имеет дурную славу в театральных кругах, и считается, что она приносит несчастье тем, кто участвует в работе над ней. Рабочую группу фильма также преследовали различные беды, а один из актеров и вовсе погиб на съемках.

Основное действие «Ужаса в опере» начинается, когда в доме молодой оперной певицы Бетти раздается телефонный звонок. Незнакомый мужской голос сообщает ей, что она будет петь главную партию в постановке «Макбета» — но не говорит, что предыдущую приму сбила машина. Один этот звонок дает зрителю повод сомневаться в случайности дорожного происшествия с первой исполнительницей. И проходит совсем немного времени, прежде чем злодей начинает действовать еще жестче. Одного за другим он начинает убивать коллег героини и для него важно, чтобы она видела каждое убийство.

Пыточное устройство для Бетти ­— иглы, приклеенные скотчем под глазами, — «пришло» в фильм из шутки Ардженто. Как-то режиссер признался, что его раздражают зрители, которые отворачиваются в сторону во время страшных сцен в его фильмах. Ардженто в шутку озвучил мысль приклеивать людям иголки под глазами, чтобы они могли смотреть только на экран — и здесь он эту фантазию реализовал.

Глазам и зрению традиционно уделяется особое внимание в джалло. А демонстрация глаз персонажей крупным планом — распространенный прием режиссеров картин этого жанра. В «Ужасе в опере» Ардженто делает глаза наиважнейшим символом. Начало фильма демонстрирует глаза воронов, их же зрительная память поможет героям искать убийцу. Режиссер то и дело показывает происходящее глазами персонажей. А еще глаза будут калечить. Бетти вспомнит, что видела убийцу раньше (из-за чего у зрителя может возникнуть вопрос о его возрасте). Пара сюжетных твистов связана с тем, что зрение героини в определенные моменты оказывается ограниченным. И, конечно же, то обстоятельство, что злодей заставляет Бетти смотреть на каждое убийство, предварительно приклеив иглы к ее щекам, связано с тем, что он хочет видеть героиню другой личностью. Центральный конфликт фильма — это борьба двух точек зрения о персоне Бетти — ее и злодея. Убийца объяснит свои стремления максимально понятно — вопросов о мотиве ни у зрителей, ни у Бетти остаться в конце фильма не должно.

А вот что точно не поддается объяснению, так это коровье спокойствие и поведение героев картины. Бетти, будучи свидетельницей убийств, наотрез отказывается связываться с полицией и помогать ей искать преступника. А когда у девушки появляется друг-детектив, инспектор Алан Сантини, она просит только его помощи и ни в коем случае не хочет, чтобы он привлекал коллег. Чего Сантини не делает. Вообще, когда в кадре нет убийцы, поведение герои производит впечатление, будто никто не угрожает их жизням — настолько они отстранены от своей реальности. Например, после того разоблачения убийцы они собираются в гримерной и начинают обсуждать мотивы преступника так спокойно, словно он в это самое время не носится по зданию театра и не расстреливает людей из пистолета. Герои даже дверь за собой не закрыли — за что и были наказаны. Злодей тоже «хорош»: через несколько минут после того, как его разоблачили и лишили глаза, уже не гримасничал и не показывал, что ему хотя бы чуточку больно, будто он — робот, а не человек из плоти и крови. Совершенно глупая сцена ждет зрителя и в самом конце фильма — когда Бетти падает на зеленую траву и начинает рассматривать в ней ящерку и насекомых. В тех обстоятельствах, которые сложились в финале, эта сцена выглядит совершенно неестественной. Прямо, как и сама главная героиня на протяжении фильма, из-за чего сопереживать ей не представляется возможным.

Большая проблема «Ужаса в опере» заключается в длинном хронометраже. Растянутые сцены убивают динамику фильма не менее жестоко, чем убийца своих жертв. Потеряв минут двадцать-тридцать, он точно не стал бы хуже. Детективная составляющая фильма слабовата. Мотив для убийств преступник объяснит сам, а пытаться разгадать его раньше — пустая трата сил, для этого фильм дает слишком мало «ключей». Но мотив хотя бы понятен, и у действий преступника появляется психосексуальный подтекст.

Разнообразные способы устранения жертв, пусть и не самые изобретательные, станут тем немногим, что с радостью будут наблюдать глаза любителей джалло. Также приятно видеть оперную постановку в фильме. В этих эпизодах действие выбирается из тесных комнат в огромный зал с красивыми декорациями на сцене и исполнителями, которые выдают эмоции только на ней. Как жаль, что подобных эпизодов мало и фильм почти не оправдывает свое оригинальное название.

«Ужас в опере» — далеко не лучшее джалло вообще и Ардженто в частности. Смотреть стоит только из огромной любви к режиссеру и с готовностью разочароваться в нем.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)