DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Уродливое искусство убийства

Уолтер Сикерт часто рисовал убийства. Его живописные и графические произведения, полные ненависти и зла, изображают уродливый, безобразный мир убийцы. Сикерт восхвалял убийство перед широкой аудиторией на своих лекциях, предлагал экспонировать фотографии мертвых тел в художественных школах, был подозреваемым в деле о Джеке Потрошителе… Может, он и сам был убийцей, потенциальным или реальным? Сложно найти человека, который хотел бы повесить на стену репродукцию произведения этого художника. Его картины не для украшения - они для устрашения.

Но такова была реальность Ист-Энда, которым вдохновлялся Сикерт. Забитые, озлобленные бедняки, каждый день которых полон каторжного труда за пенсы. Бесправные женщины, с которыми тираны-мужчины могут делать все что угодно, особенно если женщина – «несчастная», то есть проститутка. Жизнь в коробках. Тотальное пьянство.

Художник обожает атмосферу разложения. Он ходит в мюзик-холл не только за представлением: когда на сцену выходит маленькая девочка и начинает петь о взрослых вещах, взгляд Сикерта хищно скользит по зрительному залу, подмечая взгляды и возгласы серолицых извращенцев. Сам же он уважает артиста.

Художник с красивейшей внешностью, которую портила лишь вечная кривая усмешка, Сикерт рисовал убийства с раннего детства. Вместе с сестрой и приятелями изображал их в любительских театральных сценках - сестра всегда была против своего участия в них. С возрастом тяга к изображению душегубства нашла выражение в живописи. Со временем появилось влияние импрессионистов, особенно Эдгара Дега. Сикерт, однако, очень небрежен в технике, его картины никогда не будут отличаться гармонией. Но разве души лондонских убийц гармоничны? Душа Сикерта тоже такой не была, и это видели все.

Живописный мир Сикерта грязен и мерзок. Давайте пройдемся по нему.

Мужчина сидит на кровати, сокрушенный поступком, который он совершил. Рядом - мертвое тело проститутки. Голова женщины повернута к стене, лицо покрыто багрянцем. Только что она была задушена. Женщины Ист-Энда шли в проституцию, чтобы заработать деньги самым человечным трудом, который они могли для себя найти. В противном случае им пришлось бы клеить спичечные коробки по четырнадцать часов в сутки. Такую женщину никто не защищал, клиент мог ее избить, особенно по пьяни, и несчастная на несколько дней осталась бы без единого пенса. Как видим, это еще не самый худший вариант. Работа проституткой в Ист-Энде была сопряжена с огромным риском ради иллюзии человеческой жизни. Такое было время.

Характерная черта творчества Сикерта: хотя некоторые его картины и называются «Убийствами», изображенные трупы женщин не похожи на мертвые тела. Возможно, это было сделано для безопасного экспонирования картин в свете. Сам художник назвал эти произведения «Убийствами», поэтому нет никаких сомнений, что именно на них изображено. У него был фетиш: очень тучные и очень худые женщины.

Картины и рисунки Сикерта можно воспринимать и как бытовые зарисовки. Ни крови, ни ножей, но слишком уж сильно напуганы изображенные женщины. Может показаться, что у женщины на этом рисунке первый опыт проституции, но мужчина держит ее за плечи так, будто хочет перерезать ей горло. Техника рисунка крайне небрежная, даже неряшливая. Конечно, она сформировалась по воле случая, но более аккуратной техникой не получилось бы правдиво изобразить весь ужас героинь. Так недостаток стал скрытым достоинством.

Женщина на кровати напугана чем-то, что видит только она. Зная характер других работ художника, несложно догадаться, чего она боится. Сикерт ненавидел женщин. В детстве Уолтеру пришлось перенести три операции на пенисе, и есть гипотеза, что после них тот остался изувеченным на всю жизнь. Он мог винить в своем увечье не только медицинскую сестру, привязывавшую его к кровати, но и мать, оставившую его в этой больнице, а позже и всех женщин разом. Сикерт завещал кремировать свое тело, так что гипотезу не проверить. Остались только рисунки обломанных ножей. Вот и все доказательство.

Также есть теория, что Уолтер Сикерт был самим Джеком Потрошителем. Похожие образцы почерка и любовь к выражению «ха-ха!» (Сикерт заимствовал его у художника Джеймса Уистлера, с которым долго дружил); похожий стиль рисунков по краям писем Потрошителя и в творчестве Сикерта; похожие позы жертв убийцы и нарисованных женщин… Комната, которую он изобразил на картине «Спальня Джека Потрошителя», была его жильем спустя 18 лет после кровавых событий в Уайтчепеле. Художник не уставал хвалиться своей новой спальней. Он и сам мог представиться незнакомой девушке как Джек Потрошитель. Кому какое дело, особенно в Ист-Энде, да и падки женщины на плохишей. А у Сикерта была еще и жена.

Так ли нам нужно знать истинную личность Джека Потрошителя? Если бы мы точно знали, что Потрошитель — это Сикерт, не стали бы мы более разочарованными жизнью? Факт существования никем не пойманного, до сих пор не раскрытого и в то же время всем известного убийцы, действовавшего с чудовищной жестокостью, - злая загадка природы, но благодаря этой загадке мы на глубинном, животном уровне верим в чудо. Мы можем ужасаться, но будем верить в невозможное, и это придаст сил для преодоления жизненных трудностей.

Принимая тьму Сикерта, можно примириться со своей убийственной злостью и превратить ее в топливо для добрых дел. И назло образам Сикерта жизни будет больше.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)