DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Ужасы, увиденные через очки-сердечки

Моя темная Ванесса / My Dark Vanessa (роман)

Автор: Кейт Элизабет Расселл

Жанр: реализм

Издательство: Синдбад

Год издания: 2021 (в оригинале — 2020)

Перевод: Л. Карцивадзе

Похожие произведения:

  • Венди Си Ортис «Раскопки» (мемуары)
  • Ванесса Спрингора «Согласие. Мне было 14 лет, а ему — гораздо больше» (мемуары)
  • Харуки Мураками «Норвежский лес» (роман)

Ванесса желает, чтобы произошедшее между ней и Джейкобом Стрейном называлось повестью о любви. Если это была не любовь, то история, окрасившая ее взросление, темная, очень темная. Даже сейчас, в тридцать два года, Ванесса не может разобраться в том, что же случилось с ней в прошлом. Несмотря на данное устное согласие, кем она была — добровольной участницей происходящего или обманутой жертвой? Взрослая Ванесса все еще звонит Стрейну, школьному учителю, ставшему ее первым мужчиной, и просит рассказать, что же на самом деле с ней произошло. Стрейн рассказывает, и каждое его слово служит одной цели — чтобы Ванесса молчала, верила в отношения пятнадцатилетней себя и сорокалетнего учителя и считала себя единственной виновницей своих трудностей.

Учитель — ловкий манипулятор, и в лице одинокой, закомплексованной Ванессы он нашел прекрасную цель для своих потребностей. Нашел, а затем дополнил в ней недостающие черты идеальной жертвы. Сначала — тест, откликнется ли Ванесса на попытку перейти черту учитель-ученик, а потом — груминг, побуждение желания девочки все больше открываться единственному человеку, проявляющему к ней интерес в загородной частной школе. То, как ведет себя хищник-учитель, легко раскладывается по полочкам. Вызов, лесть, поощрение, и совращение, едва прикрытое сказочкой о настоящей любви. На его примере рисуется совершенный портрет растлителя малолетних, лишенного крох чести и человечности. Упиваясь своими грязными удовольствиями, он нисколько не пытается защитить девочку, с которой играет, и в случае опасности прикрывается ее невинностью и неумением постоять за себя. В какой-то момент зло и скрытый яд в его словах достигают такой концентрации, что начинаешь сомневаться, что читаешь художественную книгу, а не гайд «Абьюзерство для чайников». Воистину, с развитием науки о психологии злодейство тоже не стояло на месте. По сравнению с учителем Стрейном классический готический злодей сэр Персиваль Глайд кажется слегка брюзгливым, но не худшим мужем из возможных.

Самодеструктивное поведение попавшей в капкан Ванессы также местами выглядит как стопка замыленной кальки: вот так ведет себя жертва растления. Она не способна вступать в здоровые отношения, регулярно пьет и подбадривает себя легкими наркотиками. Забросила писать стихи и не стала профессором английской литературы, к чему имела все задатки и о чем мечтала в школе. Вся ее взрослая жизнь — результат травмы.

Нельзя сказать, что роман затягивает с первых строк. Пробный фрагмент не погружает в глубину эмоций главной героини, мало рассказывает о ее главной беде. История развивается постепенно, подробно, неторопливо, в течение семнадцати лет, прожитых с момента встречи Ванессы и ее губителя.

Характеры родителей и школьных приятелей Ванессы показаны ярко и психологично, и описания заставляют прочувствовать, каково это — когда о тебе шепчется вся школа, а социальные институты вместо помощи заметают твое дело под ковер, чтобы уйти от проблем. Роман не принадлежит к жанру хоррор, его темная составляющая посвящена чувству душевной боли и тем сторонам жизни, что вызывают отвращение и меланхолию.

Кроме хищника, охотящегося за маленькими девочками, в книге появляется другой мужчина, навязывающий отношения совсем еще юной Ванессе. Он оказывается не растлителем малолетних, а обычным неудачником, способным впечатлить разве что школьницу. То, что в отличие от своих подруг Ванесса общается с ним, показывает возникший из-за травмы поведенческий паттерн. Еще одна черта изменившейся Ванессы, отличающая ее от сверстников, чью жизнь не искорежило посттравматическое расстройство. Слова и поступки персонажей укладываются в несколько шаблонные психологические схемы, и это придает книге практический интерес. Читатели с грустью увидят на страницах, как типично то, что девушку в самом начале развития убеждают в ее мудрости, особенности и не по-детски сформировавшемся уме, чтобы принудить к опасным поступкам в соответствии с навязанной зрелостью и ответственностью. Подобные манипуляции легко считываются и вызывают однозначное негодование, но в тексте затронуты и более сложные вопросы, и нарратор с черно-белой палитрой не придет на помощь. Голос повествования принадлежит борющейся как с иллюзиями, так и с реальностью Ванессе.

Книга была задумана Кейт Элизабет Рассел еще в школьном возрасте, и тогда же появились первые драбблы. Старые записи помогли автору воссоздать аутентичный образ подростка — на основе собственного голоса, меняющегося на пути к взрослению. По чистой случайности книга была завершена в момент возникновения движения MeeToo, его представительницы выступили из тени и на страницах «Моей темной Ванессы». Здесь реальность помогла сюжету книги обрести законченность. Если бы не выступления жертв в прессе, Ванесса так и осталась бы изолированной в своем бетонном пузыре, наполненном отчаянными воспоминаниями, диссоциацией и лживым голосом Стрейна из телефонной трубки.

В название книги вынесена фраза из романа Владимира Набокова «Бледное пламя». Отсылка, понятная далеко не каждому, ведь прославился Набоков иным своим произведением: речь идет, конечно же, о «Лолите», посвященной отношениям педофила и его жертвы, прямо как «Моя темная Ванесса». После общих главных ролей и шокирующей откровенности сходство двух романов заканчивается. Герои Кейт Рассел больны иначе, и их история волнует без цветистых трелей Гумберта и сложных литературных приемов, затрудняющих понимание сюжета.

«Своей темной Ванессой» окрестил девочку учитель Стрейн. Подаренное им соблазнительное альтер эго заставляет его жертву саморазрушаться, отыгрывая навязанную роль. При желании можно найти в звучании фамилии Ванессы намек на то, что мрачное прозвище не соответствует ее духу — Wye звучит похоже на White. Душа Ванессы — белая, а не темная, и в русле своей истории героиня борется с темнотой, склеивает себя из осколков и вместе с читателем идет вперед, к свету.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)