DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

НЕ ГОВОРИ НИКОМУ

В плену страсти

Сокращая класс / Cutting Class

США, 1988

Жанр: ужасы, триллер, слешер

Режиссер: Роспо Палленберг

Сценарий: Стив Славкин

В ролях: Донован Лейтч-мл., Джилл Шолен, Брэд Питт, Родди МакДауэлл, Мартин Мулл, Бренда Джеймс

Похожие фильмы:

  • «Роковое влечение» (1987)
  • «Щепка» (1993)

Эта фактически единственная режиссерская работа Роспо Палленберга, сценариста фильмов Джона Бурмана (также принимал участие в создании сценария «Сибирского цирюльника» Никиты Михалкова) известна главным образом благодаря отличному актерскому составу. Известные актеры тех лет Донован Лейтч-мл. и Джилл Шолен работали вместе с новичком Брэдом Питтом, который весьма скоро станет одной из суперзвезд Голливуда. В небольшой роли директора школы снялся английский мастер Родди МакДауэлл, который, как и его однофамилец в русскоязычной аллитерации Малькольм МакДауэлл, является чемпионом по количеству ролей в кино. Впрочем, Родди обычно не появлялся в мусоре, вот и этот слешер поздней поры «Пропуск занятий» (другой вариант перевода – «Сокращая класс») вполне достоин просмотра.

Казалось бы, что можно снять интересного на тему маньяка в школе, если действие большинства слешеров происходит либо в школьных аудиториях, либо в летнем лагере? Однако не зря Роспо Палленберг писал сценарии для мастера британского кино Джона Бурмана. Ему пришла в голову необычная идея совместить слешер с вошедшим тогда в моду мелодраматическим триллером, сюжеты которого вращаются вокруг нехитрой идиомы «в постели с врагом».

Вот и в центре повествования единственного фильма Роспо Палленберга находится любовный треугольник, что потребовало избавить слешер от вроде бы обязательных элементов типа пошлых шуток и приколов молодежи. Конечно, учителя и здесь недовольны падением нравов в среде подрастающего поколения, но когда и где они были довольны молодым поколением? Режиссер не углубляется в проблему отцов и детей, вечную со времен бессмертного романа И. С. Тургенева, а сосредотачивается на противостоянии Брайана и Дуайта, которые когда-то были друзьями, а теперь соперники в битве за сердце красавицы Паулы.

В этой роли выступила очень красивая Джилл Шолен, много снимавшаяся в хоррорах 1980-х. Режиссеру даже не требуется раздевать ее героиню: 25-летняя калифорнийка Джилл сексуально выглядит и в мини-юбке, особенно когда бегает от маньяка по пустым школьным коридорам, и без нее, когда в начале ленты, в одной майке, выходит забирать газету. А если каким-либо поклонникам слешеров покажется, что в фильме Палленберга все равно не хватает сексуального контента, то есть еще 19-летняя Бренда Джеймс в роли подруги Паулы, Колин, не обремененной строгой моралью девушки, которая нашла отличный способ возбудить зрителей баскетбольного матча, дабы отвлечь их от не слишком хорошей игры своей команды.

А вот убийств в ленте весьма немного, нет и «последней девушки» — распространенного со времен «Хэллоуина» штампа слешеров. Нет, жгучую красотку Паулу получит лишь один парень, ведь второй как раз и есть тот самый маньяк. Детективная линия практически отсутствует, а полиция появляется лишь эпизодически. Но ведь работа Палленберга — в большей степени мелодраматический триллер, нежели слешер. Его картина, пусть более скромных художественных достоинств, все равно выглядит вполне профессиональной работой даже на фоне такой классики жанра, как «Роковое влечение» (1987) или «Основной инстинкт» (1992). Режиссер заставляет зрителя сомневаться, играет с ним в кошки-мышки, склоняя его подозревать то одного, то другого кавалера. Причем оба героя — и в этом сказалось влияние морально неоднозначных работ Джона Бурмана — поочередно предстают то с плохой, то с хорошей стороны. Хотя ведь и Дарио Ардженто в своих классических джалло был убежден, что жертва и маньяк — не раз и навсегда написанные роли. В каждом человеке есть и добро, и зло, и фактически любой при определенных обстоятельствах может перейти на «темную» сторону.

Так как перед нами не инди-слешер без рода и племени, а вполне мейнстримная продукция, то никакого жестокого насилия ждать не стоит. Зато в распоряжении авторов был хороший бюджет, позволивший им пригласить профессиональную команду. В итоге «Сокращая класс» выделяется неожиданным качеством на фоне поточной продукции конца 1980-х, где без всякого креатива малоталантливые постановщики повторяли мотивы и идеи более ранних слешеров или, в лучшем случае, снимали крепкие середнячки. К примеру, «Попкорн» (1990) с той же Джилл Шолен явно уступает по многим параметрам работе Палленберга, как бы подводя черту под поколением классических слешеров до их иронического переосмысления режиссерами второй половины 1990-х.

«Сокращая класс» — не шедевр, но крепкая, профессиональная работа, вполне удачный микс слешера и триллеров а-ля «Основной инстинкт». Красивая Джилл Шолен источает обаяние и сексуальность, ее два кавалера воплощают как бы разные грани одного человека, демонстрируя то мужество и благородство, то подлость и предательство. И так ли важно, кто из них маньяк, ибо оба героя по-своему опасны, живут на адреналине, и лишь от случая зависит, какой стороной раскроется каждый из них.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)