DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

В поисках ужаса

Самый страшный путеводитель (авторский сборник)

Автор: Алексей Жарков

Жанр: хоррор, мистика, фантастика, приключения

Год выпуска: 2020

Похожие произведения:

  • Алексей Жарков, Максим Кабир, Дмитрий Костюкевич «Жуть 2» (соавторский сборник)
  • Этим летом Алексей Жарков опубликовал в электронном виде сборник «Самый страшный путеводитель», который вошел в межавторский цикл «Империум человека». Как утверждает в аннотации сам автор, сборник составляют «истории, непременно страшные, которые произошли с разными туристами и путешественниками в экзотических странах». Но насколько же они пугающие?

    Для начала стоит сказать, что «Самый страшный путеводитель» — сборник концептуальный. На этом следует сделать акцент, поскольку автор не просто пытается много раз подряд напугать читателя, а раскрывает перед ним картину мира — красочную, богатую и жуткую. Методично, один за другим, Жарков показывает нам разные уголки планеты, которые не обязательно страшны сами по себе, но в рамках повествования становятся органичной, жизненно важной частью воплощаемого в словах ужаса.

    Отсюда и вырастает главное положительное свойство сборника, характерная черта, из-за которой «Самый страшный путеводитель» стоит прочесть: каждая история в нем — маленькое путешествие, в которое, при всей авторской ненавязчивости, читатель отправляется незамедлительно, без лишних заминок и остановок. Жарков пишет динамично и живо, декорации возводит умело и в подавляющем большинстве случаев воссоздает атмосферу столь оптимальную, что мы — пугливые чужестранцы — дышим в ней легко и вольготно.

    Стоит сказать, что для многих концепция сборника может показаться обманчиво простой. Казалось бы: истории ужасов из разных стран, да с поправкой на местный колорит — разве трудно такое придумать? Однако стоит помнить о сложности воплощения данной идеи, ведь почти любая история о путешествиях за границу будет так или иначе иметь завязку «туристы приехали» и развязку «очень сильно об этом пожалели», что в рамках сборника может читателя утомить. Как с этой проблемой справился автор?

    Говоря откровенно, избежать схематичности сюжетов удалось не везде. Возможно, поэтому вторая половина сборника немного проигрывает первой — не потому, что рассказы там хуже, а потому, что, если читать их залпом, можно соскучиться, например, по разнообразию типажей: главные герои здесь почти всегда молодая пара, и почти всегда они влюблены. Само по себе это неплохо и прекрасно работает «в вакууме», но на долгой дистанции — в рамках сборника — как минимум бросается в глаза.

    В остальном же тексты, представленные в «Самом страшном путеводителе», успешно удерживают внимание читателя — выбранным антуражем, нетривиальной манерой повествования, неординарными образами ужасного. Кое-где пресловутая схематичность становится даже «не багом, а фичей»: рассказ «Эмпуса» выступает, осознанно или нет, своеобразным оммажем к рассказу О. Генри «Персики». Однако если у американского классика юмористический финал служит способом доходчиво донести некую мысль, то в «Эмпусе» он становится своего рода переключателем состояния: эмоциями читателя автор играет виртуозно, тут уж ничего не поделаешь.

    Жарков вообще обладает тонким чувством юмора, которое можно охарактеризовать как онтологическое. Образы и идеи, возникающие в его рассказах, зачастую имеют несколько смысловых слоев, если так можно выразиться: гротескное и чудовищное сначала вызывает у читателя отторжение и ужас, а затем, после первого шока, — понимание всей абсурдности произошедшего. Порой такой подход реализован откровенно нарочито («Тело вайфая», например), а порой — настолько мастерски, что не сразу видишь и понимаешь этот абсурд. Так, в рассказе «Халвичник» читателю точно будет не до шуток: финал произведения поражает чистотой печали, а в «Метелке» мы становимся свидетелями чего-то совершенно непонятного, невообразимого, отвратительного и опустошающего.

    Замечательные в своей живописности рассказы «Мауна лоа» и «Житель дороги» также эксплуатируют абсурд, хотя делают это менее тонко и более мягко. В моменты же, когда автор берется за что-то необычное, часто получается что-то совсем уж необыкновенное. Как, например, в рассказе «Аль сафар» — психоделически тягучем, серьезном тексте. Или как в «Чужаке», удивительном и так сильно напоминающем страшные истории Рэя Брэдбери. Или как в «Рисовых горшочках», где чувство обреченности нагнетается филигранно не только за счет сюжета, но и благодаря тонкому, чуткому авторскому языку. А самым страшным и изящным рассказом сборника можно признать «Билбро», текст, в котором словно воплотились все лучшие качества пера автора.

    «Самый страшный путеводитель» непременно доставит немало удовольствия любителям хоррора.

    Но понравится ли он любителям туризма?

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)