Дом шелка / The Silk House (роман)
Автор: Кейт Нанн
Жанр: готика, исторический роман, магический реализм
Издательство: Inspiria
Серия: Novel. На фоне истории
Год издания: 2022 (в оригинале – 2020)
Перевод: А. С. Осминина
Похожие произведения:
- Лука Гуаданьино «Суспирия» (фильм)
- Элис Хоффман «Уроки магии» (роман)
- Сара Пеннер «Тайная лавка ядов» (роман)
Удивительное совпадение или стечение обстоятельств – нередкое, но никогда не перестающее радовать дополнение к сюжету хорошего романа.
На нескольких подобных неслучайных случайностях выстроен и сюжет готического романа Кейт Нанн «Дом шелка». Австралийская писательница, известная на родине своими историческими романами о женщинах, борющихся за счастье, любовь и свободу, предстает в этом произведении тонким знатоком человеческих душ и жизненных обстоятельств, груз которых временами может казаться невыносимым.
1768 год, Оксли: четырнадцатилетняя Роуэн Кэзвелл устраивается горничной в дом богатого торговца шелком. На первый взгляд, простая деревенская девушка, на самом деле она умеет исцелять болезни и видеть будущее. Понимая, что ее способности легко могут довести до позорного столба, она скрывает их, но не может отказать в помощи страждущим.
1768 год, Лондон: Мэри Луиза Стивенсон, дочь священника, едва сводящая концы с концами и готовая на все, чтобы стать художницей по шелку, создает прекрасный узор из ведьминых цветов: белладонны, наперстянки, болиголова и аконита. Но ткань, влекущая к себе, точно запретный плод, может оказаться не первым шагом к успеху, а путем к безвременной погибели.
2019 год, Оксли: Тея Раст, учительница истории из Австралии, приезжает в Оксли преподавать и курировать первую группу учениц Оксли-колледжа, в котором до сего дня обучали исключительно юношей.
У каждой из героинь свой неповторимый, яркий характер: Тея – дочь своего отца, прячущая за внешней непоколебимостью хрупкость и детские травмы; Роуэн – деревенская девчонка, гордящаяся своим ведовским наследием и не желающая считать себя ровней простым крестьянкам; Мэри Луиза - добрая и милая с виду, но способная идти за мечтой до конца. Читая роман, за всех троих начинаешь переживать и искренне надеяться, что они сумеют вырвать у судьбы-злодейки свой драгоценный лоскуток счастья.
Ближе к концу истории трех этих, таких непохожих друг на друга женщин сводит вместе Дом шелка, величественный, но полный невысказанных секретов и горя.
Вот уже почти триста лет стоит он в городке Оксли, но нет покоя в его стенах: раздаются странные звуки, по ночам в комнатах мелькают тени, а владельцы съезжают не в силах вынести тяготящего их беспокойства.
Но если, обольщенные описанием выше, вы решите, что «Дом шелка» – просто старый добрый готический роман со всеми присущими ему атрибутами, то при прочтении будете очень удивлены.
Каждая из сюжетных линий романа выдержана в своем жанре. Линия Теи, действительно, в первую очередь готический роман о призраках, обитающих как вовне, так и внутри нас. Линия Роуэн – живой и дышащий магический реализм, в котором почти нет места привидениям, но всегда найдется щепотка исцеляющей магии и любви, как в романах Элис Хоффман или Джоанн Харрис. А вот в стории Мэри Луизы нет места ни магии, ни привидениям; это реалистичное повествование о смелой женщине, пробивающей себе место в мире, предназначенном исключительно для мужчин, и в конце концов добивающейся успеха.
Повествование, что характерно для исторических романов с несколькими сюжетными линиями, одна из которых развивается в наши дни, как бы движется по спирали, прошлое обретает свое продолжение и завершение в настоящем. При этом, что не может не радовать, настоящее не становится просто гаванью для прошлого, оно ценно и само по себе, как и прошлое, не предстающее из настоящего шкатулкой с неклассифицированными редкостями.
Кейт Нанн удается избежать и другой проблемы исторических романов, она как бы играючи балансирует между всеми сюжетными линиями, ни одна из которых не ощущается слабее или незначительнее прочих, что весьма непросто, ведь прошлое часто влечет к себе гораздо сильнее настоящего.
Порой «Дом шелка» откровенно пугает: готические твисты не оставят равнодушными любителей домов с привидениями, рассказы о нелегкой женской доле придутся по вкусу знатокам социальных хорроров, а жуткие совпадения и нечаянные проклятия покорят каждого, кому по вкусу оккультные ужасы.
Что же касается недостатков романа, автор дает ответы далеко не на все вопросы. Некоторые таинственные тени Дома шелка, конечно, могут и дальше бродить во мраке неизвестности, это придает концовке некоторую остроту, но нежелание Кейт побольше рассказать о таинственном обществе ведающих женщин из современного Оксли вызывает, как минимум, недоумение, ведь каждое из ружей на стене, как известно, должно выстрелить.
Если душа просит романа, где магия встречается с современностью, искренность и сила духа героинь которого помогают им выстоять в неравной схватке с миром, а призраки нерассказанных историй ждут того, кто дарует им покой – «Дом шелка» заворожит вас и увлечет в лабиринт мерцающих переливов и тревожащих голосов.
Комментариев: 0 RSS