DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

КУКЛА. ЗАРОЖДЕНИЕ ЗЛА

VIPERA: «Вместо слов я использую музыку»

Музыка VIPERA обладает темной кинематографичной атмосферой, а каждый трек — отдельный рассказ, насквозь пропитанный мистикой, философскими и историческими отсылками. Трудно поверить, но за этим проектом стоит всего лишь один человек — его создательница и автор музыки Валерия Орлянская. За три года существования своего one-woman-band она успела выпустить полноформатный альбом и выступить на крупных концертных площадках, а грядущим летом планируется выход нового материала. В специальном интервью для DARKER Таня Майорова беседовала с Валерией о кино и жанре cinematic-dark-synth, блэк-метале, будущем проекта и многом другом.

Расскажи, как ты пришла к занятию музыкой и созданию своего проекта? И почему VIPERA?

Для меня VIPERA — первый мой музыкальный опыт. Мне всегда хотелось научиться играть на клавишных и писать электронную музыку. Во время локдауна в 2020 году я осталась в квартире с миди-клавиатурой Akai. Тогда же решила осваивать музыкальную теорию, пробовать играть и писать. Мой первый альбом — это чистой воды эксперимент, возникший в результате самообучения.

VIPERA — в переводе с латыни «гадюка, ядовитая змея». Мне всегда нравился двойственный символизм змеи в мифологии. Лукавый змей-искуситель, Сатана, Люцифер, но в то же время — плодородие, изобилие, фаллический символ, мудрость и познание. В современном итальянском языке словом «vipera» также называют женщин, мягко говоря, строптивого характера. Правда, об этом я узнала уже после выхода своего первого релиза, но факт забавный.

Ты называешь свой музыкальный стиль cinematic-dark-synth. Ранее не приходилось слышать о таком. Он в чем-то уникален? Расскажи о нем подробнее.

Мы живем в эпоху вторичности, сейчас быть уникальным просто невозможно. Наверняка есть множество артистов, которые делают что-то подобное. Мой жанр родился, по сути, из моей неопытности. Так, например, в самом начале я не умела писать бит, но мне хотелось придать музыке динамики и расставить акценты. И я сделала это при помощи различных звуковых эффектов, скомбинированных между собой. Сейчас я уже отошла от того звучания, что было у меня в начале. Но это по-прежнему очень кинематографичная и атмосферная музыка. Всегда, когда я пишу музыку, я придумываю историю, визуализирую ее у себя в голове и создаю под эту картинку саундтрек. Отсюда и название.

Я знаю, что ты сочиняешь и записываешь музыку полностью сама. Много ли тратится на это времени? И как это обычно происходит?

Да, я все пишу сама. Времени уходит много. Иногда я могу по четыре месяца подбирать один-единственный звуковой эффект. Я абсолютный перфекционист, у меня всегда есть четкое представление о том, какого звучания я хочу добиться. И я никогда не остановлюсь на полпути и не соглашусь на полумеры, буду до последнего искать именно то, что мне нужно.

В твоем творчестве прослеживается сильное влияние классической литературы, истории и философии. Будь то трек «Witchfinder General», посвященный Великому Инквизитору, «His Master's Voice», написанный к несуществующей экранизации романа «Глас Господа» Лема, или «Leviathan» с библейской тематикой. Почему именно это вдохновляет на написание материала?

Я училась на философском факультете и большую часть своей жизни провела за книгами. Философия, литература, поэзия стоят для меня гораздо выше музыки, для меня это основной источник вдохновения. Мне вообще не нравится называть себя музыкантом. Я скорее рассказчик, просто вместо слов использую музыку. У меня есть треки, вдохновленные творчеством польского писателя и мыслителя Станислава Лема, поэтов Шарля Бодлера и Джона Мильтона, французского философа Рене Жирара.

У тебя довольно мрачная и мистическая музыка. Насколько она соотносится с твоим мировоззрением и личностью?

Не думаю, что у моей музыки и моего характера есть что-то общее. Я умеренно жизнерадостный экстраверт, как бы странно это ни звучало. Для меня творчество — это скорее про глубинные переживания, про то, что скрыто от людей. Это те чувства и эмоции, которые я переживаю наедине с собой, а не то, что я проявляю в повседневности. Я верю в те вещи, которые высказываю с помощью своей музыки — мое реальное мировоззрение и жизненная философия полностью совпадают с вектором моей музыки. Я не из тех, кто поет про Сатану, а по субботам с семьей ходит в церковь.

Часто музыканты не слушают те же стили музыки, в которых работают. Ты сама предпочитаешь слушать такую же музыку или есть и другие любимые жанры?

Совершенно точно могу сказать, что ничего подобного я не слушаю. В моем плейлисте в основном поп- и рок-хиты восьмидесятых, много легкого рока, рок-баллад, даже современной поп-музыки. Да, за плечами у меня около двадцати лет прослушивания экстремального метала, в основном блэка, но в какой-то момент он мне надоел.

Очевидно, что твоя музыка располагает к использованию ее в кинематографе. Были уже предложения такого плана? Кого ты сама любишь из режиссеров и композиторов?

Прямо сейчас я работаю с одним инди-режиссером. Для меня это первый опыт, но надеюсь, что сотрудничество будет плодотворным и мы оба останемся довольны результатом. Я большой киноман, но смотрю в основном классику, в современных режиссерах разбираюсь плохо. В связи с этим мне трудно сказать, где бы я хотела услышать свою музыку. Но я открыта к сотрудничеству и предложениям.

Люблю, конечно же, Вангелиса и Эдуарда Артемьева. Нравится Бен Фрост (OST «Тьма», «1899»), из наших — Райан Оттер (OST «Топи», «Этерна»). Я знаю, что большинство электронных музыкантов обожают хоррор, но я не из таких. В кинематографе у меня довольно снобские вкусы — люблю Антониони, французскую новую волну, Бергмана, Вернера Херцога, Скорсезе, Соррентино и так далее. Люблю классику аниме — Кавадзири, Мамору Осии, Сатоси Кон и прочих.

Поговорим о твоих релизах. Ты выпустила свой дебютный альбом «What Is Dark With In Me, Illumine» в 2021 году. Как я понимаю, у него тоже философские корни. Чему он посвящен?

Название альбома и часть треков взяты из текста поэмы «Потерянный рай» Джона Мильтона. И изначально он должен был быть посвящен только этому произведению, но затем туда вошли и некоторые другие треки, не связанные с ним. Так или иначе, все вращается вокруг тем грехопадения, рая и ада, поисков божественного света. В тексте у Мильтона падший ангел в том числе неоднократно называется «Змеем».

Как твою работу приняло музыкальное сообщество? Есть ли отличия между российскими и зарубежными слушателями по восприятию такой музыки?

Приняли очень тепло, я получила невероятную поддержку. После выхода релиза со мной на связь вышли многие музыканты, которых я считала своими кумирами. Это мотивировало меня развиваться дальше. Различия между российскими и зарубежными слушателями, безусловно, есть. Наш слушатель довольно консервативен, закрыт и привык мыслить в рамках жанров, но ситуация постепенно меняется в лучшую сторону.

Критикуют ли твою музыку и тебя лично? И как ты в целом к этому относишься?

Критики было немного. В основном я сталкиваюсь даже не с критикой, а с сексизмом. Пару раз слышала о себе от коллег по цеху, что не я cама пишу свою музыку, а за меня это делают другие люди из индустрии. Или что я платила деньги, чтобы меня поставили на разогревы к большим артистам.

Конечно, критика меня ранит, как и любого творца. Но я за словом в карман не полезу, всегда могу постоять за себя, так что критики не боюсь.

В альбоме есть кавер на трек «Land of the Dead» австрийской группы Summoning, записанный при участии музыкантов из групп Ultar и Morokh. Почему выбрала именно его? Ты планируешь в будущем записывать треки с вокалом или этот был исключением?

Когда вышел альбом Summoning «Oath Bound», мне было 16 лет. Я слышала эту песню много раз и очень ее люблю. Алексей из группы Morokh и Глеб Сысоев из группы Ultar тоже большие поклонники Summoning, так что когда у меня возникла мысль сделать кавер, я практически сразу поняла, что нужные люди в моем окружении уже есть. Все звуковое оформление и клавишные партии для трека я написала за один вечер. У нас практически не было правок по вокалу и гитарам, потому что все участники процесса хорошо знали материал и как все это должно звучать в итоге. Также не могу не похвастаться, что после выхода альбома мне написал Рихард (он же Protector — прим. редакции) из Summoning и похвалил наш кавер. Так что с задачей мы определенно справились.

В новом альбоме будут и вокал, и гитары. Сейчас я сотрудничаю с одним талантливым гитаристом и саунд-дизайнером. Он сольный музыкант, ранее на постоянной основе не участвовавший ни в одном из известных мне коллективов. Не исключено, что через некоторое время мой one-woman-band превратится в группу.

Есть ли еще музыканты, с которыми ты хотела бы сделать фит?

Я не очень люблю работать с людьми. Пока мне трудно представить, с кем я могла бы еще сделать фит. В целом не исключаю, что такие люди появятся, но сейчас у меня такого желания нет.

Ты довольна своим первым альбомом или есть то, что хотелось бы поменять? Какая композиция из него твоя любимая и почему?

Конечно, сейчас я вижу много недочетов. Но для меня это скорее признак роста и развития. Я сильно повзрослела как музыкант и композитор с выхода альбома. Если ты доволен своим творчеством — значит, ты не растешь. Я за здоровую самокритику!

Моя любимая композиция — «His Master’s Voice». Нравятся ее мелодия и настроение, звуковые эффекты. Это вообще первое произведение, написанное мной, мой авторский дебют. И я нежно люблю его, как мать любит своего первенца.

В конце 2022 года ты анонсировала выход ЕР «Nephilim» их трех треков. Как скоро можно ожидать новый материал? Будет ли он отличаться от прошлого релиза по звучанию и концепции?

За полтора года я четырежды переписывала этот материал, постоянно добавляя что-то новое. Надеюсь, он выйдет этим летом. Новый материал сильно отличается от старого. Он гораздо мелодичнее и эмоциональнее, с большим количеством разнообразного бита, с гитарами — от классического метального чеса до воздушного шугейза и пост-рока. Кроме того, там есть вставки речи и вокала. Концепция остается прежней: все так или иначе касается темы падения Люцифера, его персонификации как света утренней зари, мотивы грехопадения. В этот раз я также частично взяла за основу тексты Ветхого Завета.

Расскажи, повлияла ли текущая обстановка в мире на тебя и твое творчество? В частности — уход стриминговых платформ, отсутствие зарубежных концертов.

Уход стримингов не повлиял, новый релиз точно так же будет доступен на всех сервисах. Отсутствие зарубежных концертов очень ударило по мне — на прошлый год у меня было запланировано много совместных выступлений с известными западными артистами. Тот год должен был стать для меня триумфальным шествием. Отмена всех планов подорвала меня эмоционально. Но все потрясения последних лет я воспринимаю философски. Для меня быть внутри исторического периода очень интересно, я нахожу в этом хаосе бесконечное вдохновение.

У тебя очень самобытный стиль в оформлении релизов и подаче контента. Ты все придумываешь и создаешь сама?

Визуальная составляющая для меня очень важна, отношусь к этому очень придирчиво. Все свои уже вышедшие релизы оформляла самостоятельно, как и соцсети до недавнего момента. Мне казалось, что только я сама смогу сделать все так, как мне нужно. Но постепенно поняла, что стоит учиться доверять профессионалам. Оформление будущего альбома делали два замечательных фотографа из Санкт-Петербурга, ныне живущие в Алматы, Казахстан. Очень благодарна им за проделанную работу и надеюсь, что это не последнее наше сотрудничество. Безусловно, есть авторы, фотографы и художники, с кем бы хотелось поработать вместе. С некоторыми из них я нахожусь в процессе совместной работы прямо сейчас.

У тебя есть несколько промо-фото, где ты в образе воительницы с мечом. На обложке дебютного альбома также представлен этот образ. Чем он вдохновлен и насколько привычен для тебя?

В качестве референса мы использовали старую фотосъемку группы Summoning, она же послужила нам вдохновением. Чувствую себя в таком образе прекрасно, он полностью выражает мой характер и соответствовал моим ощущениям и ожиданиям от альбома на тот момент.

Перейдем к теме концертов. Поделись впечатлениями от своего первого выступления.

Первый концерт прошел в стенах ныне закрывшегося бара Bowie. Это не совсем концертная площадка, но известное в музыкальной среде место, где побывало множество звезд первой величины — и Limp Bizkit, и Machine Gun Kelly, и King Dude. Желаю ребятам скорейшего открытия в новом месте с новыми силами! Скажу честно: было страшно выступать. Первый раз всегда страшно.

Ты была в туре по России с группой «Сруб» и играла на крупных площадках. Что запомнилось больше всего и что дал этот опыт?

Тур вообще сомнительное удовольствие. Ты просто переезжаешь с места на место и не знаешь, что тебя ждет в новом городе, какая будет площадка, каким будет звук, возникнут ли какие-либо технические трудности. Больше всего, конечно же, запомнились люди. Очень удивилась, что меня знают в других городах и что зрители пришли посмотреть специально на меня. Это было очень приятно. Ценным опытом было наблюдать за работой большой группы: как они выступают, как взаимодействуют между собой и со своей публикой.

Тебе больше нравится выступать в крупных или небольших клубах?

Большие площадки мне гораздо больше по нраву. Но дело вовсе не в крутости или в количестве людей. Мне нравится, когда между слушателем и мной есть дистанция. Мне так проще раскрыться перед аудиторией.

Планируются ли в этом году выступления? С кем бы хотелось выступить из отечественных и зарубежных исполнителей?

Да, конечно же, концерты будут. Хотелось бы отыграть концерты с Джеймсом Кентом (Perturbator), которые были отменены в связи с политической обстановкой. Хотела бы сыграть с американцами Health — это моя любимая группа, я их обожаю.

Что, на твой взгляд, самое трудное в жизни музыканта? Хотелось ли когда-нибудь все бросить или сменить жанр, например?

Любая творческая деятельность — это весьма непросто. Много стараний, страданий, пота и крови и очень мало фидбэка. Всегда вкладываешь несоизмеримо много, но вся эта работа скрыта от слушателей и зрителей. Очень трудно не выгореть. Если бы я и сменила жанр, то точно бы осталась в электронной музыке, клавиши и синтезаторы — любовь навсегда.

Как ты считаешь, в нашей стране развита поддержка артистами друг друга? Нужна ли она музыканту или можно всего добиваться самому без какой-либо помощи?

Да, развита. Музыкальная тусовка в России есть, они поддерживают друг друга. Но я предпочитаю держаться особняком. Все зависит от целей, которые ставит перед собой артист. Известность, заработок (даже минимальный) на своем творчестве — тут, конечно, без помощи не обойтись. Но я перед собой таких целей не ставлю, для меня важно только творчество и возможность выражать себя в той форме, которая мне комфортна сейчас.

Каким ты видишь свое развитие в дальнейшем? Тебе хотелось бы достигнуть широкого коммерческого успеха или стать известной в определенной нише?

Нет. Таких желаний у меня нет. Я просто хочу писать музыку.

Результаты твоей деятельности — это талант или много работы? Что для тебя музыка сейчас?

Я очень критично отношусь к себе. Где-то у меня получается хорошо, где-то хуже. Но я бы точно не сказала, что у меня есть какой-то талант. Мне вообще не нравится это понятие, оно накладывает большую ответственность. Для меня занятие музыкой — это та зона комфорта, куда я могу убежать, где могу выразить себя так, как мне хотелось бы. Прозвучит банально, но это то, что спасает в самые темные периоды жизни.

Если бы не VIPERA, то чем бы ты занималась? Чем еще увлекаешься в свободное время?

Я живу замкнутой, тихой и размеренной жизнью, много времени провожу одна. Читаю, смотрю кино, люблю ходить на выставки. До того как начать писать музыку, я много рисовала и фотографировала. Думаю, я бы продолжила заниматься фотографией.

Сегодня наши читатели впервые познакомились с твоим творчеством. Что бы ты хотела им пожелать напоследок?

Мы живем в уникальное во всех смыслах время, которое порождает удивительных творцов. Будьте открытыми ко всему новому!

Сообщество проекта в VK

Фотограф Татьяна Майорова: VK

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)