DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Грязь твоего желания

Всякий человек ищет в своей жизни цель. Стремление к чему-либо, что может сделать счастливым, заставляет живущего прилагать усилия, добиваться исполнения сокровенного желания и, почувствовав результат от приложенных усилий и трудов, испытать подлинное удовольствие.

Цель, желания и мечты — они наполняют жизнь ощущением того, что она не бессмысленна, а личные достижения придают индивиду вес как в обществе, так и в своих собственных глазах. Эгоистичные стремления или направленные на благо общества — для человека, который желает их осуществить, они превыше чужих стремлений. Каждый ценит что-то свое, и для каждого собственные желания важнее желаний других людей. Поставить на кон жизнь ради исполнения своей мечты — это изначально суровый, прагматичный и эгоистичный путь, впрочем, не лишенный реализма. И именно это и происходит в визуальной новелле Fate/stay night, развивая тему в дальнейших проектах, что затрагивают рамки вселенной от японской студии Type moon.

Сюжет оригинальной визуальной новеллы крутится вокруг войны за Святой Грааль, которая разворачивается раз в шестьдесят лет (с некоторыми исключениями). Всему причиной чудо в виде волшебного артефакта, что позволяет исполнить желание того единственного из участников, кто победит в войне. Каждый участник (всего их семь) является живущим среди обычных людей магом и избирается самим Граалем. И пусть маги сражаются, в большей степени, не самостоятельно, а при помощи призываемых ими духов героев из различных мифов, которые обладают необычными способностями за гранью человеческих, риски все равно огромны. Ведь наполнением для волшебной чаши служат как раз побежденные духи. При этом нет более простого способа избавиться от героической души, чем убийство его мастера. И хотя данная вселенная устроена крайне сложно, ведь автор продумал невероятное количество деталей, попытался объяснить, как все это сосуществует и работает, главным сюжетным рычагом является именно Война Святого Грааля.

Конечно, сама по себе битва магов, где каждый вынужден бороться и превосходить других ради того, чтобы исполнить свое собственное желание, и без того отлично раскрывает влияние происходящего на участников. Но в Fate/stay night этот интересный и сложный конфликт, полный моральных дилемм, впоследствии раскрывается с новой стороны и осложняется все новыми фактами. Однако обо всем по порядку.

В новелле постепенно, но в разной степени и в разные моменты игры раскрываются мотивы всех семи участников вместе со слугами-фамильярами, а также причины их участия в войне за артефакт. Но центральными, конечно, являются мотивы главного героя, от лица которого и ведется повествование — Эмии Широ.

Эмия обычный школьник, который всегда рад помочь окружающим и, в принципе, является человеком высокой морали, а потому ему свойственно бороться за справедливость. Пережив в детстве ужасный пожар, унесший жизни его родителей, Эмия был спасен и впоследствии усыновлен наемником-магом, от которого и перенял убеждения вместе с мечтой стать героем. Конечно, стоит упомянуть, что протагонист и сам является магом, впрочем, крайне посредственным.

Важно немного рассказать о магии мира Fate. Начнем с того, что жанр тяготеет к темному фэнтези, а потому не стоит ожидать чего-то сказочного или светлого. Умение колдовать определяет наличие так называемых магических цепей внутри человека. Они передаются по наследству, так что чем старше и древнее род, тем сильнее способности мага, так как знания и энергия, определяющие способности, собирается родителями всю жизнь, после чего в виде метки передаются их детям.

Магия в Fate очень разнообразна. Каждая семья имеет собственные способности и уклон, которые старается развивать. Кто-то владеет навыком накапливать энергию в неодушевленных предметах, чтобы использовать в нужный момент в больших количествах, а кто-то учится контролю над другими. Магическая метка уже сама по себе при внедрении приносит боль и страдание владельцу, а после возобновляется и при использовании, особенно если владелец допускает ошибки в колдовстве или пытается сделать что-то, на что его способностей недостаточно.

Игра не единожды заостряет внимание на том, как тяжела ноша и ответственность ребенка, родившегося в магической семье, а также какое влияние оказывает сам этот факт на его судьбу. Он иначе воспитывается, иначе учится, изначально вынужден становиться куда циничнее, нежели обычные дети. Это и наблюдает Широ, а заодно и игрок, когда происходят встречи с другими магами. Между ними и главным героем неизбежно возникают конфликты, ведь их методы, принципы и взгляды на жизнь с человеческой точки зрения — аморальны. Например, для чародеев не считается неправильным отказаться от второго ребенка, держать от него в секрете магию, или и вовсе отдать его в другую семью. Причина в том, что магические метки можно передать лишь одному из детей, а второй попросту становится не нужен. Потому судьба персонажей игры, что являются, по сути, еще подростками, извращена не их собственным выбором, не их желанием вступить в войну, а долгом принадлежности к тому или иному магическому роду. Иначе говоря, это выбор их родителей.

Стоит ли говорить, что одаренные магией в этой вселенной вообще довольно суровы. В их право входит поступать с людьми как вздумается, если они не оставят свидетелей. Кроме того, сам процесс колдовства и сотворение заклинаний зачастую сопровождается болью, а также риском перегрузить организм и умереть. Иначе говоря, маг в достижении своих целей не щадит ни себя, ни окружающих. Мир Fate полон оригинальной и качественно прописанной теории, подкрепленной правилами и условностями, которые придают ему реалистичный оттенок. Все это достаточно подробно раскрывается в самой новелле.

В главном герое никто мага не воспитывал, никто не вкладывал в него присущие им моральные устои. Так что, сталкиваясь с методами других магов, Широ с самого начала становится участником лишь для того, чтобы защитить от вмешательства невинных людей и с наименьшими потерями закончить Войну Грааля. Очевидно, что такого желания, которое он бы хотел загадать, у него нет. Он лишь желает стать героем, спасти всех и вся, чтобы не допустить в будущем трагедий, подобный той, что пережил в детстве, ведь гибель его семьи была последствием прошлой Войны за Грааль. Протагонисту еще только предстоит понять всю трудность исполнения этого наивного, пусть и благородного желания. Благодаря тому, что Эмия избирается Граалем как седьмой участник, он вынужден раз за разом сталкиваться с неожиданными, а порой и неприятными для себя сторонами знакомых ему людей, что тоже оказываются вовлечены в эту битву. Поэтому свое собственное желание он вынужден отстаивать перед лицом как врагов и друзей, так союзников и конкурентов, а также буквально перед самим собой.

Чем дольше играешь, тем более сложным становится его выбор, ведь и сама игра развивает повествование по нарастающей. С каждым рутом усложняется сюжет, глубже раскрываются детали вселенной и мотивация персонажей и куда мрачнее разворачиваются события. Наконец, к последнему руту, когда война приобретает неожиданный оборот и грозит вымиранием целому городу, новелла полностью раскрывается как настоящее темное фэнтези с присущими элементами отборного хоррора.

Порой довольно непросто ассоциировать себя с главным героем из-за его наивного характера и моментами не самых логичных решений. Игроку, который, как и протагонист, лишен циничного мировоззрения магов (мы на это очень надеемся), нетрудно понять его желание защитить обычных людей. Но при всем при этом взгляды Широ столь идеалистичны и наивны, что любой имеющий хоть какой-то жизненный опыт человек, сочтет их утопическими и, откровенно говоря, детскими.

Если первый рут представляет собой типичный сюжет борьбы добра со злом, то дальнейшие толкают главного героя на более сложные выборы, жестоко и резко стирают границу между черным и белым. Готов ли протагонист нести ответственность за свой выбор? Как бы он ни желал брать на себя бремя собственных эгоистичных желаний, надеясь избежать в суровом сражении жертв невинных людей, обстоятельства заставят его осознать то, чего стоит даже такое малое вмешательство. В конце концов идеалистическому миру Широ придется рухнуть, когда сюжет умело развернет ситуацию без всякого компромисса, надавив на его «слабое место».

Помимо проблем, связанных с моралью выбора, сильно ситуацию усугубляет и сам артефакт, за который развернулась война. Несмотря на, казалось бы, простую функцию, он по своей сути довольно неоднозначен. Грааль не только заставляет человека в борьбе за свои цели рушить чужие желания и даже жизни, ведь уже к концу первого рута игроку дают понять, что волшебная чаша, исполняющая желания, по своей истинной природе является настоящим сосудом всего людского зла. Это не значит, что победителя не ждет приз в виде исполнения его желания. Просто чудо, исказившееся всем, что определяется понятием «зло», которому человечество однажды дало вместилище, реализуется посредством всего отрицательного. Проще говоря, как кривое зеркало, которое искажает результат таким образом, что победитель едва ли останется удовлетворен финальным итогом.

Через видение разных персонажей повествование неустанно ведется через размышления о природе зла, а перипетии сюжета раскрывают его во всей красе. Но все же, как бы ни был Fate полон жути и насилия, он не пытается напугать своего читателя, а ставит целью донести тяжесть последствий собственного выбора. Как в будущем скажет один из ключевых персонажей: «Получается, чтобы исполнить свою мечту, я должен разрушить шесть остальных?». И это лишь самая малая цена за исполнение желаемого. Но стоит ли оно того?

Когда-то Грааль действительно представлял собой артефакт, способный исполнить любое желание. Однако в одной из прошлых войн был призван слуга, представляющий собой некоего злого духа, воплощение всего человеческого зла в одной из мифологий. Проиграв в сражении и попав в Грааль, он отравил своей ненавистью все его содержимое, а потому любое желание полностью заполненной чашей исполняется через уничтожение. Можно сделать вывод, что мечта главного героя о всеобщем спасении изначально обречена на провал.

Содержимое Грааля настолько отравлено человеческим злом, всевозможными грехами и ненавистью, что практически любой, кто коснется его содержимого, перестанет быть собой. При воздействии проклятья над человеком одерживают верх его темные желания, пробуждая всё самое худшее и усиливая это многократно. Этому влиянию поддается главная героиня третьего рута, которая пусть и сама по себе является персонажем положительным, по стечению обстоятельств в виде манипуляциям со стороны своей семьи, а также из-за воздействия проклятья, становится настоящей угрозой для окружающих. Ненасытным монстром. В новелле можно очень детально наблюдать последовательную моральную деградацию персонажа. Даже близкие и дорогие сердцу люди подвергаются угрозе с её стороны, как бы она ни хотела того избежать.

Однако куда сильнее проявляется влияние артефакта на героических духов. Чем более благородные и справедливые души касаются грязи Грааля, тем быстрее он отравляет и развращает. Подвергнутый влиянию герой бесповоротно теряет свои идеалы, а вот те из легендарных воплощений, кто прославился не самыми нравственными деяниями, не искавшие при жизни подвигов на благо других, принимающие зло как часть людей — подвержены влиянию куда меньше, а то и вообще способны ему воспротивиться.

Но некоторым даже такое развитие событий на руку, а потому куда большее влияние оказывает артефакт на одного из антагонистов истории — Котомине Кирея. Именно его вниманием всецело завладел Грааль.

В первой истории Кирей предстает перед читателем вполне себе типичным неожиданным злодеем, что сперва представляется нейтральным наблюдателем за Войной, но впоследствии оказывается ее тайным участником, чьей целью, вполне логично, будет выпустить все мировое зло и увидеть результат. Лишь постепенно продвигаясь по линии сюжета, игрок, вместе с Широ, узнает предысторию наблюдателя, а также его истинную мотивацию и взгляды. Из его рассказа становится ясно, что Кирей был «дефектным» человеком с рождения, не понимавшим элементарных понятий, не имевшим цели и не знавшим удовольствия. Став участником еще предыдущей Войны, он узнал, что в сущности представляет из себя «чудо», за которое так отчаянно борются, а именно сосредоточение всего человеческого зла, как мы рассказали выше, жаждущего родиться и вырваться в мир. Желанием для такого человека стало найти ответ на вопрос — «возможно ли существовать человеку, что рожден как зло?». На примере Грааля он жаждет узнать этот ответ для себя, потому делает все, чтобы дать ему воплотиться.

Очевидным плюсом стоит выделить и то, что все так или иначе принимают и хорошие, и плохие решения. Ведь, как уже определено, какой бы чистой и благородной мотивация ни была, ради того, чтобы достигнуть своей цели, ему необходимо устранить других. А тот, кто способен поставить себя выше, очевидно, не обделен определенной долей эгоизма. Бэкграунд персонажей довольно качественно проработан, а в случае слуг (героических духов), умело сформирован из существующих мифов так, чтобы он отвечал лору вселенной. Каждый игрок сможет выделить интересную для себя личность. Каждый так или иначе ощущает на себе влияние Грааля.

С технической точки зрения Fate представляет из себя интерактивную визуальную новеллу, где игроку периодически будет предложен выбор. Однако кликнув не на тот вариант, вы рискуете не столько открыть новую развилку, сколько просто привести героя к моментальной гибели.

Каждый рут имеет одну или две хороших концовки, а все остальное приводит к проигрышу. Сохранение перед каждым выбором является самой разумной страховкой на момент прохождения. К другим особенностям игры стоит отнести то, что три рута следуют друг за другом в определенном порядке. Такая структура может вызвать недоумение, особенно на фоне других визуальных новелл, но на это есть свои причины.

В первое время игра запросто может отпугнуть количеством и длительностью бытовых сцен, особенно готовкой, которой загружен главный герой (война войной, а завтрак, обед и ужин нужно готовить каждый день).

К весомым минусам игрового процесса можно отнести узкую вариативность. Иначе говоря, несмотря на то что игрок волен выбирать действия своего персонажа, зачастую игра не предусматривает особых разветвлений сюжета. Таким образом, выбрав неверный вариант, главный герой неизбежно проиграет, а разработчики не будут развивать эту тему. Так что читателю волей-неволей придется примерить на себя личину наивного школьника с жаждой справедливости и неуемными романтическими порывами к окружающим его девушкам.

Визуальная составляющая новеллы представляет собой довольно привычную для тех годов японскую аниме-рисовку. Художником выступил Такеути Такаси, виднеющийся стиль которого впоследствии будет прослеживаться и в других работах. Фоны прорисованы с вниманием к деталям, а персонажи, увы, чуть упрощенно.

Стоит учесть, однако, что анимации с динамикой поставленных сцен и в особенности боев довольно скудные, а все происходящее с полной красочностью отображено лишь в тексте. До кучи звуковые эффекты и саундтрек не представляют чего-то выдающегося, зато озвучка, появившаяся в игре чуть позже даты выхода, действительно радует своим качеством.

Что же по итогу? Сюжет Fate представляет отличный пример того, как даже одна вещь или случай могут изменить человека, заставить пересмотреть взгляды и определить истинные ценности в жизни. Вы не сможете скоротать здесь вечер. Для понимания всего уйдут десятки часов, ведь объем игры действительно огромен.

Авторская задумка раскрывает мысль, что кажущееся на первый взгляд благом на деле может представлять собой суровое испытание, требующее неподъемную цену. Решившие бороться до конца вполне способны потерять часть себя в этой войне. Войне за один из самых необычных и роковых артефактов. Войне за Святой Грааль.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)