DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Выбор риска

Вершина страха / Summit Fever

Великобритания, 2022

Жанр: триллер, драма

Режиссер: Джулиан Джилби

Сценарий: Джулиан Джилби

В ролях: Фредди Торп, Матильда Варнье, Мишель Бил, Райан Филипп, Ханна Нью

Похожие фильмы:

  • «Эверест» (2015)
  • «К2: Предельная высота» (1991)

Режиссер Джулиан Джилби начал карьеру в нулевых. С 2002-го по 2007-й он снял три зверских экшен-триллера из жизни британских отморозков, самый известный из которых в нашей стране — «Восхождение пехотинца» (Rise of the Footsoldier). Эти работы отличались сугубо криминальной тематикой и предельной жестокостью. Справедливо сказать, что Джилби комфортно и уверенно чувствовал себя в данной стилистике, и дальнейшее развитие его творчества виделось во все более дорогих «пацанских» боевиках, с привлечением местных и международных «звезд». Тем более что упомянутый «Пехотинец» превратился во франшизу, где в кресле постановщика был уже не Джилби. А Джулиана, заядлого альпиниста в жизни, и в кино потянуло в горы. В 2011-м британец выпустил высотный триллер с поэтичным названием «Одинокое место для смерти» (в российском прокате — «Похищенная»). Здесь Джилби не отказался от привычных зверски-натуралистичных «фишек» (отрицательные герои — вновь бандитствующие отморозки), но также акцентировал внимание на опасностях скалолазания. В итоге получилась зрелищная, напряженная и динамичная картина, к тому же снятая по большей части на натуре, а не в павильоне, что, конечно же, чувствуется и доставляет удовольствие. И спустя десять лет, поработав в проектах с иными сюжетами, Джулиан вновь приготовил свое самое удачное блюдо — оду высокогорным восхождениям, причем в чистом виде, без умышленных убийств и криминальных разборок.

«Вершина страха» — экстремальная драма-катастрофа, ближайший аналог которой — «Эверест» Бальтасара Кормакура. Но в рассматриваемой ленте, в отличие от исторической реконструкции исландца, вымышленная история, пусть и навеянная реальным трендом для тех, кто в теме. Фактически о нем уже сказало большинство авторов рецензий на «Вершину…». Это так называемый «рок-н-ролльный альпинизм», когда молодые покорители гор живут одними сутками, только ради того, чтобы днем покорить очередную «вертикаль», а ночью отпраздновать победу на всю катушку! В фильме есть характерный эпизод, когда скалолазы бухают и веселятся, таким образом «оплакивая» только что погибших единомышленников. А наутро лезут на ту же самую гору, чтобы почтить память разбившихся товарищей.

Если говорить о некой смысловой нагрузке, происходящее на экране вызывает те же самые невольные вопросы, что и в «Эвересте» Кормакура. Да, персонажи — бесспорно отважные, они рискуют жизнью, за них переживаешь, желаешь им удачи, но… подобная игра со смертью — абсолютно добровольный выбор взрослых разумных людей. Здесь нет места для адекватной критики какой-либо несправедливой социальной системы, дескать, она заставляет невинных умирать «ни за что ни про что». Пусть в фильм поверхностно и затрагивается коммерческий нюанс данного спорта, обличающий «спонсоров», требующих на потеху публике самые сложные маршруты восхождений, но сути дела это не меняет. Ведь скалолазы по призыванию полезут на гору без финансовой мотивации, потому что иначе просто не могут жить. И сия истина более чем наглядно отражена в «Вершине страха», благо ее создатель сам из этих «безумцев».

Фактически главный посыл картины — это честное признание себе в своей истинной сущности. Двадцатидвухлетний Майкл мог бы стать «белым воротничком», заколачивающим бабло, продавая по телефону страховые полисы, но вопреки воле отца поехал туда, где ему по-настоящему хорошо. И здесь сложно сказать, что на самом деле правильно, а что нет. Как говорится, большинство из тех, кто сейчас читает строки этой рецензии, находятся глобально именно там, к чему сознательно или бессознательно шли все прошедшее время. Одни вполне осмысленно скажут: «Кино про очередных ненормальных, которые сами виноваты, что сломали себе руки, ноги и головы!» Другие же с белой (или черной) завистью подумают; «А я вот все горбачусь в офисе/в цеху/на складе и т. п., но всегда хотел быть таким, как они!» И более того: большинство из последней обозначенной группы так ничего и не сделает, а утром пойдет на привычную работу. Но кто-то (единицы, но все же), наконец решит, чего он на самом деле хочет от жизни. И пусть он на следующий день так же двинет по привычной дорожке, но параллельно начнет составлять план грядущих личных перемен. Здесь речь уже, конечно, не об альпинизме как таковом.

«Ужасные» сцены в фильме — это печальные издержки выбора в пользу гор. Ты можешь разбиться, совершив одну-единственную ошибку, или замерзнуть, так и не дождавшись спасателей, застряв на высоте при внезапной смене погоды. Не говоря уже о лавине, о которой тебя никто не предупредит, или просто о камне, скатившемся с вершины. Пусть в картине рассказывается достаточно простая история, без сногсшибательных сюжетных поворотов, но действие насыщено всевозможными вкусными деталями бытия скалолазов, лишний раз заставляющими задуматься: а хочу ли я так? И когда на экране кому-то больно или страшно, эти чувства, пусть и в лайтовой версии, передаются тебе. Да, лента Джилби — формально такой же аттракцион, как и «Вышка» этого же года, но более реалистичный и приземленный. Ведь в эти секунды, когда вы дочитываете последние слова текста, какие-то люди поднимаются наверх, не представляя, что ждет их впереди.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Аод 20-11-2022 01:56

    Очень хороший фильм, почти все время держит в напряжении

    Учитываю...