DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Взрыв из прошлого

Наемный убийца / Assassin (авторский сборник)

Автор: Шон Хатсон

Жанр: хоррор, триллер, сплаттерпанк

Издательство: Центрполиграф

Серия: Мастера остросюжетного романа, HORROR

Год издания: 1996 (в оригинале — 1984/1988)

Перевод: Н. Юркевич, С. Кельцев

Похожие произведения:

  • Стивен Кинг «Жребий Салема» (роман)
  • Дэвид Моррелл «Тотем» (роман)
  • Шон Хатсон «Белый Призрак» (роман)

В последнее время все больше заслуженных мастеров сплаттерпанка прокладывают путь к сердцу отечественного читателя. Это и Ричард Лаймон, и Джо Лансдейл, и даже Эдвард Ли. За этими хоррор-глыбами несколько затерялся британец Шон Хатсон — яркая звезда на небосклоне экстремального ужаса. Автор активно публиковался в РФ в бурные девяностые, однако потом пропал. Ярые фанаты Хатсона могут возразить и отметить, что хитрый британец просочился к нам еще в нулевые, прикрываясь личиной подросткового хоррора под псевдонимом Ник Шэдоу. Но речь пойдет все-таки об основном творчестве автора. Стоит отметить, что на текущий момент число романов Хатсона перешагнуло за четыре десятка, хотя основные хиты, такие как «Слизни», «Эребус», «Отбросы», написаны еще в восьмидесятые. Лучшие работы были изданы в серии «Мастера остросюжетного романа» издательством «Центрполиграф». О книге «Наемный убийца», в которую помимо одноименного вошел роман «Эребус», и пойдет речь.

«Эребус» — зажигательный, киногеничный роман ужасов, наполненный экшеном под завязку. Название отсылает к греческому богу смерти, а также к миру теней, но это лишь поза — роман совсем не об этом. Сюжет разворачивается в небольшом английском городке Вейкли, который, как это часто бывает, настигла неведомая угроза. Речь идет о происках местной корпорации «Ванденбург Кемикалз», чьи пищевые добавки отравляют сначала животных, а затем и людей. Не просто отравляют, а доводят до бешенства, до исступления, заставляют испытывать бешеную жажду крови и непереносимость солнечных лучей. Короче говоря, уже с самой завязки автор честно выкладывает карты на стол и не пытается играть в загадки. Важно тут не «что», а «как». Как главным героям — фермеру Вику Тайлеру и журналистке Джо Уорд — удастся избежать смертельной опасности? Как справиться с зараженными жителями городка? А со злобной корпорацией?

Шон Хатсон не привык жать на тормоза. Его козырь, отличительная черта — простой и понятный стиль повествования, увлекательные экшен-сцены, смелость, безрассудство и безумие в самом положительном для хоррор-автора смысле. Роман легко проглатывается за один присест. Буквально через пару страниц читатель уже переносится в мир истории, стоит бок о бок с действующими лицами, сражается с местными вампирами. Хоррор-мировоззрение Шона Хатсона можно сравнить со страшным аттракционом в парке ужасов: сцены летят стремительно с редкими передышками на любовную линию (не самая сильная черта «Эребуса»). Тут вам и взбесившиеся лошади, и маньячные свиньи, пожирающие свою мать, и классические нападения вампиров друг на друга и на обычных людей. А уж финальную сцену на стадионе хочется хвалить только лишь за масштаб и нешуточный саспенс.

Однако нельзя проигнорировать и большущую ложку дегтя. Это персонажи. Вообще, фанаты, не раз путешествовавшие по ужасным мирам Хатсона, рано или поздно сталкиваются с дилеммой: принимать авторские правила игры или закрыть книгу. Так и здесь. Аспекты проработки персонажей здесь не у дел, слабое место в хорошей истории. Фандуччи, Стюарт Николс, Дэн Харлей — второстепенные персонажи буквально играют роль функции, являются рычажками авторского замысла, о живых людях и речи быть не может. Более того, некоторые забываются по мере чтения книги. Небольшим исключением является главная пара героев — Вик и Джо, но и тут проработка дальше штампов не ушла. При этом Хатсону удается качественно представить необходимых действующих лиц: пусть и в лоб, но автор умудряется вместить нужные куски биографии буквально в полстранички. Правда, развития эти зачатки не получают, а потом и герои со временем рассасываются и забываются.

От проблемы с персонажами танцует и вторая по значимости трудность — фанатичное использование приема POV (point of view — точка зрения), или чрезмерное использование смены фокального персонажа. Британский кудесник фанатично меняет углы зрения, вводит все больше ненужных третьесортных статистов буквально на один короткий эпизод. В определенный момент бешено сменяющиеся, как в калейдоскопе, сцены уже натурально укачивают читателя, интерес к сюжету пропадает. Но это те самые правила игры — больше действия, натуралистичного насилия, безумных поворотов, но меньше концентрации на персонажах. Если есть готовность проявить снисходительность, поддержать Хатсона в его видении, то вперед — головокружительный «Эребус» не оставит равнодушным.

Второй роман в авторском сборнике — «Наемный убийца» — уже является неким жанровым коктейлем, уходит от чистого ужаса. Хатсон, подобно Франкенштейну, сотворил собственное чудище, собрав вместе мафиозную прозу, задорный боевичок из тех же восьмидесятых и посыпав все это добротной порцией сплаттера — куда же без него?

На этот раз произведение уносит читателя в Лондон, демонстрирует преступную изнанку города. Хороших ребят здесь практически нет: все персонажи, мафиозные семьи, перефразируя Толстого, плохи по-своему. Встречаются прожженные бандиты, продажные копы, уличные отморозки — настоящий адский зоопарк. История теперь чуть похитрее предыдущей и представляет собой переплетение трех сюжетных линий. Первая, она же основная, повествует о противостоянии мафиозного клана Фрэнка Харрисона с загадочными убийцами, грозящими уничтожить не только его семью, но и нарушить существующий баланс сил в преступном мире Лондона. Вторая смещает фокус на группу серийных убийц, жестоко терроризирующих город в борьбе с богатыми мира сего. Эдакие санитары социального леса, решающие проблему неравенства собственным, кровавым путем. К слову, в этом сюжете угадывается явный оммаж к Чарли Мэнсону и его семейке, некоторые факты взяты прямиком из реальности. Наконец, третья линия рассказывает о таинственных существах, преследующих свои неведомые цели. Например, они сдирают кожу с лица жертвы и делают из нее маски.

Да, подобного здесь предостаточно. Автор словно пытается перещеголять самого себя и выдает одну отвратительную сцену за другой. Для затравки — эпизод, где уличная проститутка предоставляет оральные услуги ожившему мертвецу и получает награду… в виде безумной личиночной эякуляции. Слабонервным и особо впечатлительным лучше держаться подальше. При этом и боевик здесь не держится в сторонке: погони, перестрелки, разборки с враждебными кланами и группкой маньяков — выписано сочно, вкусно, события так и просятся на экран. Особняком стоят очередные неловкие, неестественные любовные сцены, которые автору в очередной раз не удались, и вообще это единственные моменты, когда страницы хочется просто перелистнуть, не вчитываясь. Издательство «Арлекин» передает привет.

Необходимо отметить, что, несмотря на мощную интригу, отменный уровень напряжения, легкость чтения, британец не до конца выдерживает веса собственного сюжета. Во второй половине романа отдельные сюжетные линии провисают, например, таинственные мертвецы уже не играют никакой роли до самого конца. Автор начинает фонтанировать идеями, забывая о предыдущих. Приснопамятный наемный убийца, указанный в названии, играет совсем второстепенную роль, появляется пусть и ярко, но непродолжительно. Да и из сюжета выведен, мягко говоря, неубедительно, натянуто — торчат уши автора. Отдельно хочется похвалить концовку. Злобный перевертыш в финале оглушает и оставляет читателя с приятным недоумением.

Никуда не делась проблема с персонажами. Снова одномерные второстепенные ребята, набор имен, слабо отличающихся друг от друга. Будь то коп или мафиози, психопат или жертва-статист,все они здесь лишь по авторской прихоти — каскадеры, готовые исполнить очередной сюжетный трюк. Подкачал даже протагонист романа, шофер босса мафии Рэй Картер. На протяжении всего повествования храбрый плохиш ни капли не меняется и наскучивает уже к концу первой части. Впрочем, иногда удачные штрихи проскальзывают. Например, запоминается джентльменский стиль одежды наемного убийцы Дэвида Митчелла и его привычка устранять цель под музыку известных металл-банд типа Guns' n' Roses или Dio. Сохранилась и любимая Хатсоном головокружительная привычка менять точку зрения повествования, но если читатель дошел до второго романа в сборнике — период адаптации прошел, тошнота должна отступить.

В наше время психологических хорроров, сложных сюжетов с кучей смыслов, подтекстов и развязок в духе «а был ли мальчик?» честные романы Шона Хатсона воспринимаются как глоток свежего воздуха. Или как необходимое разнообразие. Автор не боится заглянуть страху в глаза, показать читателю настоящего монстра, приглашает насладиться поэзией насилия всем фанатам жанра. Искренне хочется, чтобы издательства обратили внимание на заслуженного ветерана и вернули его на отечественный рынок. А уж ушлый британец найдет способ завоевать сердца своими кровавыми кошмарными фантазиями. Не впервой.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)