DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ АРТУРА

When the Devil Calls

Исполнитель: Various Artists

Название пенталогии: Dark Country

Жанр: Dark Country

Страна: США

Лейбл: Extreme Music

Годы выхода: 2012 — 2017

Когда мы говорим о дарк-кантри (dark country), то сталкиваемся с проблемой, характерной для обсуждения любого музыкального жанра, в названии которого фигурирует прилагательное dark. Несомненно, у этого прилагательного есть четкая семантическая мотивация — нечто темное и мрачное. Но ведь это не значит, что, присовокупив к названию жанра слово «dark» и просто добавив в звучание больше басовых нот и диссонирующих интервалов, можно «затемнить» этот жанр.

Для «затемнения» нужен более глубокий и подход. Какой именно? В этом и заключается основной вопрос. Непросто и с самим «затемнением»: что это хотя бы такое? Что такое dark country? Отдельный жанр или просто традиционное кантри с мрачными текстами?

Сойдемся на энциклопедическом определении: дарк-кантри называют музыкальный жанр, где сочетаются классическое кантри, госпел и блюз, а в текстах преобладают темы южной готики: бедность, преступность, религиозные образы, смерть, призраки, семья, потерянная любовь, алкоголь, убийство, предательство и… дьявол.

Одним из наиболее ярких и узнаваемых творений компании Extreme Music (далее — EM), детища Sony Music Publishing, можно назвать музыкальную пенталогию «Dark Country». Лейбл в целом специализируется на прикладной музыке — саундтреках к рекламе, кинофильмам, телепередачам, подкастам и т.д. Но не стоит думать, что раз уж речь идет о прикладной музыке, то, стало быть, в EM сидят два-три битмейкера, один саунддизайнер и половинка саундпродюсера-композитора, которые со скоростью света клепают двухминутные стоковые биты, а потом выставляют их на продажу за $50. О том, насколько широк спектр жанров и стилей, с которыми работает EM, можно судить по расположенному в Санта-Монике, штат Калифорния, творческому «цеху»: он занимает добрых 700 квадратных метров. А листая библиотеку EM, можно обнаружить немало творений таких мастеров, как Ханс Циммер, Xzibit, Рамин Джавади, Родни Джеркинс и американский гитарист Блюз Сарацено.

В названии пенталогии «Dark Country» есть та самая семантическая мотивация: слушателя ждет нечто далекое и по-американскому мрачное. Эти пять тематических альбомов воплотили в себе наиболее характерные для кантри-рока пентатонические мотивы. Однако здесь они нарочито «затемнены» кинематографической аранжировкой: слышится нисходящий бас пианино, местами вместо ударов малого барабана — звуки цепей или хлопки рук в перчатках, а вместо большого — тяжелая поступь. В некоторых треках слышны синтетические звуки или сильно повышен уровень реверберации у одного или нескольких инструментов. Словом, все здесь способствует созданию гнетущей атмосферы ночи в американской глубинке.

То же и с текстами. Вы не услышите привычных напевов, рожденных созерцанием пасторальных гор Западной Вирджинии, или признания в любви белокурой дочке фермера, или оды своей семье и хозяйству. Зато услышите жуткие душеизлияния падших ковбоев или истории, преисполненные фронтирных суеверий о дьяволе в человеческом обличье, что бродит среди поселенцев, о таинственных людях в черных одеяниях, о сложном выборе между Библией и пистолетом.

Рассмотрим кратко каждый альбом пенталогии.

2012 — Dark Country

Четырнадцать треков. Здесь и характерное кинематографическое звучание, и вокал с эффектом лоу-фай, и мрачные тексты, по образам близкие к вестерновым рассказам Джо Лансдейла или «Пограничной трилогии» Кормака Маккарти.

Отдельно стоит отметить «Evil Ways» и «Run On» Блюза Сарацено. Первый трек, скорее всего, узнают многие, потому что он звучал в трейлерах множества игр: God of War: Ascension, Call of Juarez: Gunslinger, BioShock Infinite, Call of Duty: Black Ops II, Mob of the Dead. Второй — кавер на знаменитую балладу Джонни Кэша «God`s Gonna Cut You Down». Однако в исполнении Сарацено баллада приобрела совершенно иную атмосферу: она звучит не как назидание мудрого старца, а как признание наемного убийцы, который, как только закончит говорить, всадит вам в голову пулю.

2013 — Dark Country 2

Девять треков. От предыдущего этот сборник отличается уклоном в хард-рок-блюз. Первый трек, «The Bible or the Gun» все того же Сарацено, — это метафорический рассказ о тяжелом выборе, с которым на жизненном пути сталкивается каждый.

В этом же альбоме отметился и не очень известный, но интересный музыкант Ник Нолан. Его трек «Devil Gets Your Soul» — превосходное сочетание мрачной атмосферы и тяжелого гитарного звучания. А знаменитая «In the Pines» (более известная под названием «Where Did You Sleep Last Night?») в рамках этого альбома звучит так, как и, возможно, звучала в одной из своих изначальных версий — истории воздаяния насильнику.

2014 — Dark Country 3

Десять треков. Этот сборник не столь тяжел в плане звучания, как предыдущий, однако в текстах превалирует мистическая тематика. Если, например, в предыдущих альбомах любое упоминание дьявола носило скорее экзистенциальный характер, то здесь речь идет о внешнем и чистом зле.

2016 — Dark Country 4

Шестнадцать треков. Этот сборник, пожалуй, суммировал все предыдущие. Здесь и кинематографичность первого альбома, и тяжелое звучание второго, и мистические тексты третьего. Альбом открывается треком «The River», который сочетает в себе все перечисленное. Здесь же впечатляюще отметилось трио TJ Stafford, Michael Smith & Nineoneone.

2016 — Dark Country Remixed

Как можно понять из названия, перед нами сборник ремиксов самых известных треков из предыдущих альбомов. Казалось бы, что может быть интересного в ремиксах? Но, с другой стороны, как часто вы слышали, например, сочетание кантри и дабстепа?

2017 — Dark Country 5

Тринадцать треков. Этот сборник способен удивить. Во-первых, здесь нет Сарацено, а во-вторых, альбом сходит с заданного предыдущими релизами вектора мрачного и местами тяжелого звучания в зажигательные хеви-блюзовые композиции с бодрым вокалом.

***

После прослушивания всех пяти (или шести, если хотите) альбомов возникает вопрос: а что дальше? Пенталогия словно обрывается на самой интересной главе. С другой стороны, исходя из специализации EM, надо понимать, что большинство композиций имеют конкретное назначение, а некоторые треки не гармонируют между собой в рамках одного альбома и вместе звучат эклектично. Хотелось бы услышать еще один альбом, который расставит все точки над «i».

Подведем итог: хотя большинство треков исполнено сессионными музыкантами, а сама музыка имеет прикладной характер, пяти сборникам «Dark Country» не занимать искренности и сублимации. В них есть и безусловная глубина, и насыщенная атмосфера, и великолепные аранжировки. Сложно представить, чтобы незаинтересованный и черствый музыкант сумел столь мастерски передать на современный лад незабываемый мистический дух южной готики.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)