Пандемоний / Pandemonium (роман)
Автор: Дэрил Грегори
Жанр: фантастика, мистика, триллер
Издательство: АСТ, Астрель, ВКТ
Серия: Сны разума
Год: 2011
Похожие произведения:
- Уильям Питер Блэтти «Изгоняющий дьявола» (роман)
- Станислав Лем «Расследование» (роман)
- Джон Ширли «Демоны» (роман)
У Дэла Пирса большие проблемы. Когда ему исполнилось пять лет, им овладел демон по имени Хеллион. В мире Дэла это обычное дело, демоны ежегодно вселяются в тысячи людей, шалят, пакостят, а потом исчезают. Вот только в случае с Дэлом есть одно но… Демон вселился в нег, и обратно уже не уходил. Он затаился в глубинах сознания и, кажется, впал в спячку. Долгие годы Пирсу удавалось спокойно жить, но однажды в результате аварии демон проснулся и теперь вновь пытается «захватить управление». Сопротивление Дэла неуклонно слабеет, и ему нужно во что бы то ни стало найти способ избавиться от оккупанта…


Дэрил Грегори человек в литературе далеко не новый, но до выхода «Пандемония» романам и эпопеям предпочитал малую форму. После публикации первого рассказа в 1990-м писатель создал около полутора десятков рассказов и повестей и только после этого рискнул замахнуться на нечто большее.
Дебют однозначно удался. Пусть роман и не произвел такого фурора, как первые книги ряда более удачливых дебютантов, но и репутацию автору он не испортил. Более того, произведение было положительно встречено критиками и даже выиграло премию «Crawford Award».
Тем не менее, по «Пандемонию» видно, что Грегори привычнее писать рассказы. Произведению не хватает цельности, повествование постоянно распадается на маленькие зарисовки, в которых-то в полной мере и проявляется талант автора. Кроме того, в одну книгу Дэрил умудрился втиснуть столько идей, сколько иным не удается раскрыть и в целом цикле.
Грегори же спокойно совмещает в одном тексте абсолютно, казалось бы, не совместимые компоненты. Герои книги спокойно беседуют с профессиональными экзорцистами и видными светилами науки, раскрывают теории заговора и попадают в места, словно бы сошедшие со страниц произведений Лавкрафта, дешевенькие комиксные истории переплетаются с эпизодами из «Секретных материалов», а Филип Дик спокойно дожил до начала XXI века и регулярно выбирается на встречи с поклонниками.
При всем этом многообразии ожидаемо прогибается центральная сюжетная линия. Яркие эпизоды словно бусинки нанизываются на нитку и собираются в единое ожерелье, но в промежутке между ними практически ничего не происходит. Главный герой романа, Дэл Пирс, испытывает серьезные проблемы с психикой, а потому бесконечные поиски избавления от терзающего его душу демона не всегда ладят с логикой и местами скатываются к беспорядочной езде с места на место и постоянной саморефлексии.
Впрочем, здесь нужно принять во внимание, что Грегори не прочь поиграть со своими читателями в литературную игру, и в книге далеко не все обстоит так, как выглядит на первый взгляд. У некоторых эпизодов и линий имеется и третье, и четвертое дно, поэтому истина неотделима от вымысла, а то, что казалось абсолютно правильным минуту назад, спустя несколько десятков страниц кажется бредом, порожденным воспаленным разумом. Подобная путаница несказанно закручивает интригу, но в отдельные моменты палка перегибается, и читатели ощущают себя не лучше Дэла, на пару с которым они запутываются в паутине авторского воображения.
В самом деле, тут надо было хорошенько постараться. Для начала, убедить аудиторию в реальности существования демонов. Затем предложить обоснованную вроде бы версию их засилья, с привлечением экзорцистов. Затем свернуть на дорожку юнгианства и теории архетипов, добавить сюда немного паранойи, пригласить на минутку секретную организацию, помешавшуюся на теории заговора, а затем в финале развернуть все повествование так (дважды!), что до тех пор даже самым проницательным читателям ни за что не догадаться, в чем кроется истинная причина появления демонов.
Как уже упоминалось выше, весь роман представляет собой квест героя, решившегося познать мир – чтобы понять наконец, что же с ним не так. К сожалению, как это часто бывает, ответ лежит на поверхности, и для его получения нужно всего лишь начать с себя и заглянуть вглубь собственной души, однако эта мысль, несмотря на отчаянные намеки со стороны автора, приходит Дэлу в голову только под конец романа.
Грегори создал неплохой альтернативный мир и очень удачно вписал демонов в картину повседневной жизни Америки, хотя об их влиянии на остальную часть земного шара тактично умолчал. Однако то влияние, которое оказали сверхъестественные сущности на развитие религии, науки и массовой культуры, показано в романе очень достоверно.
Шикарно смотрятся и небольшие интерлюдии, предваряющие каждую главу романа. Маленькие законченные истории не только позволяют Грегори предстать перед читателями с самых сильных сторон, но и прекрасно подходят для нагнетания нужной атмосферы.
А вот персонажи автору не удались. Главный герой, в котором временами чувствуется сам Грегори, не вызывает ни сочувствия, ни симпатии, а другие действующие лица и вовсе выписаны как будто походя, в их поступках не чувствуется логики, а в характерах – глубины.
Несмотря на то, что в жанровом плане роман представляет из себя настоящее лоскутное одеяло, в котором угадываются составляющие самых разных культурных пластов, в нем практически нет элементов «хоррора». Несмотря на присутствие в тексте разнообразных демонов, ужасного монстра, сошедшего словно бы со страниц произведений Лавкрафта, и не менее опасного существа, запертого в черепной коробке главного героя, читателю скорее станет скучно от многочисленных попыток Дэла Пирса покопаться в себе, чем страшно от той или иной сцены романа. Ну так Грегори вроде бы и не ставил перед собой целью кого-нибудь напугать…
Итог: У Дэрила Грегори есть все задатки для того, чтобы превратиться в писателя первого ряда. Свое мастерство в короткой форме он уже отточил, о чем неожиданно свидетельствует даже «Пандемоний», а в крупной ему еще есть, куда расти. Тем не менее, его дебютный роман – это достаточно интересное, пусть и недооцененное в нашей стране чтение.

1 Мельник 25-04-2012 11:23
У Грегори все еще впереди, отточит свое мастерство. Желательно, чтобы про хоррор не забывал.
И да, обложки сильно отличаются друг от друга.
2 Tina 20-04-2012 01:58
Как мне всегда нравятся оригинальные обложки книг - и как расстраивают наши. Какая огромная разница между двумя этими обложками :(
Хорошо, что есть гудридс и альтернативная рецензия Влада - после этой бы точно внимание не обратила. Теперь явно прочту.
Но тем не менее, за рецензию - спасибо.
3 Pickman 20-04-2012 07:40
Да, на обложке у нас сэкономили по-крупному. Книга заслуживает больше внимания, чем получила у нас - да и те, кто прочел, мало что поняли... Очень, очень жаль.
4 Pickman 20-04-2012 00:16
От себя замечу, что оцениваю книгу гораздо выше рецензента - и некоторые особенности, которые здесь названы недостатками (самокопание героя, отсутствие окончательного ответа), считаю нехилыми достоинствами. Подробнее - в моем отзыве на Фантлабе (назвать рецензией язык не поворачивается):
//fantlab.ru/work117846#response174241
А если кратко, то "Пандемоний" стал для меня главным романом 2011 года - видимо, как "В финале Джон умрет" Дэвида Вонга станет вершиной 2012-го.
5 Dethtrooper 20-04-2012 01:47
Ух, чёрт. Придётся прикупить. Если есть что крутое из этой серии книжной-буду признателен.
6 Pickman 20-04-2012 07:38
В обязательном порядке нужно читать "Ложную слепоту" Питера Уоттса, это один из лучших романов последних лет (вообще, без оглядки на жанры). Писали о нем подробно и много. Вот рецензии на Фантлабе - в том числе и моя:
//fantlab.ru/work134421?sort=mark#responses
Еще рекомендую сборник Теда Чана "Купец и волшебные врата" - умная, неординарная фантастика.
Остальные книги серии - по желанию. "Спин" Р. Ч. Уилсона, "Эйфельхайм" М. Флинна, "Вихри Мраморной арки" К. Уиллис, "Младший брат" К. Доктору - хороший вариант для любителей НФ самых разных мастей. А вот "Черный сок" Марго Ланаган - очень специфическая штука, нечто вроде разбавленной и замутненной Келли Линк.
7 Dethtrooper 20-04-2012 11:25
УОттс у меня в СайнсФикшн. Это, кстати, мой любимый нф роман, а нф я много читал. Спин тоже в очереди.