Край чудес (роман)
Автор: Ольга Птицева
Жанр: хоррор, мистика, триллер
Издательство: Clever
Серия: #trendbooks thriller
Год издания: 2020
Похожие произведения:
В России идеи для хоррора лежат практически на каждом шагу, но не всем авторам удается отыскать среди городских легенд, быличек, слухов сюжет, созвучный своему стилю и соразмерный таланту. Вокруг Ховринской заброшенной больницы сформировалась целая локальная мифология. Кровавые жертвоприношения в подвалах… Расстрелянные омоновцами сектанты… Разбившиеся в шахте лифта сталкеры-подростки… Казалось бы, одна из самых известных заброшек страны, пустовавшая больше трех десятков лет до сноса в 2018 году, так и напрашивается стать местом действия для эффектного и атмосферного хоррора. Однако, кроме так и не вышедшего на экраны фильма «Ховрино. Блог из преисподней» и повести «Кремль 2222. Ховрино» Дмитрия Силлова и Семена Степанова, больница не обрела заметных художественных воплощений.
В 2020-м развернуть действие в темных коридорах легендарного объекта рискнула писательница Ольга Птицева — автор нескольких книг и одна из ведущих популярного подкаста «Ковен Дур». Ее путь в литературе начинался с поэзии и подросткового постапокалипсиса. Позже писательницу увлекла фэнтезийно-мистическая тематика со славянскими мотивами. От заигрываний с фольклором она в «Крае чудес» перешла к городским легендам. Птицева объединяет разрозненные истории в одну вселенную, возводя из них обшарпанные и исписанные граффити стены своего романа.
Страшилки сами по себе наводят жути, заполняя пустующее художественное пространство темнотой и неизвестностью. Писательница не просто вплетает городские легенды в повествование, а творчески переосмысливает их, из-за чего Ховринская заброшенная больница в книге выглядит своеобразным микрокосмом, живущим по своим законам и способным совладать даже со смертью. Криповость городских легенд Ольга Птицева оттеняет другими пугающими эффектами — например, мальчик, бубнящий стишки-садюшки («У меня сидит гость, в голове его гвоздь. Это я его забил, чтобы он не уходил»), или зловещие надписи на стенах («Больница — это край чудес, зашел в нее и там исчез») добавляют происходящему абсурдной жути.
В «Краю чудес» группа молодых людей отправляется в заброшенную больницу снимать видеоблог. Помимо вполне очевидных опасностей вроде бездомных собак, неадекватных бомжей, странноватых сталкеров и погруженных во мрак коридоров их ожидают проявления темной сущности пустующего здания. Сначала еле слышные шорохи и неясные силуэты будут просто нагнетать ужас, но чем дальше забирается съемочная группа, тем сильнее заброшенная больница раскрывается как отдельное мироздание. Она удерживает тех, кого признала своими, «ховринскими», среди полуразрушенных стен, а случайных визитеров заставляет пережить сильнейшие душевные потрясения. Посещение заброшки превращается в путешествие внутрь себя. Птицева подчеркивает эту метафору флэшбеками, показывающими, какие причины привели того или иного персонажа в Ховринку и какие демоны таятся в его душе. Между первыми и вторыми есть вполне очевидная связь.
Каждый из персонажей романа приходит в заброшку, руководствуясь своими мотивами. Блогеру Южину хочет снять хайповый ролик с миллионными просмотрами. Оператор Тарас нуждается в деньгах на решение насущных проблем. Студентка киношколы Кира хочет съехать из квартиры, где живет любимый, но впавший в жестокую деменцию дед. Людей с разными характерами, ценностями и взглядами на жизнь объединяет ощущение внутренней пустоты. В каждом из них словно скрыта такая же заброшка — мрачная, разрушающаяся, полная тайн и опасностей. Огромное ветшающее здание лишь подчеркивает ощущение человеческой опустошенности.
При всей проработанности персонажей сам сюжет отдает чем-то постановочным. В финале выяснится, что явная искусственность происходящих событий вызвана не огрехами писательницы, а внутренней логикой повествования. Но, даже приняв предложенные Птицевой правила игры, сложно отделаться от мысли, что роман кажется слишком гладким и причесанным. Несмотря на отсутствие некой безуминки, «Край чудес» демонстрирует нетривиальный подход к жанровым стереотипам. Поцелуй Тараса и Киры на крыше выглядит не розовыми соплями, размазанными по стенам с граффити, а логичным развитием их отношений и неким священнодейством, способным противостоять разрушительному влиянию Ховринки. Ситуация, когда персонажи разделяются и каждый остается в одиночестве, не кажется затасканным шаблоном — писательница настолько достоверно обосновывает такой расклад событий, что штамп перестает быть штампом.
«Край чудес» — это крепкий, динамичный, будоражащий воображение триллер. Знаковым или поворотным событием в жанровой литературе его, конечно, не назвать, зато он демонстрирует филигранную работу с постфольклорным материалом — городские легенды очень органично вписаны в художественное повествование. Ольга Птицева этой книгой воспарила над самой собой, создав вместо привычного янг-эдалта нечто гораздо более серьезное и универсальное. Ховринская заброшенная больница обрела благодаря «Краю чудес» своего рода нерукотворный памятник. Само здание несколько лет назад снесено, городские легенды стираются из памяти, но книга явно придаст новых красок блекнущему призраку.
1 felixkriventzov 22-05-2021 21:42
Спасибо за рецензию, любопытно. Аннотация как-то моментально отбила желание читать, но, похоже, шанс этому сюжету дать можно. А за Ховринку действительно немного обидно: такая плодородная почва для хорроров и никто толком не взялся реализовывать. Хорошо, что и после сноса о ней не забыли.