DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Зашел туда и там исчез

Край чудес (роман)

Автор: Ольга Птицева

Жанр: хоррор, мистика, триллер

Издательство: Clever

Серия: #trendbooks thriller

Год издания: 2020

Похожие произведения:

  • Мария Артемьева «Темная сторона Москвы» (сборник)
  • Ольга Птицева «Выйди из шкафа» (роман)
  • В России идеи для хоррора лежат практически на каждом шагу, но не всем авторам удается отыскать среди городских легенд, быличек, слухов сюжет, созвучный своему стилю и соразмерный таланту. Вокруг Ховринской заброшенной больницы сформировалась целая локальная мифология. Кровавые жертвоприношения в подвалах… Расстрелянные омоновцами сектанты… Разбившиеся в шахте лифта сталкеры-подростки… Казалось бы, одна из самых известных заброшек страны, пустовавшая больше трех десятков лет до сноса в 2018 году, так и напрашивается стать местом действия для эффектного и атмосферного хоррора. Однако, кроме так и не вышедшего на экраны фильма «Ховрино. Блог из преисподней» и повести «Кремль 2222. Ховрино» Дмитрия Силлова и Семена Степанова, больница не обрела заметных художественных воплощений.

    В 2020-м развернуть действие в темных коридорах легендарного объекта рискнула писательница Ольга Птицева — автор нескольких книг и одна из ведущих популярного подкаста «Ковен Дур». Ее путь в литературе начинался с поэзии и подросткового постапокалипсиса. Позже писательницу увлекла фэнтезийно-мистическая тематика со славянскими мотивами. От заигрываний с фольклором она в «Крае чудес» перешла к городским легендам. Птицева объединяет разрозненные истории в одну вселенную, возводя из них обшарпанные и исписанные граффити стены своего романа.

    Страшилки сами по себе наводят жути, заполняя пустующее художественное пространство темнотой и неизвестностью. Писательница не просто вплетает городские легенды в повествование, а творчески переосмысливает их, из-за чего Ховринская заброшенная больница в книге выглядит своеобразным микрокосмом, живущим по своим законам и способным совладать даже со смертью. Криповость городских легенд Ольга Птицева оттеняет другими пугающими эффектами — например, мальчик, бубнящий стишки-садюшки («У меня сидит гость, в голове его гвоздь. Это я его забил, чтобы он не уходил»), или зловещие надписи на стенах («Больница — это край чудес, зашел в нее и там исчез») добавляют происходящему абсурдной жути.

    В «Краю чудес» группа молодых людей отправляется в заброшенную больницу снимать видеоблог. Помимо вполне очевидных опасностей вроде бездомных собак, неадекватных бомжей, странноватых сталкеров и погруженных во мрак коридоров их ожидают проявления темной сущности пустующего здания. Сначала еле слышные шорохи и неясные силуэты будут просто нагнетать ужас, но чем дальше забирается съемочная группа, тем сильнее заброшенная больница раскрывается как отдельное мироздание. Она удерживает тех, кого признала своими, «ховринскими», среди полуразрушенных стен, а случайных визитеров заставляет пережить сильнейшие душевные потрясения. Посещение заброшки превращается в путешествие внутрь себя. Птицева подчеркивает эту метафору флэшбеками, показывающими, какие причины привели того или иного персонажа в Ховринку и какие демоны таятся в его душе. Между первыми и вторыми есть вполне очевидная связь.

    Каждый из персонажей романа приходит в заброшку, руководствуясь своими мотивами. Блогеру Южину хочет снять хайповый ролик с миллионными просмотрами. Оператор Тарас нуждается в деньгах на решение насущных проблем. Студентка киношколы Кира хочет съехать из квартиры, где живет любимый, но впавший в жестокую деменцию дед. Людей с разными характерами, ценностями и взглядами на жизнь объединяет ощущение внутренней пустоты. В каждом из них словно скрыта такая же заброшка — мрачная, разрушающаяся, полная тайн и опасностей. Огромное ветшающее здание лишь подчеркивает ощущение человеческой опустошенности.

    При всей проработанности персонажей сам сюжет отдает чем-то постановочным. В финале выяснится, что явная искусственность происходящих событий вызвана не огрехами писательницы, а внутренней логикой повествования. Но, даже приняв предложенные Птицевой правила игры, сложно отделаться от мысли, что роман кажется слишком гладким и причесанным. Несмотря на отсутствие некой безуминки, «Край чудес» демонстрирует нетривиальный подход к жанровым стереотипам. Поцелуй Тараса и Киры на крыше выглядит не розовыми соплями, размазанными по стенам с граффити, а логичным развитием их отношений и неким священнодейством, способным противостоять разрушительному влиянию Ховринки. Ситуация, когда персонажи разделяются и каждый остается в одиночестве, не кажется затасканным шаблоном — писательница настолько достоверно обосновывает такой расклад событий, что штамп перестает быть штампом.

    «Край чудес» — это крепкий, динамичный, будоражащий воображение триллер. Знаковым или поворотным событием в жанровой литературе его, конечно, не назвать, зато он демонстрирует филигранную работу с постфольклорным материалом — городские легенды очень органично вписаны в художественное повествование. Ольга Птицева этой книгой воспарила над самой собой, создав вместо привычного янг-эдалта нечто гораздо более серьезное и универсальное. Ховринская заброшенная больница обрела благодаря «Краю чудес» своего рода нерукотворный памятник. Само здание несколько лет назад снесено, городские легенды стираются из памяти, но книга явно придаст новых красок блекнущему призраку.

    Комментариев: 1 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)

    • 1 felixkriventzov 22-05-2021 21:42

      Спасибо за рецензию, любопытно. Аннотация как-то моментально отбила желание читать, но, похоже, шанс этому сюжету дать можно. А за Ховринку действительно немного обидно: такая плодородная почва для хорроров и никто толком не взялся реализовывать. Хорошо, что и после сноса о ней не забыли.

      Учитываю...