DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ВЕДЬМА: РЕИНКАРНАЦИЯ

Женщина в школе экзорцистов

Зловещий свет / Prey for the Devil

США, 2022

Жанр: ужасы, триллер, драма

Режиссёр: Даниэль Штамм

Сценарий: Роберт Заппия, Р. Ричи Джонс, Тодд Р. Джонс

В ролях: Жаклин Байерс, Дебора Жечева, Кристиан Наварро, Пози Тейлор, Колин Салмон

Похожие фильмы:

Фильмы про одержимость за последние лет пятнадцать так часто снимали, что их количество превысило все мыслимые пределы. Разве что зомби и маньяками режиссеры пугали чаще. Между тем напрасно думать, что ленты про демонов и их вторжение в мирное бытие людей так уж просто снимать. Одним экшном, как в случае с зомби-картинами, здесь сыт не будешь. Нужно как минимум умение создать мрачную депрессивную атмосферу, дабы зритель ощутил, метафорически говоря, дыхание ада, опасную близость потустороннего зла, от которого не спасут никакие государственные службы. Лишь смирение и божественная милость способны одолеть потусторонних существ.

Новый хоррор про одержимость «Зловещий свет», поставленный опытным режиссером жанра Даниэлем Штаммом, поначалу вызывает интерес. Сложно вспомнить другой такой хоррор, где бы действие происходило в школе для обучения священников экзорцизму. В католицизме, где все регламентировано строгими правилами и кодексами, давно существуют руководства по изгнанию демонов, а Ватикан действительно имеет программы обучения по экзорцизму. Помнится, Уильям Фридкин, снимая «Изгоняющего дьявола», стремился сделать ленту максимально реалистичной, оттого задействовал священников не только как консультантов, но и в качестве второстепенных актеров.

Вот и в новом фильме Даниэля Штамма заметно желание создать не просто мистический хоррор про одержимость, вроде его же более ранней ленты «Последнее изгнание дьявола», а своеобразную драму, в которой жуткие действия и гримасы одержимых сочетаются с психологической прорисовкой характеров персонажей. Главная героиня, монахиня Энн, единственная женщина среди обучающихся экзорцизму, пережила трудное детство, ведь ее мать была не просто психически больной, а одержимой. Кому как не ей, знающей врага в лицо, помогать людям! Тем более в характере Энн пылкая натура сочетается с аналитическим умом, помогающим ей находить общее во вроде бы не связанных друг с другом случаях одержимости.

Играющая её 25-летняя канадка Жаклин Байерс, известная по многочисленным сериалам вроде «Штамм» и «Гастролеры», мила, естественна и действительно старается изображать не просто персонажа, но характер. Во многом на ее игре держится весь фильм. Из других актеров следует выделить разве что Вирджинию Мэдсен, играющую психолога и выступающую своеобразным голосом разума для альтруистически настроенной монахини Энн. К сожалению, лента Штамма стала одной из последних для маститого лицедея Бена Кросса, исполнившего небольшую роль кардинала Мэттьюза, который скончался от рака ещё в 2020 году, то есть за два года до официальной премьеры фильма.

Авторы сумели воздержаться от влечения монахини Энн и священника Данте друг к другу — они просто друзья и единомышленники. Они оба считают, что экзорцизм лишь тогда будет иметь успех, когда изгоняющему удастся достучаться до личности больного, порабощенного демонической волей. Очень жаль, что детективная линия, связанная с их расследованием случаев терминальной стадии одержимости, когда изгнание демона все равно приводит к смерти человека, довольно скоро забывается режиссером, уступая место привычным сюжетным ходам. Монахиня Энн со своими прогрессивными взглядами, конечно, не находит понимания в сугубо мужском религиозном институте, однако едва прорезавшийся феминизм на корню убивается образом главного злодея. Дело неслыханное, поэтому на нем стоит остановиться подробнее, но в постскриптуме, дабы не рассыпать в середине рецензии мешок спойлеров.

Остается лишь отметить, что последней третью фильма режиссер окончательно разрушил не только хоррор-атмосферу, опустив свое творение на уровень примитивной мелодрамы, но и погубил весь драматизм. Вообще-то демон в фильмах про одержимость должен вызывать страх, если не атавистический ужас. Здесь этого не произошло. Режиссеру также не делают чести невольные (или умышленные) параллели с «Зеркалами» Александра Ажа. Фактически финальный экзорцизм копирует последнюю треть по-настоящему удачного хоррора французского мастера жанра. Хорроры редко когда заканчивают на оптимистической ноте. Многие режиссеры соблюдают негласное правило жанра: злу нужно давать второй шанс. Однако последний кадр фильма, служащий стандартным скримером, лишь усиливает пародийное впечатление.

Как зрителю сочувствовать главной героине, которая, сама пережив тяжелое детство, стремится отстоять свой взгляд на экзорцизм, ведь в конце она становится пассивным протагонистом, а ее арка сводится к конфликту двух мужчин (скажем так). Можно ли придумать более абсурдную вариацию хоррора про одержимость? Даже авторы забавной пародии «Изгоняющий заново» не додумались до такого смелого полета мысли.

P.S. Берегитесь! Здесь живут Спойлеры!

Отношения демона с главной героиней к финалу начинают клониться в сторону мелодрамы (!), ведь это тот самый демон, который сначала вселился в ее мать, а после смерти предыдущего носителя принялся разыскивать предмет своего вожделения, чтобы вселиться и в нее тоже (!!!). Не смейтесь, режиссер снимал серьезно, даже драматизма напустил, перемежая размеренное повествование кадрами из прошлого монахини Энн. Однако абсурдный сюжетный ход поневоле сделал комической битву отца Данте и демона за душу монахини Энн. Как будто два кавалера дерутся за женщину! Почему демон так привязался к Энн, которую впервые встретил ещё ребёнком, – та еще загадка. В голову приходят лишь неприличные смыслы, но их лучше не озвучивать.

Берегитесь! Здесь живут Спойлеры!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)