DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Живопись уродства

Живопись и искусство многозначны, хотя непосвященному человеку может показаться иначе. Часто картины нужно воспринимать символично, особенно изображающие уродства – как выдуманные художником, так и вполне реальные дефекты. В первом случае их стоит рассматривать как символическое выражение внутренних ощущений художника, попытку в образах и символах передать убеждения, показать свой внутренний мир, а также как способ высмеять пороки и мнимые идеалы общества. Такие картины обычно вызывают целый спектр эмоций: отвращение, негодование, смех.

Во втором же случае художник изображает физические уродства, уродства тела, максимально похожие на натуру. Они вызывают ужас, удивление и интерес, смешанные с сопереживанием. Об этом наша статья.

Квентин Массейс. «Уродливая герцогиня»

«Уродливая герцогиня», ставшая прообразом Герцогини, изображенной Джоном Тенниелом на иллюстрациях к книге «Алиса в Стране чудес», – гимн уродству в изобразительном искусстве. На картине изображена женщина в возрасте с неприятной внешностью, которую дополняет безнадежно устаревшая манера одеваться. Ее гипертрофированная грудь с дряблой старой кожей крепко стянута шнуром корсета, а тонкие волосы спрятаны под чепчиком с белой вуалью и огромной брошью из золота, бриллиантов, жемчуга. В руке престарелая дама держит бутон красной розы – единственный свежий элемент, напоминание о настоящей молодости и красоте.

«Портрет пожилого мужчины» и его уродство

По мнению отдельных критиков, картина «Уродливая герцогиня» – это одна из двух частей большого изображения, на котором нарисована пара стариков. Говорят, что вторая половина, «Портрет пожилого мужчины», хранится в частной коллекции в Нью-Йорке, а бумажную ее версию можно увидеть в одном из музеев Парижа. Критики считают, будто «Уродливая герцогиня» и «Портрет пожилого мужчины» в совокупности являются карикатурой на стремление некоторых стариков казаться моложе и красивее, чем на самом деле. Исследователи утверждают, что картина «Уродливая герцогиня» полна символизма. На ней нет ничего случайного и пустого. Каждый ее элемент – это определенный посыл, который автор пытался донести до зрителя. Так, изображенный в руке цветок выступает символом потенциальных сексуальных отношений. Огромная, но дряблая грудь, закованная в корсет, является выражением плотских соблазнов, которые дама готова предложить, а спрятанные в чепце в виде рогов волосы – символом дьявольского начала. Критики говорят, что, изображая пожилую женщину в подобном виде, художник хотел показать абсурдность и смехотворность такого ее поведения, ее физическое и духовное уродство.

А что, если физические уродства «герцогини» реальны? В 2008 году искусствоведы пришли к выводу, что эта картина – не карикатура, на ней изображена все-таки реальная женщина. Подключившиеся к исследовательской деятельности медики подтвердили, что натурщица, с которой Массейс писал «Герцогиню», выглядела так же, как на картине. Ее уродство стало следствием хронического заболевания – последней стадии болезни Педжета. По другой версии, она была больна акромегалией, провоцировавшей такие деформации.

Маргарита Тирольская и ее связь с картиной «Уродливая герцогиня»

С кого же знаменитый художник писал свою герцогиню? Существуют разные предположения, но самой правдоподобной считают версию с Маргаритой Маульташ – последней правительницей Тирольского графства. Она пришла к власти в возрасте 17 лет, после смерти отца, Генриха Хорутанского. Прозвище Маульташ, «губастая» или «рот мешком», впервые дали женщине еще в 1366 году в «Саксонской всемирной хронике». Впоследствии ее называли и другими нелестными словами: Медуза, Большой рот, Рот-торба, и Уродливая герцогиня в том числе. Это значит, что картина с «Уродливой герцогиней» вполне может быть настоящим портретом Маргариты.

Бернардо Строцци. «Старая кокетка»

Сюжет, похожий на предыдущий, можно увидеть на картине Бернардо Строцци «Старая кокетка». На ней изображена старуха с розой в руке, сидящая в откровенном наряде перед зеркалом. Дама в возрасте всматривается в свое отражение и как будто надеется увидеть в нем былую красоту. Дополнить ее она собирается цветком розы и флердоранжем – символом любви и замужества, увядающей, но пленительной красоты.

На этой картине старуха как будто выбирает между двумя соблазнительными цветками, ожидая помощи от молодых служанок. Девушки-служанки по сюжету являются полной противоположностью своей хозяйки, располагаясь напротив нее. Они не желают помогать старухе в «омоложении», а только смеются. Это вызывает у женщины тревогу и сомнения. В ее взгляде, который можно увидеть в зеркале, заметно гнетущее волнение.

Критики утверждают, что на этой картине изображено уродство души и дряблого тела некоторых женщин, стремящихся быть молодыми и привлекательными вопреки всему (и времени – в том числе). В своем стремлении остановить старость они используют разные инструменты: одеваются откровенно, по моде, но не по возрасту, используют украшения, свежие живые цветы, при этом не понимая, что старость своего тела они этим не маскируют, а только подчеркивают, вызывая у окружающих отвращение и смех. Художник усиливает эти смыслы и ощущения от просмотра изображения, добавляя на картину одновременно живую розу (символ увядающей жизни и молодости), флердоранж (цветок невест), жемчуг (символ хрупкости жизни человека в сравнении с вечностью камня) и бархатцы (участник погребальных церемоний и символ смерти). Он как будто желает показать уродливость стремления молодящихся женщин стать живыми и свежими, будучи дряхлыми и полумертвыми в действительности.

Разные художники. «Бородатая женщина»

В XVII веке популярность приобрел портрет бородатой женщины, который иллюстрирует реальное уродство – избыточные волосы на женском лице. Портреты с таким «сюжетом» писали многие художники, а вот моделью для этой картины стала настоящая бородатая женщина – Барбара ван Бек, которая родилась в Баварии в 1629 году. Ее странность, ставшая впоследствии очевидным уродством, была врожденной болезнью. Густые волосы покрывали почти все лицо Барбары с самого рождения. Они же послужили причиной ее социальной изоляции, в результате которой женщина стала «монстром» – участником цирка уродов.

Уродство Барбары вызывало у зрителей не столько страх, сколько неподдельный интерес, что привело ее к популярности и богатству. Благодаря ему же Барбара удачно вышла замуж и даже родила здорового ребенка. В результате многие граверы и художники стояли в очереди, чтобы изобразить женщину на своих картинах в разных вариациях. При этом они всегда рисовали ее в дорогих и красивых платьях, наравне с представительницами высших классов. Портреты Барбары никогда не задумывались как карикатуры и повод для смеха и никогда таковыми не были.

Питер Брейгель. «Калеки»

На картине Питера Брейгеля «Калеки» изображена целая группа людей с уродствами, окруженная красными кирпичными стенами. У них частично или полностью отсутствуют конечности, те или иные органы, а в глазах читается страх и безнадежность. На картине с простым и понятным названием художник изображает мир уродов, с которым обычный человек старается не сталкиваться. Автор не только приковывает взгляд зрителя к картине, но и заставляет всмотреться в образы, задуматься о жизни этих людей и об изоляции, в которой они оказываются.

Брейгель показывает, что калеки на полотне когда-то были такими же, как и остальные – здоровые – люди. Теперь их считают неполноценными, вызывающими отвращение и страх, живущими за ментальными и реальными стенами. Окружающие видят в них лжецов и симулянтов, о чем художник говорит, изображая на спинах больных лисьи хвосты. Возможно, так Брейгель передавал свое видение мира, пытаясь изменить мир к лучшему.

Михаил Врубель. «Портрет сына»

Мрачным изображением уродства можно назвать и картину Михаила Врубеля «Портрет сына». На ней художник изображает в холодных и жутких тонах любимого ребенка, которого всегда считал красивым, умным и светлым мальчиком. Врожденный дефект малыша – «заячья губа», сопровождающаяся слабостью, плохим здоровьем, из-за чего жена художника, известная оперная певица, оставила сцену и посвящала все свое время сыну. Сам же Врубель вынужден был много работать, чтобы обеспечивать нужды семьи, что привело его к депрессии.

Малыш выглядит на картине испуганным и серьезным одновременно. В его глубоких синих глазах читаются скорбь и печаль, усталость и страх. Видимо, уже тогда художник думал о возможной смерти сына, изображая его смертельно бледным, в плетеной коляске, в пепельно-розовых подушках, на фоне блеклых желтых и сиреневых цветов. Вся картина целиком выглядит трагично и тревожно, напоминая траурный портрет.

Люсьен Фрейд «Социальный смотритель спит»

На картине «Социальный смотритель спит» изображена женщина –Сью Тилли, социальный работник с лишним весом. Все ее 127 килограммов были объектом для восхищения Люсьена Фрейда, а вот для публики стали современным символом уродства, который вызывает отвращение и негодование. Написана картина не так давно – в 1995 году, хотя по сюжету этого не скажешь. Она имеет внушительные размеры: более двух метров в длину и трех метров в высоту. При этом большую часть полотна занимает изображение огромного голого бесформенного тела, расположенного на диване. Именно поэтому это полотно, напоминающее картины эпохи Возрождения, многие ныне считают художественным гимном всему отвратительному и безобразному.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)