Название Back 4 Blood не просто так отсылает к знаменитому зомби-шутеру Left 4 Dead. Студия Turtle Rock, ответственная за хитовую дилогию, уже с самого начала не скрывала, что делает своеобразную третью часть, или духовного наследника серии. Получилось ли — вопрос открытый.
Немного контекста
Будучи чуть ли не пионерами в асимметричном мультиплеере, где противоборствующие стороны имеют незеркальные способности, студия попробовала развить эти идеи в шутере Evolve. В нём команда из четырёх охотников-игроков пыталась уничтожить крупное чудище, роль которого брал на себя еще один живой человек. Соответственно, у монстра была цель выжить и уничтожить угрозу, что достигалось постепенной эволюцией. На бумаге этот концепт выглядел очень интересно, но реализация оказалась не такой успешной. Не помогло даже переиздание игры в бесплатном формате. Несмотря на то, что мультиплеерный формат 4vs1 в скором будущем начнет себя проявлять намного лучше, эта неудача поставила под вопрос даже дальнейшее существование Turtle Rock.
Тем не менее время расставило всё по местам. Разработчики решили больше не рисковать и взялись за проект, который у них уже однажды получился — Left 4 Dead. В силу того, что права на название принадлежат Valve, к которой Turtle Rock уже не относится, пришлось выбрать другое имя для готовящегося шутера, но такое, чтобы однозначно передавало суть. Так появилась Back 4 Blood.
На старых рельсах
Концепция предельно знакомая. Четверо игроков выбирают себе персонажей и продвигаются вперед от убежища к убежищу, отбиваясь от орд зомби и особых зараженных и выполняя по пути заготовленные сценарием задания. Как и прежде, сюжет тут выстроен по заветам Джона Кармака — он настолько же важен, как и в порно. Но даже если вам захочется погрузиться в него, скорее всего вы столкнетесь с проблемами. В общей суете слушать диалоги персонажей не хватает времени, а читать субтитры и подавно. Да, игра локализована не полностью, а только на уровне текста. В целом это не мешает игровому процессу, ведь в Back 4 Blood вы будете ходить не за сюжетом, а за геймплеем.
Центральная часть игрового процесса — стрельба по зомби и мутантам — выполнена на просто хорошем уровне. В эпоху, когда шутерные механики достигли крайне высокого качества, Back 4 Blood не вызывает никакого вау-эффекта. Разные типы оружия ощущаются по-разному, со своими особенностями и ситуативным применением. Арсенал выживших, помимо различных аптечек и гранат, также пополнился гаджетами, например электрошокером, который позволяет вырваться из захвата или ловушек мутантов. К слову, они недалеко ушли от особых заражённых из Left 4 Dead. Тут вам и толстяки, которые изрыгают рвотные массы, привлекающие зомби, и охотники, способные пригвоздить выживших к земле. Откровений нет, хотя любопытные экземпляры вроде Карги, которая может утащить героя под землю, иногда попадаются. Зато каждый тип таких мутантов обзавелся своими представителями с разными особенностями. Так, один представитель «громил» использует гипертрофированную руку, чтобы наносить тяжелый удар по персонажам, другой — ловит выжившего в захват. Проблема состоит в том, что выбранный визуальный дизайн не позволяет отличить одного от другого. Все они выглядят почти одинаково даже в упор. Эту проблему не решает, к сожалению, и звуковой дизайн. Если в Left 4 Dead можно было заранее понять, какие угрозы находятся поблизости, то здесь всё плачевно и приходится ориентироваться по большей части на крики своих товарищей по команде.
Козырная карта
Так как сравнений со «старшим братом» не избежать, давайте сразу обозначим, что одна из особенностей Left 4 Dead отсутствует в свежей игре. А именно — PvP-прохождение кампании, когда одна сторона выступает за выживших, а другая — за особых зараженных. Поначалу это показалось очень большим упущением, пока Back 4 Blood не достала из рукава козырь, меняющий на корню всё. Это карточная система. Да, тут можно повести носом, справедливо задать вопрос: «А зачем это нужно?» Давайте разбираться.
В игре есть 8 персонажей, каждый из которых обладает своими способностями. Кто-то может носить больший боезапас, кто-то эффективнее лечит союзников, и всё в таком духе. Уже чувствуется какая-то затравка для ролевого отыгрыша. Так вот, помимо выбора своего героя, перед игроком стоит задача собрать свою колоду карточек, которую он возьмет на текущую миссию. Каждая карточка имеет свои бонусы, а в некоторых случаях и негативные эффекты. Их вариации самые разные и могут оказывать эффект как на одного персонажа, так и на всю команду. С учетом того, что карточек в колоде можно таскать до двадцати штук, а их эффекты суммируются, можно собрать такую комбинацию, которая будет кардинально менять весь геймплей. Создать себе крепкого рукопашника, который получает бонусы и лечение от убийства бейсбольной битой, или стелс-персонажа с кучей гаджетов, наносящего колоссальный урон из оружия с глушителем, — это вполне рабочие варианты.
И тут нужно обозначить две особенности. Во-первых, колода не активируется вся разом. В начале миссии игроку даётся лишь несколько карточек из нее, а остальные «выпадают» по результатам прохождения этапа кампании. Из-за этого мгновенно ворваться в бой максимально прокачанным героем не выйдет. К тому же разнообразие карточек открывается постепенно. Во-вторых, на миссиях действуют собственные модификаторы: где-то стоит стрелять аккуратнее, чтобы не спугнуть птиц, привлекающих зомби, а на каких-то локациях стелется туман, мешающий не только далеко видеть, но и скрывающий состояние сопартийцев. То есть свою колоду приходится выбирать зачастую и исходя из состояния окружения. Если при первом прохождении кампании на низкой сложности это не особо весомый момент, то в перспективе приходится быть внимательнее.
Помимо такой метаигры с колодами, есть еще одно существенное отличие от Left 4 Dead: в самом начале каждой миссии, в убежище, происходит этап закупки. За внутриигровую валюту можно приобрести новое оружие, обвесы на него, гаджеты, восполнить боезапас, а также приобрести дорогие, но крайне полезные улучшения на всю команду. И если возникает насущный вопрос, есть ли в игре донат, то ответ «нет». Всё честно. Деньги зарабатываются за прохождение и подбираются непосредственно на локациях.
Такой подход вносит определенные корректировки и в левел-дизайн. Если в Left 4 Dead каждый уровень представлял собой длинную кишку с минимумом ответвлений, то в Back 4 Blood структура стала более комплексной. Та же кишка, но в ней стали появляться более обоснованные ответвления и открываемые специальным набором отмычек двери, за которыми можно найти валюту и припасы.
Такая сложная система объясняет, почему разработчики отказались от PvP-кампании — такую вариативность трудно адаптировать под состязательный геймплей, поэтому противоборство вынесли в отдельный режим. Сложности возникли и в балансе. Даже на легком уровне игра не чурается выпускать на выживших сразу толпу особых зараженных, а неправильно собранный билд может поставить под угрозу всё прохождение. На высокой сложности приходится совсем глубоко погружаться в метаигру и быть готовым перезапускать миссии по несколько раз.
Подобный синтез зомби-шутера и карточной игры поначалу может очень сильно отпугнуть потенциальных покупателей, и их за это нельзя винить. От игры, которая позиционируется как духовный наследник Left 4 Dead, ждешь минимум заморочек и максимум веселого командного геймплея. И все же нельзя не отметить, что под кажущимся «безопасным проектом» Turtle Rock решили провести достаточно рисковый и интересный эксперимент, у которого есть потенциал. Да, на текущий момент в игре не всё гладко и многое требует доработки. Но если дать Back 4 Blood шанс, она может заиграть совершенно новыми красками.
Комментариев: 0 RSS