DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Хрящик

Дата регистрации: 2020-12-08 12:09:44

Ник: Хрящик

Комментариев: 20

Я в социальных сетях

Комментарии

  • 24. Финал
    2022-12-25 08:03:46

    Интересный факт. Ирина Епифанова всегда точно попадает оценкой в победителя (отдает двузначное число баллов рассказу, который в итоге занимает первое место):

    2015: Ирина Епифанова отдает 12 баллов победителю – рассказу "Костяной"

    2016: 12 баллов – "Ю"

    2017: 12 баллов – "Зеркало Муаран"

    2018: 10 баллов – "И наступила"

    2019: 12 баллов – "Шуга"

    2020: 13 баллов – "Курьи ножки"

    2021: 13 баллов – "Морские пейзажи"

    Это сумасшедшая точность попадания, семь из семи! Александр Прокопович, например, за три своих судейства дважды давал победителям два балла – "Морские пейзажи" в 2021 и "И наступила" в 2018.

    То есть, хочешь узнать победителя заранее – смотри, кому Ирина отдаст двузначный балл, а Александр при этом, наоборот, довольно низкий. А если без шуток, то это говорит только об одном – Епифанова отлично разбирается в русском хорроре, в его трендах, закономерностях и направлениях движения.

    Что вполне логично.

  • 01. Правила
    2022-12-05 18:55:46

    Неконфетка, практически всегда понятно, какие рассказы из группы точно выйдут, и есть рассказы, которые понравились, но в ТОП-5 не помещаются. Считаю, что нет ничего ужасного в том, что не дам баллов рассказам, которые точно пройдут дальше, и дам тем, которые чуть слабее (или более нишевые), но в список не поместились. В десятку я бы уместил все, но пятерки лично для меня слишком мало, приходится изворачиваться (мне без разницы, займет ли потенциальный рассказ-финалист первое или второе место во втором туре, зато буду очень расстроен, если симпатичный рассказ, который в моем топе должен бы был занять шестое место, из-за меня пролетит мимо следующего раунда).

  • 18. Второй тур. Группа Дж. Вана
    2022-12-02 08:44:23

    Вообще группа получилась неплохая. Не было рассказов, чтобы аж "Ого! Шикарно!", но многое понравилось. Топ-5 оказалось недостаточно, чтобы всех отметить. Теперь велик соблазн вообще не давать баллов главным фаворитам (они хорошие, но однозначно пройдут в полуфинал и без меня) и помочь рассказам, чье конкурсное будущее пока под вопросом. Впрочем, над этим я еще подумаю.

    В который уже раз заметил, что ни один рассказ не смог ни то что напугать, а даже и просто поволновать. Видимо это от избытка прочитанных хорроров - интересно, конечно, было бы на время очистить мозг от всех романов и рассказов ужасов и подрожать, как Никитка, от каждого "БУ!" и клыкастой твари с черными глазами. Я это к тому, что критерий "насколько это страшно", вероятно, при раздаче баллов вообще использовать не буду. Зачем оно, если уже не страшно ничего. :(

    Средний литературный уровень, по-моему, по группе неплохой, думаю, некоторые из рассказов мы точно еще увидим в авторских сборниках, услышим в озвучках и, чем черт не шутит, почитаем в ССК-2024.

    Словом, спасибо, группа Дж. Вана, с вами было нескучно.

  • 18. Второй тур. Группа Дж. Вана
    2022-12-02 06:56:16

    Штопка

    Написано бодро, читается легко, но я такие штуки не очень люблю - контурные наброски персонажей, а дальше действие-действие-действие. Все, что у автора было - и мертвые дети, и зомби, и сатанинские мобильники, и башни из гробов, и ножевой бой с трупом, все пришлось ко двору, все бегают, дерутся, кричат, ползают и стонут. Я, честно сказать, устаю от такого потока экшна, мне бы побольше на героя посмотреть, в голову к нему заглянуть и вместе с ними порефлексировать. Но дело вкуса, разумеется. Это все равно нормальный, бойкий, лихой рассказ. Я думаю, он хорошо выстрелит в озвученном виде (чтецом с тембром как у Покровского) - слушатели такие бодрые вещи очень любят.

    Угадайки пока нет, но я бы с высокой долей вероятности предположил, что это Громов - у меня от каждого его рассказа ровно такое же впечатление. Совершенно не мое, в топ-5 не поместится, но рассказ нормальный - в топ-10 взял бы на нижние места.

  • 18. Второй тур. Группа Дж. Вана
    2022-12-01 12:42:37

    Юрка, я даже не уверен, что рассказ в полуфинал выйдет, какой уж тут финал.

  • 18. Второй тур. Группа Дж. Вана
    2022-12-01 08:29:54

    Пустая невеста

    Триллер про женщину, над которой надругались, а она потом кроваво отомстила. Очень популярный в кино сюжет в литературе используется редко - понятно почему, тут сложно изобрести что-то новое. Впрочем, отдадим автору должное - над антуражем он поработал, картинка рисуется сочная, все объемное, все течет, сверкает, играет и пахнет. Деревня живая, образы прекрасные. Стилистически тут, конечно, опасно близко к "охтыгойеси", но грань, за которой инда взопревают озимые автор не переходит, умело останавливаясь буквально в сантиметре, так что и атмосфера передана блестяще, и от портянок никто не колдобится. Косяков по тексту тоже не заметил (впрочем, есть вопрос по поводу "плясать на базарах за медяки, задирая юбку до лодыжек" - до лодыжек-то не низковато? повыше бы? слово "задрать" все-таки подразумевает какой-то более решительный подъем кверху).

    А вот сюжет... Не знаю. Наверное, я испорчен кинематографом: rape-and-revenge уж очень затасканная и переиспользованная тема. А тут еще и героиня "не такая, как все". То есть, это буквально манипулятивное комбо. Кстати, в фильме "Одичавшие" изнасилованную до полусмерти девушку "оживляет" для свершения мести индейский дух, что вообще в полушажочке от вашего Хозяина.

    Впрочем, ладно. Формульные истории на ЧД нередко выступают очень хорошо, тем более повторение, как известно, мать учения. В плане языка и стиля у вас, автор, полнейший порядок, персонажей вы выписывать тоже большой мастер, до полуфинала доберетесь точно. Не могу сказать, что буду болеть за ваш рассказ, но баллов, наверное, насыплю, куда уж тут деваться.

  • 18. Второй тур. Группа Дж. Вана
    2022-12-01 07:29:08

    Пропавший без вести

    Здесь как будто два рассказа слепили в один - один чуть ироничный и обстоятельный, про человека, который придумывает, как бы ему ловчее пропасть без вести. В этом первом рассказе человек сидит над картой и красит велосипед - нам нарочито досконально описывают каждый шаг героя, вот буквально тут он сверился с атласом, взял бутылочку воды, переоделся. Все это длится ровно до половины объема текста и вообще вполне срабатывает - ты погружаешься в эту обстоятельную дотошность, будто под гипнозом следишь за действиями персонажа. Кажется, что это такой странный магический гиперреализм, что сейчас через всю эту впечатляющую рутину начнет прорастать фантастическое - таинственный невроз героя обязан иметь мистическую подоплеку. И прямо предвкушаешь.

    Но ровно с середины как будто начинается новый рассказ - герой встречает то ли Время, то ли Смерть, предстающую в обличии женщины разных возрастов, они общаются, нас немножко пугают, напоминают о круговороте жизни и смерти и начисто забывают о гипнотизирующей рутине из первой части. Происходит еще какая-то суетливая ерунда, а потом герой многозначительно умирает.

    Написано неплохо, добротным мастеровитым стилем. Но с историей все хуже. От первой половины - приятное покалывания в пальцах, чувство, будто впадаешь в легкий транс. Это прямо высший класс. А во второй все испортилось и разложилось на душноватую притчу и на липовый мед.

    Очень жаль.

  • 18. Второй тур. Группа Дж. Вана
    2022-11-30 11:48:36

    Котолак, да там и автор нулевые не идеализирует, но, вероятно, у него какие-то важные события в то время происходили (может, был подростком, а, может, студентом, впервые влюбился или отчаянно тусил). И он совершенно намеренно пытается выстроить из деталек образ хорошо ему памятного времени, чтобы потом сквозь него проросла тьма. Получается так себе (я ниже писал про рассказ, он в целом, конечно, слабый), но тут хорошо видно, что и как автор пытался сделать - не получилось, потому что опыта и мастерства не хватает.

  • 18. Второй тур. Группа Дж. Вана
    2022-11-30 11:13:18

    Котолак, тогда поломается важный для автора антураж "России поздних нулевых" - там прямо чувствуется за кулисами истории, как автор старается создать атмосферу, погружение в вот эти форумы, ролики про Дэвида Блейна, президента Медведева, специфические шутки. Рассказ, конечно, ученический, но автор все равно молодец, потому что пытается погрузить читателя в комфортную среду спокойных нулевых, укрыть одеялом эскапизма, а потом выбить почву всем вот этим своим хоррором про вытянутые шеи. Очень неуклюже, но намерения правильные, направление мысли тоже верное. Мне думается, что избиение вот этого конкретного автора и нагоняи за матчасть - такая себе затея, это как ученика бить по пальцам линейкой (жестоко и с педагогической точки зрения сомнительно). Особенно, когда видно, что ученик старается и мыслит в верном направлении.

    В принципе, у меня даже есть шальная мысль дать автору балл, чтобы поощрить и мотивировать.

  • 18. Второй тур. Группа Дж. Вана
    2022-11-30 09:20:37

    Межгалактические наёмники. Сага

    Это хороший рассказ, от которого у меня осталось ощущение полной, что ли, несбалансированности. Экспозиция просто гигантская, она очень плавно перерастает в завязку, а потом вжхух-вжух и размытая развязка.

    Герой скитается по станциям с длинными японскими названиями, думает про аниме и релокационный пакет, про отель из фильма "Трудности перевода", нам рассказывают про ребенка, который переболел джей-попом и озвучил енота. Количество деталей нарастает, кажется, что впереди, как минимум, повесть. А потом все это дело ужимается в шар который стремительно катится до, в общем, яркой, но совершенно бестолковой концовки.

    Написано здорово, читать интересно, есть чудесные языковые находки, но не покидает ощущение, что автор все это дело писал, так и не решив, как заканчивать историю, как использовать все то, что он на драйве сочинил. Концовка, как будто, должна была родиться сама: всем этим отелям, аниме, папамерам, енотам и играющем на электрогитаре сыну-полиглоту предстояло слиться во что-то грандиозное и взорваться фейерверком. А она не слилось и не взорвалось, бывает. Пришлось стыдливо уходить в размытые фигуры материализующихся фоморов. И это "Космос на нашей стороне, сын", конечно, выглядит эффектно, производит сильный сиюминутный эффект, но историю не завершает, а бросает валяться в каком-то полузакрытом, скомканном состоянии. И, главное, возникает подозрение, что все эти еноты, аниме, портреты Саб-Зиро, писатель Саймак и Супер Нинтендо были просто... фансервисом?

    Это все равно хороший рассказ, в нем есть стиль, есть магия слова, его интересно читать, но полюбить его и отчаянно за него болеть - нет, никак.

  • 18. Второй тур. Группа Дж. Вана
    2022-11-30 08:43:28

    Правильный маршрут

    Не очень понятно, как этот дурной трэш про последовательное перемалывание (!) шести голых детей в унитазе (!!) вышел во второй тур. Но спасибо, что коротенько.

  • 18. Второй тур. Группа Дж. Вана
    2022-11-30 08:03:39

    На привязи

    Ситуация для хоррора отличная - экоактивисты, привязавшие себя к дереву. Беспомощные и беззащитные, сам бог велел таких слопать, конечно. Ну и слопали, да. Написано ловко, но все равно дальше крепкой категории "Б" вывести историю не удалось - автор сам загнал себя в жесткие рамки, использовав карикатурных персонажей и самый очевидный перевертыш (т.е. они природу глупо защищают - природа их и убивает). При этом из имеющегося материала автор выжимает все - есть и ностальгия, и романтика, и чуть социального комментария, и капелька психологизма.

    В общем, это добротная работа умелого ремесленника - все хорошо подогнано, поставленная задача решена, персонажи прописаны ровно настолько, что за ним занятно следить, но кончина их не вызывает сильного дискомфорта, чудища лезут, кажут рыла из темноты и чего-то там хрустят и хрюкают. Хороший, крепкий рассказ, начисто лишенный поэтики, божьей искры, исканий. Качественный прессовочный материал, которым заполняют пустоты в добротных авторских сборниках - обедни не портит, читается с интересом, забывается через пять минут.

  • 18. Второй тур. Группа Дж. Вана
    2022-11-29 17:13:27

    Комната и кнопка

    Видел, как где-то жаловались, что в русском хорроре маловато экспериментов. Ну, черт его знает, в нашей группе экспериментов с избытком и, как по мне, лучше бы их было поменьше. В общем, тут какой-то замысловатый поток сознания, который весь мимо меня утек. Ничего не понял.

  • 18. Второй тур. Группа Дж. Вана
    2022-11-29 14:58:33

    Коллекция

    Прямая, как линейка, ровная, бесхитростная мистическая история со всеми обязательными компонентами: наследство, огромный особняк с загадками, проклятый артефакт, испорченные богачи, ответственность за грехи отцов. История на сорок тысяч символов, но по ощущения на все сто - физически устал, пока читал. И написано сносным языком, и особенных ляпов нет, и сюжет более-менее стройный, но, честно, все это мучительно скучно. А еще здесь самый ужасный женский образ среди всех прочитанных за два тура рассказа - жена героя просто сосредоточение всех возможных мерзостей, ни намека на какую-то глубину образа, ни малейших попыток создать реалистичный характер, это просто говорящая табличка с надписью "меркантильная дрянь". Впрочем, тут все герои просто говорящие болванчики без индивидуальных черт.

  • 18. Второй тур. Группа Дж. Вана
    2022-11-29 14:12:32

    Истинная природа

    Правильно ли я понял, что истинная природа героя - рыба? И весь рассказ - это путь к открытию этой природы?

    В отрыве от конкурса это хороший рассказ, написан умело, текст живет и играет, особенно в "офисной" части. Там прямо блеск, как будто сам в этом бизнес-центре побывал. Но баллов отсыпать не смогу, потому что при всем старании не могу найти здесь хоррора, мистики, триллера, да хотя бы чего угодно "страшного".

    Я не люблю все эти дискуссии на тему "хоррор" - "не хоррор", мне от рассказа для прохождения теста на жанр всегда достаточно и робкой попытки автора напугать меня, сделать тревожно или хотя бы дискомфортно. Но тут я даже с лупой ничего такого не могу найти. Это добротный офисно-магический реализм, который, в общем, вполне доволен своей жанровой принадлежностью, разговор с читателем ведется честный и открытый, нет даже маскировочного фигового листочка. Автор, наверное, сам все знает, понимает и решением поставленной перед собой задачи вполне доволен.

    P.S. Рассказ, кстати, немного напомнил "Куш" Газизова с одной из стародавних ЧД. Газизов стилист, конечно, куда более матерый, но по вот этой теме - магия познания мира и своего места неприкаянным офисным человеком - рассказы точно братья. Но "Куш", конечно, был тревожным кошмаром страждущего сознания, тогда как здесь облегченный выдох нашедшей себя души.

  • 18. Второй тур. Группа Дж. Вана
    2022-11-29 10:00:44

    Интерфейс для двоих

    Здесь прямо чувствуется благородная ярость классиков киберпанка, желание шатать устои и ломать нормы, стремление механизировать язык и сделать стиль частью истории. Наверное, получилось, но для меня как-то чересчур авангардно - история заставляет читателя трудиться, но в награду, будем справедливы, не дает почти ничего. Социальный комментарий считывается, автор молодец, но мне все это показалось не очень интересным.

    Кстати, хорошо бы смотрелось в виде кислотной короткометражки, со вспышками, вбивающими сцены прямиком в мозг: герой просыпается, вспышка, бушует, похожая на свалку скотомогильника толпа, вспышка, поцелуй охранницы, вспышка. Все это под злой биг-бит.

    В общем, не мое, но я понимаю, почему рассказ прорвался через сито первого тура. Не удивлюсь, если пройдет и дальше.

    Ну и вообще, конечно, хорошо, что авторы не боятся экспериментировать.

  • 18. Второй тур. Группа Дж. Вана
    2022-11-29 09:22:59

    Душеловы

    Здорово написано, красивые обороты, исполнен рассказ на высоком уровне. Какие-то, может, огрехи и есть, но читается с таким интересом, что глаз за них совершенно не цепляется (разве что в самом начале героя описывают как тугодума, мол, все детство били по голове, а дальше об этом забывают - для тринадцатилетнего парнишки он очень сообразительный). При этом все время не отпускало впечатление, что это игрушечный спектакль, тряпичный гиньоль - все чего-то злодействуют, рычат, отрубают руки, но воспринимается это как постановка с куклами. И стиль тому способствует, и метафоры - пишет автор, что луна похожа на потрескавшееся яйцо и сразу представляешь, как над декорациями вешают на веревочках сваренное вкрутую яйцо с трещинами. С тенью происходит неладное - и видишь, как человек руками театр теней устраивает. Создания из костей - вот они, из куриных косточек заботливо склеенные рукой бутафора костяные зверушки. И где-то за кулисами завывает, изображая звуки жуткого подземелья, шумовик.

    В общем, рассказ хороший, но эмоции вызвал противоречивые. При прочих равных я ему, наверное, предпочту что-то более тревожное, натуралистичное, да и просто страшное, но это сугубо конкурсная издержка. В полуфинал рассказ проходить должен.

  • 18. Второй тур. Группа Дж. Вана
    2022-11-29 07:05:26

    День Кровоглата

    Здесь одновременно несколько типовых сюжетов хоррора - поселение сектантов и найденное видео. Сильно ругать рассказ не буду - он откровенно ученический, со всеми присущими таким текстам родовыми пятнами: тавтология в первом же предложении ("За окном начинало накрапывать, и маленькие капли всё сильнее и сильнее начинали стучать по стеклу. Сезон дождей в Северомальске начался неделю назад" - начинало, начинали, начался), канцеляризмы (все эти "усилившийся дождь не склонял к долгим разговорам"), просто безумные перлы, вроде "Вдруг заметил за трибуной какой-то лежачий квадрат. Я поднял его. Это оказалась икона." или "растянутое лежбище для головы создавало жуткое впечатление" (лежбищем для головы автор называет шею).

    И сама история - дженерик, собранный из кусков разного (приятного сердцу автора) хоррора. Но, как я уже сказал, ругать не буду и вот почему: в рассказе есть реально жуткий образ, странная девочка, которая среди ненормальных людей записывает ролики про кукол и подружек. Здесь, по-моему, четко видна точка, с которой пойдет дальнейший рост: автор умеет пугать, на глубинном уровне, наверное вообще пока интуитивном, но умеет. "Лежачие квадраты" и "лежбища для шеи" со временем пройдут, текст станет лучше, история стройнее, выправятся язык и стиль, и вот тогда умение сделать страшно очень пригодится.

    Второй тур, наверное, для "Дня Кровоглата" пока максимум, но дальше, думаю, обязательно будет лучше.

  • 18. Второй тур. Группа Дж. Вана
    2022-11-28 13:02:48

    Августовский фонарь

    Еще один типовой сюжет хоррора - "возвращение в город детства". Интересно придумано с барельефами, хорошо обыграно тема вины провинциала, покидающего депрессивный город. Но в остальном, к сожалению, слабовато: угловатый текст, тяжелое начал с избытком информации, громоздкие предложения, канцелярит ("Обычно любые нюансы происхождения и социальных перспектив никого из них не волновали" - автор, это ужасно), чрезмерная атрибуция диалогов. Пояснения в скобочках, вот это - "(двенадцать лет, двухтысячный год, ни у кого из друзей ещё мобильного-то не было)" - катастрофа, нельзя так с художественным текстом.

    Персонажи одинаковые - потрачено несколько больших абзацев на описание внешности и характеров, а разговаривают они совершенно на один голос.

    Автор, мне нравятся у вас отдельные удачные находки - хорошо обыграно имя героя и связанные с ним страдания, метко про то, что города никогда не строят депрессивными, но литературный уровень все-таки ниже среднего.

    Могло бы спасти, если бы косяки текста растворялись в истории, но и тут не сложилось - тяжеловато, избыточно, очень много воды.

    В итоге это не плохо, но, увы, и не хорошо. Во второй тур рассказ вышел заслуженно, но, боюсь, здесь он и останется. Хотя посмотрим, конечно, что там еще у нас в группе.

  • 18. Второй тур. Группа Дж. Вана
    2022-11-28 08:18:54

    Ab ovo

    Написано неплохо, хотя подбешивает чередование в авторском тексте "Шагин" и "Василий". Ни от каких повторов это не избавило, а понимать текст стало сложнее - персонажей много, у всех имена и фамилии, зачем читателя дополнительно запутывать? Назвали в авторской "Шагиным" так уж и продолжайте до конца.

    Понравилось, как умело держит автор интригу, понравилось внимание к деталям. А вот что не понравилось, так это опять уже эта в стотысячный раз отработанная в русском хорроре тема: "государев человек едет в провинцию и встречает там хтонь" с обязательным противопоставлением прогресса и традиции, мужичками с просторечным говорков, глуповатым местным милиционером-краснорубашечником. Ну сколько можно, каждый год такие десятками родятся! Вот автор провел исследовательскую работу, продумал идею, собрал добротного персонажа, а сюжет и антураж... да и чего их там особенно придумывать, есть же готовые лекала. Ну офигеть теперь.

    Ну и мне не вполне понравился финал - такое все сформованное и старательное к концу развалилось в суетливую абстракцию с репликой-объяснялкой. Я понимаю, чтобы обстоятельно завершить историю не хватило знаков, но чего ж раньше-то об этом не подумали? У вас экспозиционный диалог с Дятловым на три страницы, а концовка - чирк по горлу, каханы, будем править, сочится бурое и пошло размытие. Дисбаланс.

    Посмотрим, что еще в группе будет. Пока скорее нет, чем да (особенно при наборе всего пяти рассказов для ТОПа), но чем черт не шутит - все-таки стиль приятный, главный герой написан хорошо и умело, есть интрига. Подумаю, в общем.