DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

37. Финал. Отзывы Александра Рязанцева

Александр Рязанцев

Журналист, литературный критик - газета «Литературная Россия».


«Гости»

К сожалению, один из самых неудачных рассказов в представленном конкурсе. Несмотря на удачное обращение к сюжету детских страхов, рассказу не хватает не только корректуры, но и редактуры – иногда попадаются очень любопытные сравнения вроде «пальцы согнулись корявой лапой», эффект от которых буквально сразу нивелируется обращением к избитым штампам (тоже штамп, что верно, то верно). Сюжет не сильно примечательный, но желающий быть искренним, так как действие происходит от лица мальчика; потому многие лирические отступления, кажущиеся «водой», важны, так как помогают понять обстановку, в которую попал герой, и его впечатления. Если украсить «Гостей» интересными, яркими, необычными деталями и сравнениями, избавиться от штампов и пунктуационных ошибок, то рассказ станет живее, краше и, как бы это ни было парадоксально, реалистичнее.

«Десятый вал»

Неплохая, по большей части диалоговая история, отсылающая нас к знаменитой картине Айвазовского. Очень удачно использован образ приближающегося Нового года – пока читал, иногда посматривал в окно на заснеженные крыши и дороги и отмечал, как приятно сочетается реальность жизни и фантазия автора, доверенная бумаге. Финал, на мой вкус, несколько отстранённый, но зато атмосферный, создающий диссонанс между обилием диалогов и любопытных деталей предыдущих глав и холодной, сбивчивой немногословностью финала. Немногословностью, за которой таится неизбежность смерти.

«Красная паутина»

Поначалу торопливо-суетливый, а затем переводящий дух, успокаивающийся, приводящий дыхалку в норму рассказ посвящён футболу. Само собой, спортивная тематика здесь лишь приглашение к кошмару, липкому, словно красная паутина, который переживает главный герой. Очень интересно, по-лермонтовски разбита фабула, на несколько перемешанных частей, действие которых происходит в разные годы. Но главное достоинство рассказа – не в формате. Главное его достоинство – в возвышении над литературно-сконструированным ужасов в пользу вполне настоящего, живого ужаса, с которым сталкивается каждый из нас. Обращение к философии цвета Василия Кандинского только усиливают впечатление от того, что, прочитав рассказ, ты поговорил не только с тонко чувствующим, но и очень умным, приятным собеседником. Не скажу, что «Красная паутина» – самый интересный для меня из представленных здесь рассказов в плане сюжета и даже формата, но в плане техники написания, психологической достоверности, образности, разномастности и живости языка, – определённо, самый лучший.

«Морские пейзажи»

Отличный, профессионально написанный рассказ, в котором порой чувствуется голос классиков – причём не только литературы ужасов, но даже русской классической литературы. Конечно, написан он не языком Тургенева или Гончарова; у автора свой, особенный, очень близкий мне ёмкий слог, плывущий по рекам крови и, в итоге, добирающийся до сердца. Очень атмосферная и красиво написанная история с явной любовью к классике – об этом говорит даже название рассказа, которое больше подходит для сборника повестей русского писателя XIX столетия, а не XXI века. «Морские пейзажи» я бы так описал – это рассказ, написанный в формате «Дракулы», но только с одним рассказчиком, действие которого происходит в антураже «Террора» Дэна Симмонса и написанный хорошим русским языком. Изумительный, поистине жуткий, выбивающий почву из-под ног коктейль. А ещё – предостережение писателям, чтобы они время от времени задавались вопросом: кто же пишет – ты книгу, или книга – тебя?

«На ногах»

Очень простенькая история, явно вдохновлённая «Русалочкой» Ханса Кристиана Андресена. Разбита на несколько частей, действие каждой из них чередуется – то мы наблюдаем за девушкой Олей, то за её любимым мужчиной Денисом, потом ещё неожиданно появляется Надя. Соответственно, всё мы видим через призму их взгляда и должны сами разобраться, а что же, собственно говоря, происходит. На мой взгляд, это мрачная сказка, в которой, однако, нету серьёзного трагизма; по большей части это просто грустная мистическая история, которая не пугает и не поражает, но кажется очень вторичной, в духе не лучших американских ужастиков. Тем не менее, хочу отметить хороший авторский стиль и необходимое для любого писателя умение проникать не только под собственную шкуру, но и под шкуры других людей и видеть мир их, а не своими глазами.

«О вас лишь радуюсь»

Очень интересный рассказ, финал которого вроде бы совершенно понятен, но вот ты его снова вспоминаешь и понимаешь, что не всё так однозначно. История хороша, если ты к ней мысленно вновь и вновь возвращаешься. Очень грамотно описан центральный образ священника Дементия, в прошлом солдата, который служит Богу и пытается нести в мир Добро. Это удачно сочетание двух, казалось бы, противоположных образов: напомню, что во времена Руси многие солдаты после службы князю становились священниками, что отразилось, например, на форме окон во многих храмах – они напоминают бойницы. Герой положительный, но, как и любой живой человек, не может не ошибаться и не совершать мелкие грехи – это делает образ более живым, сложным и оттого – интересным. Кроме того, любопытен и конфликт, который на протяжении всей истории пытается разрешить главный герой, и описания жуткого мира псоглавцев, в который тот попадает. Псоглавцы – один из самых интересных и жутковатых для современного человека христианских сюжетов, и видно, что автор это хорошо понимает и использует в своём рассказе. Несколько смущает намеренное «осредневековывание» речи героев; это псевдо-средневековая лексика, с намеренным выделением старинных слов, названий и топонимов, что, однако, нисколько не портит общее впечатление от рассказа. Вот если бы автор строил диалоги неудачно, и люди, жившие несколько сотен лет назад, говорили и мыслили как современные люди, то было бы фальшиво. А так – очень интересный, хорошо написанный рассказ, который я смело могу назвать одним из лучших в конкурсе.

«Огонёк»

Мечтательно-кровавая история про потерю родителей, описанная пятнадцатилетним пацаном. И хорошо описанная. Очень плавный текст, по которому читатель идёт и не спотыкается, переходя от одной сюжетной тропки к другой. Есть довольно эпатирующие сцены, но если ты читаешь ужасы, то от страха не умрёшь. Хорошие диалоги, язык – ещё лучше и грамотный финал, который почему-то мне напомнил самого первого «Гарри Поттера», тот фрагмент, где Гарри стоит у волшебного зеркала и видит своих погибших родителей. Так бы и смотрел на них. Всю жизнь.

«Поклонись»

Неплохой деревенский ужастик, хорошо, за некоторыми исключениями, написанный и полный русской периферийной безнадёги, в которую попадают советские красноармейцы, разгадывающие тайну. На мой взгляд, автору гораздо удачнее даются диалоги и повествование, чем описания: последние смотрятся несколько размазано и не сбалансированно по сравнению с ёмким слогом героев, вниманием автора к их интонации и манере говорить, а также его очевидном умении создавать живые, хорошие диалоги; это очень важный для писателя навык, и ставить следует на него, а не на описания. Первые два предложения, с которых начинается рассказ, я бы вообще убрал. «Поклонись» – это история событийная, а не описательная, и если последние свести до минимума, то рассказ от этого только выиграет.

«Птица вещая»

Непримечательный рассказ, в котором нет места ни оригинальному стилю, ни интересным образам, ни любопытным литературным находкам. Особенно отторгают диалоги – автор пытается заставить своих героев говорить как современные молодые люди, и у него это получается; однако это тот горький случай, когда правда жизни, продиктованная опытом жизни в объективной реальности, вытесняет из рассказа литературу, из-за чего я могу сказать только одно: не верю.

«Санта-Муэрте»

Ёмкий слог, нуарная интонация, внимание к деталям, удачное использование эпиграфа, классный сюжет – да, «Санта-Муэрте» не отпускала меня до самого последней, тоже очень эффектной, фразы. Признаюсь, что я страстный любитель нуара и сам работаю в этом жанре, оттого очень рад, что прочитал настоящий хоррор в стилистике добротного нео-нуара, который создаётся не антуражем (шляпа, сигарета, дождь), а специфической интонацией текста и воссозданием соответствующей мрачной, но не чернушной атмосферы. Многие русскоязычные авторы, обращаясь к такому сложному жанру и западной, а не русской, литературной традиции, невольно начинают ей подражать, как бы подглядывая в замочную скважину, вместо того, чтобы открыть дверь и зайти в тёмную комнату. Приятно, что автор «Санта-Муэрте», поместив русского человека в границах западного сюжета, сумел внимательно продумать все тонкости и соблюсти их при написании истории, которую я бы с удовольствием перечитал уже напечатанной в каком-нибудь сборнике, достав его с одной из своих книжных полок.

«Странные вещи с вершины горы»

Очень искренняя и проникновенная история, в которой автор, рассказывая о пережитом, не углубляется в своё прошлое, а уверенно от него дистанцируется, рассказывая в первую очередь магическую историю, а не пересказывая свою автобиографию. Текст проникнут тревожной неопределённостью, когда не понимаешь, что случится – и разделится ли твоя жизнь на два мира: до и после. Приятно, что сама история написана в стиле магического реализма с убедительным описанием многочисленных деталей, делая рассказ, словно картину, насыщеннее красками и предметами. Ожидаемый притчевый эффект в финале, однако, не сработал, так как финал остаётся открытым; тем не менее, в результате мы имеем очень хорошо написанный рассказ, который, уверен, будет интересен не только поклонникам жанра хоррора или магического реализма, но и читателям хорошей, интеллектуальной прозы, а также подписчикам литературных газет и «толстых» журналов.

«Чёрная аркада»

В любом сборнике рассказов есть как довольно средние работы, так и откровенно слабые истории. Порой бывают ожидаемые или внезапные шедевры. А есть всегда один. Особенный. Такой, который и не назовёшь лучшим, и уж точно – худшим, но и средним назвать тоже язык не повернётся. Что же это за рассказ? Я такие называю «показательными». Который вбирает в себя то, что объединяет все другие истории, и показательно их представляет публике. Я считаю, что для «Чёртовой дюжины» рассказ «Чёрная аркада» как раз и может стать показательным – это та самая история, что демонстрирует как высокий уровень большинства вошедших в финал рассказов, так и тематику, настроение, атмосферу и даже философию этого конкурса. Хороший рассказ, к которому не придерёшься и который даже можно с удовольствием перечитывать. Автор хорошо знает, о чём он пишет, и в строках «Чёрной аркады» кроется маленькая жизнь. Которая, уверен, будет биться очень и очень долго.

«Юрка»

Очень депрессивный, эмоциональный рассказ, который я бы с удовольствием выделил, не будь он полон шероховатостей. Это касается как оформления (пробелы, дефисы и тире, отступы), так и построения фраз – местами они слишком длинные и «спотыкучие», местами – короткие, но не ёмкие. Автору хорошо удаётся передать эмоции, пусть даже негативные, – почему нет? – но этого недостаточно, так как желание эмоционально высказаться сводит на нет возможные достоинства задуманной автором истории. Название, с одной стороны, удачное, так как нас сразу знакомят с центральным персонажем, и мы, в отличие от других рассказов конкурса, не можем догадаться перед прочтением, о чём примерно будет эта история. Однако после прочтения возникает впечатление, что такое название – не намеренный ход: автор просто не придумал названия получше. Я бы ему посоветовал всё же такое название найти, а также не обращаться слишком часто к имени главного героя в тексте рассказа. Кроме того, «Юрке» не хватает баланса между личным и выдуманным. Что не мешает искренне сопереживать Юрке, которого с юности жизнь заставляет ходить по мукам и, борясь со Злом, в итоге становиться его частью. Впрочем, финал не такой пессимистичный, каким кажется, – быть может, эта история дала Юрке тот самый опыт, который поможет ему вырвать из души ещё не проросшие корни зала, посеянные злой, зубастой реальностью, и остаться добрым, порядочным человеком. Или, быть может, мы прочитали о становлении нового мерзавца, превращении доброго мальчика в злого человека. Тут автор даёт читателю возможность решить самому. И это – несомненное достоинство «Юрки».

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)