DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

41. Отзывы Андрея Бородина

Андрей Бородин

Писатель, поэт, переводчик. Основатель и главный редактор журнала химерной прозы «Аконит». Создатель интернет-проекта «Мифы Ктулху: энциклопедия».


Уважаемые авторы, приятно видеть ваши рассказы в финале! Каждая из чёртовой дюжины историй хороша по своему, да и в целом мы имеем довольно крепкий финал.

Разбирать рассказы по косточкам я не буду — оставлю это другим судьям; да и сами участники на предыдущих этапах прошлись по каждому тексту весьма подробно. В оценивании текстов я использовал два подхода: редактора-составителя и простого читателя. Оценивая тексты первым из них, могу заключить — из этих тринадцати рассказов вышла бы годная хоррор-антология, с соблюдением всех пропорций, применимых к оным! Я даже позволю себе небольшую наглость пригласить рассказы «Вустричный бог» и «Лучший погонщик» в новый номер «Аконита» — если, конечно, авторам не претит подобная публикация, или у них нет иных планов на свои работы.

Результаты, полученные с использованием второго подхода, представленные в виде отзывов меня-читателя, находятся ниже, а с ранжированием можно будет ознакомиться, когда придёт черёд.

Вустричный бог

Не побоюсь навешать на рассказ ярлык «химерного реализма». Тот самый случай, когда вроде как что-то присутствует, но в то же время его нет; однако этого достаточно для создания нужной атмосферы и настроения. Не могу сказать, что рассказ страшен; но он тревожен. И грустен. У автора всё в порядке со стилем; ему удалось создать тёмную притчу в манере Серебряного века, наполнить её подлинным русским духом. Мне понравилось.

Грация

Страшный реализм о толстухе и любителе толстух с вполне предсказуемым итогом (хотя я и ожидал эффектной сцены пожирания пленителя). Причём, называя историю страшной, я хочу сказать, что она действительно пугает — тем, что описанное в рассказе может произойти и в реальной жизни. Вправе ли мы осуждать фетишистов за их фетиши и маньяков за их мании? История изложена хорошим языком; тем не менее, при всех её достоинствах, я, пожалуй, пройду мимо.

Дефекты

Стиль автора кажется смутно знакомым; написано, конечно, не без шероховатостей, но впечатление от прочтения они не портят. Присутствует вторжение, ощущение нереальности, странный культ, мухи, много мух… Всего этого вполне хватает для неплохой истории сверхъестественного ужаса. Однако, финал просчитывался практически с середины рассказа, хотя общее напряжение это отнюдь не нарушает. Чего не хватило, так это менее банального финала, пусть даже и он бы просчитывался с середины истории. Не хватило погружения героя в бездну — а ведь к этому были все предпосылки.

Знамения и чудеса

Отлично написанный исторический рассказ. Хоррором, правда, не назовёшь — скорее религиозная мистика, тёмная драма. Отлично выписан образ знаменитого иконописца, ему сопереживаешь, ждёшь — что же случиться дальше? И если миру нужно очищение, кому ещё, как не посланнику воли Его, предстоит совершить это — пусть и через бедствие? В общем, от прочтения получил удовольствие.

Конфетный король

Подростковый хоррор о преступлении и наказании. Стиль автора вязок, точно патока, от текста пахнет шоколадными конфетами, сахарной пудрой и карамелью. Атмосферу определённо стоит зачесть; однако, если сорвать с истории покровы сладкой ваты, она окажется весьма банальной, типично-ужастиковой. С подобным умением в атмосферу автор просто обязан придумать необычный сюжет (когда-нибудь). Ещё показалось неуместным вот это «послесловие»; точку можно было бы поставить на смерти гг. Но это я придираюсь, пожалуй.

Курьи ножки

У этого рассказа есть все шансы занять первое место. Перед нами вполне годный образчик русского хоррора, играющий на поле крипипасты. Собственно, речь не только о т.н. «пропавших эпизодах/передачах/и т. п.»; качественная крипипаста способна заставить поверить в себя, в реальность того, что стоит сейчас за твоей спиной. Заставляет поверить в себя и этот рассказ. Отдельно хочется отметить наличествующие хтоничность и замогильность, появившийся в процессе чтения привкус сырой кладбищенской земли, словно рот тебе забили ею. Редко кому удаётся создать такую атмосферу. Ну и за определённые познания в чернокнижии тоже плюс.

Лучший погонщик

Крайне годное ориентальное тёмное фэнтези. Но более того — если убрать из текста индийские элементы, сеттинг из «альтернативно-индийского» преобразуется в сеттинг Зотика, последнего континента Земли. Некромантия, знающие тайны чёрной магии демоны, отряды подчинённых мертвецов, вожделение мёртвой плоти — и некая обречённость, являющаяся частью атмосферы произведения. В общем, давно так не кайфовал от чтения.

Мальчик-Обжора

Интересный психологичный рассказ, написанный приятным языком и имеющий весьма неожиданный поворот. Действительно, поначалу кажется, что речь здесь о сотворении божества/сущности из ничего, о поклонении своему идолу и использовании его «благословлений». Вот только в конце рассказа, когда раскрывается истинная природа сущности, когда сверхъестественная мишура опадает, оставляя гладкую неприкрытую поверхность сокрытого за ней, становится неуютно.

Мать-гора

Исторический уральский хоррор, выросший из сказов Бажова. Повествование довольно крепкое, стиль хорош, сюжет плотно проработан, герой прописан. Но, как у читателя, рассказ не вызвал у меня никаких эмоций, никакого эмоционального отклика. Слишком ровный текст для меня, но я — отнюдь не мерило, а потому своего читателя рассказ отыщет.

Полуденные тени

Откровенно говоря, не понравилось. Манера подачи не способствовала целостному восприятию текста, в итоге нить повествования ускользнула от меня, потерявшись в образах, не сложившихся в единый паззл. Да и со стилем автору ещё стоит поработать. Хотя, кому-то наверняка понравится (и уже понравилось, раз рассказ в финале).

Рутина

В рассказе присутствует крайне интересный сверхъестественный элемент — рутина, которая то ли действительно существует, то ли является галлюцинацией, вызванной усталостью и веществами. История концентрируется на мании — мании спасти себя и весь мир, притом самыми изощрёнными и жёсткими способами. Нет, всё правда здорово, однако примерно на середине начинаются логические несостыковки, к примеру, мумифицированная жена гг, оставшаяся незамеченной собственной дочерью; появляются иные неправдоподобности. Концовкой недоволен — почему рутина так быстро сыграла свою роль и устранилась? Понятное дело, что именно связанная с ней мания гг стала воплощением рока, под руку проведшего его и его близких к трагической развязке. Но вот не верится, что сильной вспышки страха хватило, чтобы покончить с рутиной во всём мире…

Черный человек

Новая история о маниях от автора «Грации»? Здесь она, мания гг, куда интереснее, но вот сверхъестественное, непосредственно прикладывающее руку к завершению истории, мне показалось неуместным. Не скажу, что его наличие в рассказе необоснованно; но и полностью реалистической история тоже смотрелась бы неплохо. Написано неплохо, сюжет способен вызвать интерес, но я опять же пройду мимо.

Это случилось в Головкино

Не поклонник постмодернизма — и явно не поклонник сего рассказа. Значит ли это, что рассказ — постмодернизм? Обосновывает ли это великое количество «великого» и прочего подобного? Объясняет ли это скатывание начинавшегося довольно сносно рассказа в какое-то рваное безумие? Даёт ли это ответ на вопрос, что хотел сказать автор — и хотел ли вообще? Позволит ли мне это задать вопрос самому себе — зачем я это читал? Ах да, я же сужу конкурс. Да не осудим буду автором столь великого рассказа, но… Но.


Dixi.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)