DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ

Aether: «В стоунере есть нечто мистическое, кислое, сочное, мощное...»

В июньском выпуске DARKER мы поговорили о том, что такое stoner/sludge doom metal, на примере дебютного альбома DIY- и one-man-band-проекта Aether из Балабаново Калужской области. Концепция альбома зародилась еще в 2016 году, но релиз состоялся только 13 мая 2022 года. Почему так долго? Чего ожидать от проекта в будущем? Об этом и о многом другом Йона Берг побеседовала с единственным участником и идейным вдохновителем «Эфира» — Егором Лосем.

Хотя о проекте достаточно подробно рассказано в рецензии, наверняка у вас есть что добавить. Все-таки всегда ценнее мнение автора, нежели стороннего обозревателя. Расскажите о проекте вкратце — почему именно стоунер, а не, скажем, классический дум или сладж?

Честно говоря, мне сложно дать четкий ответ. Просто однажды совершенно случайно в плейлисте наткнулся на трек «Doom Mantia» группы Electric Wizard... Будучи в свое время целиком захвачен думом, я переслушал много всего: хотелось знать и услышать все, максимально расширять границы своего познания. Но почему-то этот трек тогда мне показался немного невзрачным… До 2018 года, пока я снова не наткнулся на ту же песню в своем трек-листе. Стоунер пропитан духом пустынь, свободы, Дикого Запада и чего-то очень вкусного, кислотного, светлого. Некая субстанция, которую не многим группам удается приготовить. Вот и я решил попробовать. Надеюсь, мне удалось.

Почему проект получил именно такое название? И почему оно совпадает с названием релиза?

Совпадение названий — небольшая дань отцам, да что уж там, прадедушкам жанра — Black Sabbath. Да и в принципе традициям метал-групп, с которых начиналось мое путешествие в мир тяжелой музыки (например, Korn и тех же Slipknot). А вот трека с таким же названием мне, увы, из себя выдавить не удалось. Очень уж трудно было представить, как он будет звучать, поэтому я и решил отложить его реализацию до лучших времен. В конце концов, не все же вот так вот сразу вываливать.

Мне хотелось, чтобы у названия было несколько граней: Бог, мистика, кое-что запрещенное и определенная доля черного юмора. Думал долго, но ответ однажды пришел свыше, когда я разговаривал с другом об алхимии и (якобы) возможности добычи энергии из пятой стихии — эфира. Немного позже провел некоторые параллели и сделал вывод, что нет ничего более подходящего. Такие дела.

Считаете ли вы, что музыкант — это призвание с рождения? Или к этому можно прийти со временем? Если да, то что может подвигнуть человека взять в руки музыкальный инструмент и начать творить?

Я считаю, что любой человек с руками, ногами и определенными показателями IQ способен на все что угодно. Главное — желание. Не спорю, кто-то предрасположен больше к какой-нибудь узкой стезе в этой жизни. Но я знаю немало людей, у которых не руки, а, простите, кошачьи лапки, а они такие соло умудряются выписывать на гитаре, что волосы дыбом, а мурашки острей лезвия. Да чего там далеко ходить-то: тот же Тони Айомми вообще частично потерял две фаланги, и ничего — легенда же! Икона! Культовая фигура!

А насчет того, что могло бы подвигнуть человека заниматься музыкой, — все просто: окружение, воспитание, формирование интересов. Движухи, связанные с музыкой: те же панки, допустим. Они в большинстве своем подростки, которых объединяет как минимум одно — протест, вызов обществу и устоявшимся в этом мире нормам. Тебе шестнадцать, а старшие нагружают всякими нелепыми обязанностями от бесполезной и неинтересной учебы до мытья рук перед едой. И это везде: дома, в школе, по телевизору, на улице, — где бы ты ни был, все, кто старше тебя лет на пятнадцать-двадцать, будут нагружать: ты, мол, обязан то, обязан это... А что, если послать их со всем этим куда подальше? Так все и начинается, как вариант. Течений куча — выбирай на вкус и цвет, зумер. Но если ты читаешь это интервью — откажись от алкашки и сигарет. Говорю тебе, как тот старый пердун с телика.

Логично проистекающий из предыдущего вопрос: что привело в мир музыки лично вас?

Меня в мир музыки привели мое окружение и целая череда совпадений. Еще в бородатые школьные годы, когда я ходил с длинными волосами, один недалекий человек сказал мне: «А чем ты заслуживаешь их носить? Ты умеешь играть на гитаре? На барабанах? Умеешь петь? Чем ты это заслуживаешь?» Тогда все закончилось маленькой ссорой, а вот осадочек остался.

Дальше по мере изучения музыки и знакомства с представителями разных музыкальных кругов на моем пути все чаще появлялись знаки, будто бы говорившие: «Да купи ты гитару уже и не мучайся, ну...»

Шли недели-месяцы-годы, и вот у меня уже акустика в руках, я прошел через тернии русского рока, дворов, пьянства с четкими пацанами под Цоя или с матерыми работягами под «Гр.Об.» в моем исполнении... Незабываемое путешествие по специфической грани нашей отечественной действительности, нашедшее отражение даже в «Эфире». Потом грянула покупка электрогитары, за ней куча педалей, любимые «Обои со вкусом плесени», опять дворы, пьянство, гиги… А после покупки ЭВМ понеслась потеха, которую вы можете лицезреть…

Почему вы предпочли заниматься проектом самостоятельно, не привлекая других музыкантов?

Все предельно просто: не с кем. В маленьком городке Балабаново, да и в соседнем городе побольше, нет музыкантов, которые горят желанием играть стоунер. Одни панки да металлисты. Вдобавок ко всему я не изучал музыкальную теорию. Музыканты общаются, в большинстве своем, на собственном языке, который мне неизвестен. Когда-нибудь я изучу нотную грамоту, но только не сегодня, хе-хе-хе. На самом деле я уверен, что ноты знаю. Гаммы тоже. Просто путем ассоциаций я их вижу иначе, но суть вся та же.

Помимо всего прочего, на заре изучения музыки я был очарован и шокирован фактом существования такого явления, как one-man band. Меня поразило, что даже так, оказывается, можно делать. Все вкупе сложилось в «А почему бы и нет?».

И я рад, что именно так. В сочинительстве мне с самим собой совладать намного легче. Нет тебе ни конфронтаций, ничего такого. Да. Моя коллективная работа.

С другой стороны, иногда мне, наоборот, не хватает совместной работы над материалом. Человек я неконфликтный, и если мне и другим идеи заходят — почему бы их не принять?

В вашей жизни музыка — это ведь не основное занятие, а хобби? Если да, то как удается совмещать творчество с повседневностью? Откуда берется энергия?

Я сам себе батарейка. К счастью, мне удается разграничивать мой внутренний мирок и отвратительный, жестокий и беспощадный мир вокруг. Агрессивный по***зм, стоящий на страже рассудка, никого не пропустит внутрь. Нет. Даже не пробуйте. Не надо.

Но что-то подсказывает, что мое мастерство владения реальностью когда-нибудь достигнет таких высот, что убогую серую действительность придется беречь, как вымирающий вид, потому что все окрасится в кислотные цвета.

В альбоме очень много отсылок к мистическому. Можно ли в свете этого считать вас человеком религиозным или хотя бы суеверным?

В определенных моментах — однозначно можно. Отвечу кратко, потому что лишний раз не хочу разбираться ни с атеистами, ни с представителями других религиозных конфессий. У каждого своя вера, свой бог и свои высшие силы, свой суд и прочее-прочее. Одни верят в свое, я верю в свое.

Немного личный вопрос. Многие музыканты дают своим инструментам имена. А что с этим у вас? Если есть имена, то как они появляются?

Имена у моих инструментов есть — спорить не стану. Называть не хочу — пускай остаются тайной.

Руководствуюсь душой: как подойдет, так и назову. У каждого инструмента определенно есть душа, которая произрастает из звучания, вида, цвета и многих других факторов, которые мною учитываются подсознательно. Так и получается.

Будем честны: тяжелая сцена в России — это нечто до сих пор андеграундное, хотя и есть ряд групп, добившихся международной известности. Как думаете, сможете ли вы однажды выйти на международный уровень?

Сейчас в РФ в принципе сложно с рок-музыкой, не то что с тяжелой сценой. А групп, что добились международной известности, единицы. Для нас и наших соотечественников рок-музыка до сих пор остается чем-то неизведанным. Тем не менее в своих силах и возможностях я не сомневаюсь и полностью осознаю, что способен выйти на международный уровень, но лишь в кругах любителей такой музыки. И не только своими силами, но и силами тех, кто помогает мне распространять мое творчество. Что касается аудитории, привыкшей «массировать» свои барабанные перепонки поп-музыкой и чем-то подобного толка, — в их сердцах подобная музыка не приживется совсем. Хотя от многих знакомых, кто привык слушать что полегче, я тоже слышал позитивные отзывы. Посмотрим.

Что заставляет исполнителя играть в непопулярном жанре? Допустим, в нашей стране достаточно хорошо прижился тот же панк. Коммерчески он успешнее, чем многие другие направления. Но вы избрали не просто метал, а один из наименее известных среднестатистическому слушателю поджанров.

В нашей стране хорошо прижился панк, не спорю. Но мне эта музыка была ближе лет в шестнадцать-восемнадцать, когда я был буйным, безрассудным, хотел протестовать против устоявшихся норм и протестовал… Протестую порой до сих пор, потому что множество элементарных вещей кажутся мне ну очень глупыми и нелогичными. Но есть один нюанс: если протест, которым характеризуется панк-рок, естественен, то в стоунере есть нечто аморфное, нелогичное, мистическое, сказочное, кислое, сочное, мощное, уводящее от этого мира подальше, в иную реальность. Трудно сказать, как это получилось. Я просто захотел и сделал, плюнув на непопулярность жанра. Мне все равно. Мне нравится, что я сделал это, а то, что оно нравится кому-то еще, — для меня двойной бонус. А если еще и коммерческого успеха удастся достигнуть — я даже удивлюсь.

Как думаете, что нужно сделать, чтобы вывести стоунер из тени? Какой слушатель — ваша целевая аудитория?

Стоунер можно вывести из тени, как мне кажется, лишь со временем. Мода циклична. Вспоминая Black Sabbath, могу сказать, что не скоро, но все же случится какой-либо переворот в виде нового Оззи Осборна, который опрокинет всю сцену с ног на голову и даст подобной музыке вновь выйти в свет и в мир. Или просто вспомнят — и снова будет тренд. Тут я не могу ручаться. Тем не менее сейчас в тренды потихоньку пробивается Питер Стил, вокалист Type O Negative. В злополучном «ТикТоке» его все больше и больше. Не спрашивайте, откуда я это знаю, но в «ТикТоке» не ковыряюсь smile

Если брать во внимание не каждую композицию альбома по отдельности, а воспринимать релиз как неделимое произведение, какой посыл он несет слушателю? На что важно обратить внимание, чтобы лучше понять концепт?

Стоит обратить внимание даже не столько на слова, сколько на звучание всего в альбоме, а также сопоставить содержимое с изображением на обложке. Есть вещи, которые я чувствую, но не могу передать словами. Зато могу выразить на языке музыки. Посыла изначального я не закладывал, от себя могу лишь добавить: учитесь чувствовать по-другому — не так, как обычно, и тогда все поймете.

Кстати, если говорить об отсылках в альбоме: почему именно Лавкрафт, а не, скажем, Эдгар Аллан По или Брэм Стокер? Что именно в произведениях «маэстро ужасов» так вас впечатлило, что его след четко виден в некоторых композициях релиза?

Признаюсь честно: человек я не шибко читающий и, кроме Лавкрафта, не читал никого из вышеуказанных авторов, но скоро наверстаю упущенное и обязательно пополню свой багаж знаний об абстрактном, страшном и нематериальном. Лавкрафт был для меня первым писателем в темном жанре. Я решил прочесть его рассказы еще девять лет назад. Честно говоря, не могу с точностью сказать, что меня так зацепило в его произведениях. Наверное, там я уловил что-то близкое мне по духу, по атмосфере. Приятно, когда чьи-то взгляды на эту жизнь и то, что за ее пределами, совпадают с твоими. Разве нет?

Помимо Aether, у вас ведь есть еще один проект, «Обои со вкусом плесени». Чем они различаются?

Тут все довольно просто: «Обои со вкусом плесени» изначально задумывались как панк-рок-проект без особых взглядов на будущее, я их сделал фактически по угару. В тот период я очень сильно фанател по Егору Летову и его группе «Гражданская оборона». Поначалу только и делал, что записывал каверы, но потом подался в эксперименты. «Эфир» — намного более серьезная и зрелая работа, с более основательным подходом, в то время как «Обои» — экспериментальное детище, где я просто занимаюсь угаром и всякими-разными штуками, экспериментирую. Но это не значит, что стоит умалять значимость «Обоев» как для моего творчества, так и для моей личности в целом. Думаю, этот проект тоже даст о себе знать.

Когда у нас появится возможность услышать Aether вживую? Планируете ли вы в ближайшее время лайв или, быть может, тур?

Все зашло настолько далеко, что мне (уже после отправки пилотной версии интервью — прим. автора) посчастливилось объединить свои усилия с другими музыкантами. Поэтому в ближайшее время лайв планируется, и у всех будет возможность его посетить. В соседнем городке Обнинске, колыбели мирного атома, мы будем грубыми, низкими частотами молотить в уши тех, кто отважится прийти. И мы будем не одни. Наш самый первый концерт с нами решили разделить и другие коллективы, в том числе гости из Москвы. Кстати, вход бесплатный, так что жду всех. А вот ссылка на паблик мероприятия.

Раскроете личности тех, кто решился составить вам компанию? Или хотите пока оставить это в тайне?

Думаю, не буду пока называть конкретных имен, поскольку абсолютно неизвестно, что может произойти завтра. Становление группы — это дело такое, шаткое. А дальше поглядим. Могу сказать так: я доволен работой с людьми, которые разделили со мной творческий путь.

О’кей, с лайвом разобрались. Что по поводу клипа?

Клип планируется, но концепция весьма рассеянная, мутная. Пока что медленно, но верно вырабатываются задумка и тематика клипа. Возможно, даже не один снимем. Но об этом даже у меня, не говоря уже о тех, кто мне помогает, пока весьма условное представление. Разберемся.

С какими сложностями вы столкнулись при выпуске альбома?

Как и любой музыкант — с кучей технических сложностей при попытках попасть на цифровые площадки, немалым количеством информации о цифровой дистрибуции — в общем, сплошная рутина. Да уж, это вам не записи с диктофона в VK. Распространять свою музыку в Сети — это целая наука, которую мне и тем, кто со мной работает, еще предстоит постичь.

Наверняка еще рано об этом говорить, но все же: есть ли уже задумки для следующего релиза?

Я стараюсь всегда быть в движении и поэтому тут с уверенностью могу сказать, что задумки на грядущий альбом есть. Для конкретики еще рановато, но, думаю, он будет чуть более приземленным и я сбавлю оттенок мистики. Но обещать ничего не могу. Кто знает, куда мы отправимся: бороздить пустыни Невады на «импале», в улетный кислотный трип по психоделическим волнам Вселенной или сядем на ракету и вместе с астронавтами NASA полетим далеко за грань земной атмосферы… Посмотрим, куда меня понесет — мне даже самому интересно.

И напоследок. Что бы вы пожелали читателям DARKER?

Хочу пожелать вам, дорогие читатели, слушать лишь только то, что вам нравится, потому что самая лучшая музыка — та, которая вызывает у нас самые яркие впечатления и заставляет чувствовать себя хорошо. Читайте и слушайте побольше, расширяйте кругозор — речь не только о музыке, а в общем и целом, друзья. Вот так вот.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)