DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Алиса нового поколения

Образ «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэррола затрагивали в своем творчестве очень многие деятели искусства. Нил Гейман с его «Коралиной», Джефф Нун с «Автоматической Алисой», а также Тим Бертон, Саймон Феллоуз и Дэйв МакКин – вот самый скромный список писателей и кинорежиссеров, каждый из которых по-своему трактовал знакомый с детства образ. Персонажи и многочисленные аллюзии на сказку появлялись в совершенно разных воплощениях – от альбома «Malice N Wonderland» рэпера Снуп Дога  до татуировки белого кролика в «Матрице». Но, пожалуй, одна из самых мрачных и галлюциногенных интерпретаций принадлежит геймдизайнеру Американу МакГи, сумевшему создать по-настоящему культовую игру.

 

1. Коротко о разработчике 

Американ МакГи родился в 1972 году в городе Даллас, штат Техас. Примечательно, что «Американ» - это настоящее имя, а не псевдоним. В одиннадцать лет мальчик получил в подарок первый компьютер, на котором начал изучать языки программирования. С шестнадцати лет Американ пробовал себя в разных профессиях – от посудомойщика до шлифовальщика колец в ювелирной мастерской. Но любовь к созданию компьютерных программ оставалась с ним всегда.

В 1992 году он начал карьеру дизайнера уровней в корпорации «id Software», создавая локации для таких культовых шутеров как «Doom», «Quake» и «Quake 2». В 98-м Американ перешел в более известную корпорацию, поощряющую молодые таланты – «Electronic Arts». Там он и создал игру «Alice», которая мгновенно приобрела популярность среди любителей бродилок от третьего лица. После этого МакГи создал собственную фирму «Spicy Horse», которая базируется в Шанхае.

Новая студия не могла похвастаться крепкими хитами аж до 2011 года. В 2006-м «Spicy Horse» выпустили «Bad Day L.A.» - посредственный шутер, где игроку приходится обитать в шкуре бывшего голливудского агента, противостоящего ордам зомби и разозленных горожан. Игру поливали ушатами помоев все: от геймеров до ведущих игровых журналов. Поэтому Американ решил вернуться к переворачиванию известных сюжетных штампов с ног на голову, после чего на прилавках появилась «American McGee’s Grimm». В ней злобный карлик путешествует по культовым сказкам, в буквальном смысле очерняя их, превращая в истории, полные трагичного цинизма. Игра также не снискала особого успеха. Поэтому в 2011 году компания выпустила сиквел «Алисы» с подзаголовком «Madness Returns», решив еще раз прокатиться на успехе старого хита.  

2. American McGee’s Alice 

 

Первая часть приключений Алисы вышла в 2000 году. Она была основана на мотивах книг Льюиса Кэрролла, но от первоисточника в игре остались разве что образы знакомых персонажей. Сама атмосфера изменилась, сделав крен в сторону готического сюрреализма и жестокости. В чем же причина столь кардинальных изменений?

Вступительный ролик поведает игроку подоплеку творящихся событий. В доме Алисы Лидделл происходит пожар, в котором гибнут ее родители и старшая сестра Элизабет, а она сама получает эмоциональную травму. Девушку помещают в психиатрическую лечебницу Рутледж, где она и остается наедине со своими кошмарами. Алиса винит в случившемся себя: в то время, как огонь охватывал все новые комнаты в доме, она пребывала в Стране Чудес. Ее воображаемые друзья пытались разбудить девушку, но было уже слишком поздно…

Кажется, что Алиса находится в коме. Но нет – на самом деле она путешествует по миру собственных фантазий, искаженных душевной травмой. Страна Чудес превратилась в Страну Кошмаров. И в этом мире девушку поджидает немало опасностей и препятствий.

Далее начинается игра. Девушка следует за Белым Кроликом, который рассказывает ей о том, что страна Чудес порабощена Червонной Королевой. Из летающей Крепости Дверей героиня переносится на Озеро Слез, затем в Волшебный Лес, где встречает Гусеницу. Та рассказывает Алисе о подоплеке происходящего: «Твой разум искажен чувством вины. Даже твои фантазии стали искаженной пародией на самих себя». Гусеница советует девушке убить Червонную Королеву, которая представляет собой негативное альтер-эго Алисы. Но для того, чтобы сделать это, Алисе нужно для начала расправиться с Бармаглотом, охраняющим госпожу. Девушка отправляется в Шахматное Королевство, а оттуда – в Зазеркалье, где собирает Бармаглотов Жезл. После этого Алиса сражается с королевой, а затем – с ее истинной сущностью, в которой объединились все предыдущие боссы игры. Если игрок сможет остановить антагонистку, то можно будет увидеть финальный ролик, рассказывающий о восстановлении Страны Чудес – разум Алисы исцеляется, и она уходит из клиники Рутледж. Причина пожара, к слову, остается невыясненной и раскроется только в сиквеле.

Прежде всего, в игре изменился сам образ Алисы. В одном из своих интервью МакГи указывал, что ориентировался на прототип Алисы Лидделл, отвергнув как диснеевский вариант, так и предложения сделать героиню более современной. Внешний вид Алисы был разработан художниками Терри Смитом и Норманом Фельчем, чьи идеи в значительной степени повлияли на проект. В результате получился образ, знакомый многим игрокам – темноволосая девушка в синем платье и окровавленном фартуке, держащая в руках нож.

Изменения также коснулись многих ключевых персонажей Кэрроловской сказки. Чеширский Кот с его татуировками, бандитской ухмылкой и полной острых зубов пастью стал едва ли не популярнее самой Алисы. Как и в книге, он не оказывает существенного влияния на сюжет, ограничиваясь загадочными и пространными посланиями. Многие из персонажей – Шляпник, Герцогиня, Траляля и Труляля – превратились в уродливых монстров, противостоящих героине. Бармаглот так и вовсе стал стражем Червонной Королевы, ревностно охраняющим хозяйку от любых посягательств на ее жизнь. Кроме этих персонажей, являющихся боссами, в игре присутствуют и рядовые противники – карточная стража, ожившие шахматные фигуры, снарки, розы, плюющиеся шипами, ядовитые грибы, а также различные боевые насекомые.

Разумеется, чтобы истребить всю эту орду, понадобится немалый арсенал. И тут разработчики постарались, сумев создать весьма впечатляющий набор вооружения. В ходе игры Алиса будет пользоваться своими детскими игрушками, которые под влиянием больного разума девушки стали смертельным оружием. Почти каждый предмет имеет основной и альтернативный методы использования. Помимо ножа героиня может пользоваться молотком для крокета, карточной колодой, чертиком из табакерки и ледяным жезлом. Кроме этого, в течение игрового процесса Алиса сможет собрать Бармаглотов Жезл – самое мощное оружие, отдача которого сбивает девушку с ног. Оружие расходует ману и не выстрелит, если ее мало. Плюс ко всему, вы можете подбирать различные бонусы, дающие преимущества в бою – Эссенцию Ярости (увеличивает повреждения, наносимые врагам), Черное Зеркало (невидимость) и Прыгающий Чайник (увеличивает скорость бега и силу прыжка Алисы).

Больше всего «Алиса» напоминает объемный платформер, в котором преодоления препятствий чередуются с поединками. Пару раз встречаются мини-игры: Алиса превращается в шахматную фигуру, и должна пройти определенный участок местности, избежав ловушек.

Игра получила восторженные отзывы критиков и стала одной из самых продаваемых в списке «Electronic Arts».  Благодаря тому, что имя Американа МакГи было вынесено в заголовок названия (чему он поначалу сопротивлялся, мотивируя это тем, что имена остальных разработчиков остались «за кадром»), он приобрел статус талантливого и оригинального геймдизайнера. Впоследствии, конечно, этот образ был разрушен самим же МакГи, опозорившим себя неудачными «Bad Day L.A.» и «Grimm». Но потом реабилитация состоялась – вместе с выходом сиквела с подзаголовком «Безумие возвращается»…

 3. Alice: Madness Returns

 

В продолжении Алиса попадает в приют для бездомных сирот. Там она находится на лечении у доктора Агнуса Бамби, который время от времени гипнотизирует свою подопечную, пытаясь разобраться в ее прошлом. Сеансы лечения не приводят ни к чему хорошему, напротив, расшатывают психику девушки заново. Персонажи и кошмары из Страны Чудес то и дело проскальзывают в реальный мир, и героине не остается ничего иного, как снова отправиться в путешествие.

В отличие от первой части, в «Madness Returns» имеется нововведение – перемещения между реальным миром и воображаемым (очевидно, МакГи тоже играл в «Shadowman»). Реальность – Лондон второй половины девятнадцатого века, серый и грязный. Здесь девушка не может ни применять оружие, ни даже прыгать. Страна Чудес же предстает перед игроком во всей красе: от великолепных парящих садов до мрачных владений Червонной Королевы. Алиса путешествует между ними. Ближе к концу игры грань между действительностью и фантазиями становится все тоньше…

В начале игры девушка находится на приеме у доктора Бамби. Тот отправляет ее за  новой порцией лекарств, после чего мы видим белого кота (кролик умер в первой части, больше заменить некому) и следуем за ним. Преследование приводит нас на крышу, где кот куда-то пропадает, но обнаруживается медсестра из клиники, которая превращается в кошмарное существо и сбрасывает Алису в пропасть. Девушка приземляется уже в Стране Чудес.

Заметно, что МакГи сделал себе имя на дизайне уровней. Если в первой части местность вокруг была прорисована не очень детально, сосредотачивая игрока на прохождении, то здесь разработчики уделили внимание мелочам. Проходя игру, вы то и дело будете останавливаться и оглядывать какую-нибудь игральную кость, которую обвивают осьминожьи щупальца, или печальную статую, плачущую маслянистыми черными слезами. Эклектика пейзажей зачаровывает от первого и до последнего уровня. Перед нами действительно Страна Чудес Кэрролла, во всем ее сумасшедшем великолепии.

Но прекрасные земли недолго остаются таковыми. Мы видим, как гигантские куски местности улетают в пропасть, а их замещают черные гейзеры, бьющие в небеса. Краски темнеют, и  от уровня к уровню окружение будет выглядеть недружелюбней, словно показывая степень душевного расстройства Алисы. Поэтому в интересах игрока вернуть все в надлежащий вид.

Буквально сразу же после падения девушка встречает воскресшего Чеширского Кота (убитого Королевой  в первой части игры), который рассказывает: в Стране Чудес поселилось новое зло. Впрочем, татуированный мурлыка не спешит делиться сплетнями, поэтому выяснять природу зла придется нам самим.

И вот тут всплывает один из спорных моментов игры. С одной стороны, МакГи принадлежит к старой школе геймдизайнеров, которые считают, что хорошей игры должно быть много – часов на 20-30. С другой стороны, у сценаристов не хватило фантазии на то, чем заполнить эти часы. В результате большую часть времени мы будем прыгать с платформы на платформу, то и дело взлетая к небесам в струях горячего воздуха и уворачиваясь от ловушек. Если в первой игре можно было лазить по веревке и раскачиваться на ней, а также плавать, то здесь не предусмотрено таких возможностей. Зато Алиса может уменьшаться, к тому же, в этом состоянии она способна видеть то, что обычно скрыто от глаз. Но прохождение все равно начинает набивать оскомину где-то уже через час. Такое ощущение, что играешь в «Super Meat Boy», только в объеме.

Время от времени нам подкидывают противников, которых стало гораздо больше. Основной тип – это Погибель, черные аморфные существа, из которых торчат руки и лица кукол. Только их встречается пять видов, уничтожать каждый из которых нужно определенным способом. А ведь кроме них есть еще Глазники (ожившие чайники на треногах), Ледяные Снарки, Осы-Самураи, Болтомухи, слизни и воскрешенная Карточная Стража (видимо те, кто был убит девушкой в первой части). И это далеко не полный список! Теперь супостатов нужно умерщвлять с помощью тактики, нежели силы, потому что многие из них научились ставить блок и, к тому же, убиваются из определенного типа оружия. Многообразие противников только радует, но вот незадача – сражений не так много, как хотелось бы. Здесь всплывает вторая проблема – во время стрельбы автоприцел так и норовит переключиться на какого-нибудь слизня, в то время как нас атакует существо размером с трехэтажный дом.

Оружия стало меньше – два предмета для ближнего боя (Вострый Нож и Конь на палке), два для дальнего (Перечная Пушка и Чайник). Конь – аналог Крокетной Биты из первой части. Им можно разбивать определенные участки местности для того, чтобы расчистить проход. Перечной Пушкой можно стрелять по Пятачкам, спрятанным на уровнях, для  того, чтобы получить дополнительные бонусы. Кроме этого, в инвентаре Алисы появился зонтик (щит, отражающий атаки противника) и кролик с таймером (часовая бомба). Оружие можно прокачать, собирая зубы, которые вываливаются из противников после смерти.

Кроме этого, в меню можно поменять платья Алисы (которых у нее, как и у любой девушки, достаточно много). Некоторые наряды меняются при переходе на новую главу. Другие же можно найти в специальном разделе. Некоторые одеяния улучшают часть навыков девушки. Например, есть Мясное Платье, благодаря которому доступна Истерия (состояние «берсерка», появляющееся тогда, когда показатель здоровья подходит к концу).

Время от времени нам подкидывают мини-игры – двухмерный платформер, аналог шахмат, собирание паззлов и так далее. Они призваны разнообразить игровой процесс, но скорее только раздражают. И, к сожалению, в игре нам встретится всего лишь один босс, Кукольник, который будет поджидать героиню в самом финале. А до конца дойдут не все. Уж больно однообразен геймплей.

Впрочем, если вы любитель платформеров – вторая часть придется вам по душе. К тому же, словно чувствуя настроение игрока, разработчики подкидывают какую-нибудь новую «фишку» как раз к тому времени, когда терпеть бесконечные прыжки и падения становится уже невозможно.

Игра получилась очень спорной, в отличие от первой части – однозначного хита. Это не помешало МакГи анонсировать триквел, в котором разработчик намерен совместить лучшие стороны предшествующих частей. Американ пообещал ввести интересную особенность: девушка сможет посещать внутренние миры встречающихся персонажей и менять их. Впрочем, пока что работа над игрой даже не началась: разработчики собирают голоса фанатов, заинтересованных в продолжении.

Неизвестно, стоит ли ожидать триквел. Ведь если взглянуть на ситуацию объективно, Американ МакГи сделал себе имя только на первой «Алисе». Все остальное, что выходило у «Spicy Horse» дальше, получалось гораздо слабее и неинтереснее. Возможно, к третьей части МакГи и реабилитируется, но рано или поздно ему придется искать новую тему для игры: даже Страна Чудес способна наскучить.

Комментариев: 5 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Лена 13-07-2013 11:24

    Кто нибудь подскажите, как использовать жезл глажа бармоглота?

    Учитываю...
    • 2 ilya_pivovarov 15-07-2013 00:20

      А в чем проблема? Сначала его надо собрать, а потом использовать так же, как и обычное оружие.

      Учитываю...
  • 3 Мельник 16-04-2013 20:31

    Необычно конечно, но не в моем вкусе игрушка.

    Учитываю...
  • 4 Caspian 23-03-2013 15:36

    Илья, спасибо за труды, но, пожалуй, пройду мимо.

    Учитываю...
  • 5 Ланфир 20-03-2013 09:55

    Madness Returns - моя любимая игра, спасибо за рецензию =)

    Учитываю...