DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ ЗОВ МОГИЛЫ

Днем после этого

Многие геймеры помнят золотые годы отечественной игровой индустрии. Дилогия «Космические рейнджеры», оригинальный «Мор. Утопия», «Корсары», «Аллоды» и т. д. Казалось, еще чуть-чуть — и наш рынок видеоигр наберет такие обороты, что не будет уступать европейскому. Увы, этого не случилось. Долгие годы отечественный игропром находился в стагнации, лишь изредка подавая признаки жизни благодаря крохотным независимым студиям.

Когда всем казалось, что российская игровая индустрия навеки зациклилась на мобильных платформах, как гром среди ясного неба случился релиз Atomic Heart. Удивительно, но студия Mundfish утерла нос каждому скептику и сомневающемуся журналисту, тогда рядовой игрок поверил в чудо. Огонек надежды вспыхнул с новой силой, а на горизонте маячили «Смута» и The Day Before. О последней с ее разработчиками как раз и пойдет речь в этой статье.

Внимание тысяч игроков уже давно было приковано к якутской студии Fntastic. Например, в 2018 году состоялся релиз мультиплеерного экшен-хоррора DEAD DOZEN. Среди собравшихся на сессии игроков выбирался монстр, остальные формировали команду вынужденную противостоять ему в непростых условиях. Антагонист, которым являлся Гуль, мог обращать людей в чуть более слабых монстров, которые должны были охотиться на своих товарищей по команде, внедряться в нее и использовать различные уловки. Все это вносило в геймплей какое-никакое, но разнообразие, ведь игроки вынуждены были действовать осторожно, выстраивать баррикады и постепенно двигаться вперед в условиях окружающих их ловушек, холода и мрачной атмосферы Сибири. Да, DEAD DOZEN была откровенно сырой, недоработанной, но при этом интересной в перспективе. В год релиза она получила колеблющиеся обзоры и лишь один крупный апдейт, однако сейчас большинство рецензий — крайне отрицательные. Поддержка проекта прекратилась, а пользователи остались в недоумении. Однако сама Fntastic не теряла времени даром.

В 2021 году в Steam выходит Propnight на которую в 2021 году Евгений Черноснегов написал исчерпывающую рецензию. Классический Prop Hunt: четыре игрока, один преследователь. Концепция, по сути дела, близка к DEAD DOZEN, долго думать не пришлось. Изюминка — физика (с которой пытались заигрывать еще в прошлой игре), приятный визуал, концепция мрачных пряток и вновь смешанные отзывы. Очевидным решением было бы сконцентрировать внимание и силы на проекте, не распыляться, доводить до ума, ведь были игроки и была перспектива. Вот только Fntastic опять решают идти вперед не оглядываясь, пустив при этом большую часть имеющихся ресурсов в рекламу своего самого амбициозного проекта. Если вы зайдете на страницу Propnight в Steam на момент публикации этой статьи, то увидите отзывы за декабрь 2023 года примерно следующего содержания: «Где обновления?», «Уже неделю не могут исправить ошибку!», «Как зайти в игру?» или «Совершенно забили на перспективный проект».

Студия двигалась к намеченной цели, увы, известной только ее руководству, невзирая на репутационные и кадровые потери. Стоит признать: маркетинг The Day Before, которая находилась в разработке с 2018 года, был настолько успешным, что Fntastic привлекла внимание игроков не только из СНГ, но и со всего мира. Еще бы, сеттинг постапокалипсиса, открытый мир с возможностью путешествия едва ли не между штатами на разнообразном транспорте, ММО-составляющая, умные и реагирующие на события в мире зомби, великолепный визуал постановочных трейлеров.

Именно с таким содержанием позиционировалась The Day Before. Всем казалось, что в этом мире можно будет жить (ну или выживать)! Вот только разработка затягивалась, ползли тревожные слухи, посыпались один за другим скандалы, доходящие до полного абсурда. Всё это разгребало стихийно собравшееся фан-сообщество.

Весной 2022 года разработчики объявили, что процесс работы над игрой затягивается в связи с переходом на Unreal Engine 5. Это уже было первым тревожным звоночком. Насколько рациональным будет переносить проект на новый скелет, никого из руководства студии не волновало, впрочем, как и наличие у сотрудников опыта взаимодействия с новой версией движка. Как бы то ни было, дату релиза передвинули на 2023 год.

Первый месяц нового года отметился тем, что, как оказалось, Fntastic не зарегистрировала название торговой марки, и она была занята другим лицом. Студия лишалась возможности продавать собственную игру в Steam, ее страница временно исчезла из магазина. Спустя месяц напряженного молчания выходит ролик, который резко контрастирует со всеми предыдущими. Близкая к реальному положению дел демонстрация заочно разочаровала большинство, ведь ранее рекламируемая версия и представленная теперь сильно различались между собой. Графика прошла через колоссальный даунгрейд, а от былой динамики не осталось и следа. Сложилось впечатление, что Fntastic сами не знают, какой результат получится в итоге. И вот 7 декабря ящик Пандоры был открыт. Прошло четыре дня, и студия официально перестала существовать. В тот же день Эдуард Готовцев, ее генеральный директор, опубликовал сообщение, по которому можно было судить о более чем 200 000 проданных копий, больше половины из которых были практически сразу же возвращены и продолжают возвращаться расстроенными покупателями до сих пор. В том же сообщении говорилось: «Результаты даже хуже, чем у Propnight».

За стоимость AAA-проекта нам предлагали полупустой мир, где порою встретить другого игрока было сродни поиску оазиса в песках. В довесок шло неисчислимое количество гротескных багов, сломанная физика и ассеты, большая часть из которых была куплена или сделана сотрудниками и волонтерами, оных Fntastic охотно брала в помощь. Персонажи увеличивались в размерах до уровня многоэтажных зданий, машины танцевали в воздухе, а игроки то и дело проваливались в текстуры. Урон по зомби проходил порою спустя несколько секунд, а ближнего боя как такового не было вовсе. Тысячи негативных обзоров обвалили рейтинг игры в Steam до такой степени, что, бывшая в прошлом одной из самых ожидаемых, она превратилась в едва ли не самую низкооцененную! В истории отечественного игропрома (хотя юридически студию Fntastic российской считать вряд ли получится) уже была подобная ситуация с Lada Racing Club, которую, скорее всего, не вспомнит только ленивый.

В настоящий момент официальный сайт Fntastic закрыт, веб-страница содержит лишь список релизов студии, который красуется как эпитафия на надгробии, и информацию о возврате средств. С закрытием студии из магазина Steam пропала возможность купить игру, так что если вы решитесь окунуться в нее с головой, то с высокой долей вероятности сможете сделать это лишь через торренты. Впрочем, нельзя сказать, что разработчики не добились чего-либо положительного. Напротив. Тотальный провал The Day Before привлек внимание аудитории к DayZ, другому ММО-проекту в тематике зомби-апокалипсиса, но куда более достойному во всех отношениях.

На самом деле, судьба Fntastic очень показательна. DEAD DOZEN и Propnight могли быть доведены до ума и стать хорошими мультиплеерными видеоиграми с элементами хоррора, которых отечественному игропрому критически не хватает. Однако ни та, ни другая не смогли принести желаемого разработчиками успеха после релиза и оказались заброшены. В истории с The Day Before и вовсе замечены случаи откровенного обмана и введения в заблуждение игроков, регистрация липовых офисов в Сингапуре и потребительское отношение к ряду сотрудников, о чем говорят некоторые из тех, кто успел связать свое ремесло со скандальной студией. Сложно представить, что такое могли прорекламировать на Тайм-сквер в Нью-Йорке, но это факт. У якутской студии действительно нашлись миллионы долларов на короткую, но эпатажную рекламу в США, хотя сейчас это выглядит не иначе как психологическая операция над американскими гражданами.

Восемь лет существования Fntastic. Пять проектов, вышедших в релиз. Пять лет разработки The Day Before. Все это ради четырех дней позора после выхода когда-то одной из самых ожидаемых игр в Steam. Заветного дня успеха не случилось. Зато мы получили один из самых громких провалов всего 2023 года.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)