DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Дракула: мертвый и…

Дракула/ The Mammoth Book of Dracula: Vampire Tales for the New Millennium (антология)

Автор: Стивен Джонс

Жанр: триллер, хоррор

Издательство: Азбука, Азбука-Аттикус

Серия: Лучшее

Год издания: 2012 (в оригинале — 1997)

Перевод: Ю. Зонис, П. Скорнякова, И. Павлова и др.

Похожие произведения:

  • «Вампиры. Опасные связи» (антология, составитель Стивен Джонс)
  • «Вампирские архивы» (антология, составитель Отто Пенцлер)
  • «Вампиры» (антология, составитель Стивен Джонс)
  • Тематическая антология — это всегда здорово. Это возможность познакомиться сразу с широким спектром рассказов на конкретную тему, изучить возможности ее презентации, посмаковать подходы каждого из авторов… Постапокалиптические антологии, антологии про зомби, про оборотней, про чудовищ — имя им, как говорится, легион. В этом есть и определенный маркетинговый смысл — прицел на аудиторию любителей конкретной темы, а не размытое «для поклонников жанра ужасов». И заманчивая легкость для составителей — возможность определить четкую задачу для авторов: «Есть рассказ про зомби? Давай. Нет? Пиши!»

    В антологии Стивена Джонса «Дракула» — тридцать семь рассказов. И пусть даже тот факт, что вампирская тематика весьма щедра и разнообразна, бесспорен — все равно число текстов очень велико. Складывается впечатление, что для Джонса это было не просто составление антологии, а некая программная работа: охватить все то, что было написано про Князя Кровососов, хотя бы тематически.

    Иначе ничем не объяснить присутствие в сборнике таких текстов, как поэма Дж. Г. Байрона «Гяур» (The Giaour, 1813 г.) или пьеса «Дракула, или Вампиры: Пролог» (Dracula: or The Un-Dead: Prologue, 1897 г.) Брэма Стокера. Да, классика. Да, тексты и авторы, которые стали родоначальниками жанра, заложили фундамент этой огромной общаги, называемой «истории о вампирах», — но в рамках антологии, где подавляющее большинство произведений датировано 1997 годом, они выглядят бедными и чудаковатыми родственниками. Если бы Джонс поставил своей целью собрать не просто антологию, а ретроспективу развития темы, от XIX века к XXI, то наличие Стокера и Байрона было бы обязательно. Здесь же эти произведения смотрятся как искусственное включение ради текстового разнообразия.

    К такому же элементу «видового разнообразия» можно отнести и рассказ Мэнли У. Уэллмана «С дьяволом не шутят» (The Devil Is Not Mocked, 1943 г.) — неплохую историю о том, как незадачливые нацисты попали в лапы самого графа. Достойный образец политизированного, «актуального» хоррора, но все равно не жемчужина жанра.

    Собственно, жемчужин в этой антологии не наблюдается. Тексты больше напоминают пробу пера в теме, желание поиграть в «а что, если Дракула…» — но не серьезную разработку идеи и сюжета. Дракула — кумир и идеолог коммуны хиппи (Нэнси Холдер, «Помешанный на крови», Blood Freak, 1997 г.) Как начало анекдота это звучит свежо, неплохо, и как завязка социально-философского романа любопытно, но при развитии сюжета в стилистике хоррора все уплощается и упрощается.

    История о Дракуле как парафраз культовой «Касабланки» (Пол Дж. Макоули, «Худшее место на земле», The Worst Place in the World, 1997 г.). Неисчерпаемые возможности для постмодернистской игры, интертекста и гипертекстуальности были потрачены на то, чтобы усадить вампира за барную стойку в африканской глубинке. Да и мысль о том, что человеческие зверства порой превосходят вампирские забавы, — не нова и не оригинальна.

    Беда данной антологии в том, что в попытке показать всю многогранность мифологического образа графа Дракулы Джонс этот самый образ попросту деконструирует. В попытках придать образу графа (все-таки достаточно затасканному за XX век) оригинальности, авторы идут на самые смелые эксперименты, часть из которых себя попросту не оправдывает.

    Например, Терри Лэмсли в рассказе «Волонтеры» (Volunteers, 1997 г.) усаживает его в инвалидную коляску в ожидании волонтеров-соцработников. А Нэнси Килпатрик в истории «Порнорама» (Teaserama, 1997 г.) предлагает ему впасть в одержимость актрисой Бетти Пейдж… Кстати, «кино+Дракула» — тема, которая волновала не одного автора. Брайан Ламли «Зак Фаланг — Влад Цепеш» (Zack Phalanx Is Vlad the Impaler, 1977 г.) и Ким Ньюмен «”Дракула” Фрэнсиса Копполы» (Coppola's Dracula, 1997 г.) делают графа или его родственников участниками киносъемок (любопытно, но не более: пока, пожалуй, наиболее удачные гибриды — у Олди в непритязательном «Кино до гроба и…» и в кинокартине Э. Мериджа «Тень вампира»).

    У Кристофера Фаулера в «Библиотеке Дракулы» (Dracula's Library, 1997 г.) получился милый оммаж классическому роману Брэма Стокера — оммаж, подобные которому обычно называют фанфиками. Джонатан Харкер, будучи гостем в замке Дракулы, проводит несколько месяцев в его библиотеке... Любопытная идея, из которой можно было сделать как сатирическую зарисовку, так и серьезный постмодернистский текст. Однако в итоге вышла довольно средняя стилизация под классическую «черную романтику».

    На фоне достаточно блеклого многообразия выгодно выделяется рассказ Грега Мастертона «Асфальт» (Roadkill, 1997 г.). Вампиры и бюрократия — это всегда смешно, но здесь опытный автор смог удержаться лишь на легкой улыбке, закончив все-таки леденящим ужасом.

    Отдельно рассказывать о каждом из более чем трех десятков рассказов смысла нет — о некоторых из них и сказать-то нечего, кроме как указать название и дату на могильн… дату написания. Собственно, неудивительно и ненаказуемо: тема вампиров достаточно истаскалась и обветшала к 1997 году, поэтому особых жемчужин (тем более, судя по датам, или созданных специально для антологии или выуженных из стола) ожидать не стоило. Большое количество текстов тоже сыграло не пользу антологии — вампирское однообразие быстро наскучивает, читать становится утомительно и несколько предсказуемо, хочется отложить книгу и заняться чем-нибудь другим — чтобы вернуться потом, когда вампирская оскомина пройдет. Однозначно слабых или провальных текстов здесь нет — но крепкие середняки задушили тему, как сорняки.

    Итог: несомненно, как подборка текстов о вампирах в общем и Дракуле в частности, данная антология — бесценный кладезь идей и сюжетов. Как образец «вампирской» прозы — весьма слабо, разношерстно, без внятной концепции.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)