DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Дум-метал — мрачный и особенный

Дум-метал — довольно своеобразный поджанр тяжелой музыки, который по нраву и любителям бескомпромиссной «тяжести», и ценителям старого доброго блюза. Как устроен дум и куда идет, разбирался Дмитрий Иванов.

Истоки. Black Sabbath, хэви-метал и блюз

Знаменитая во всем мире музыкальная группа с чарующим названием «Черный шабаш» не просто так обрела свою уникальность. Ее участники родились и жили в Бирмингеме, своеобразной Мекке британского тяжелого рока, и до 1968 года играли в разных полулюбительских коллективах. Строго говоря, первоначально группа (тогда под названием Earth) ориентировалась на тяжелый блюз, но гитарист и основной композитор группы Тони Айомми был вынужден сменить ориентиры из-за несчастного случая по месту работы на сталелитейном заводе, когда он лишился кончиков среднего и безымянного пальцев правой руки. Поскольку Айомми левша, это происшествие вполне могло оборвать карьеру гитариста, которая только-только пошла в гору. Однако все сложилось с точностью до наоборот.

Находчивый Тони сменил струны на более тонкие, переместил их ближе к грифу и ослабил натяжение, чтобы при звукоизвлечении избежать травм и сильнейшей боли (кустарно изготовленные протезы были неплохи, но, увы, с ними музыкант не мог контролировать струнное натяжение, и от них пришлось отказаться). Таким образом, гитара зазвучала гораздо мрачнее и глубже, что сразу выделило группу из сонма в целом неплохих, но однообразных команд. Вскоре пришло название (так обозвали в англоязычном прокате подзабытый ныне итальянский фильм ужасов «Три лика страха»). К мрачным саунду, названию и имиджу вскоре добавились мрачные тексты. Вкупе со специфической манерой пения Оззи Осборна все это дало начало новому направлению рок-музыки. Эстафету позже подхватили многие музыканты (к примеру, американцы Pentagram, шотландцы Iron Claw), но оглушительного — и до сих пор беспрецедентного — успеха на этом поприще первыми добились именно англичане Black Sabbath (которые, к слову, постепенно отошли от протодума в пользу неплохого, но все-таки традиционного хэви-метала).

До сих пор главная особенность жанра — средний и низкий темп в противовес скорострельным хард-рок- и хэви-метал-боевикам.

Становление жанра и появление названия

В конце 70-х и начале 80-х появилось множество групп, которые начали ориентироваться на направление, тогда еще неотделимое от обычного хэви, и играть что-то свое, но с оглядкой на предшественников. Все те же замедленные риффы, мрачный и, что называется, «жирный» саунд, атмосфера обреченности — все это был уже не одноразовый эксперимент, а самостоятельно развивающееся направление. Своего рода вехой стал выход дебютного альбома шведской группы Candlemass «Epicus Doomicus Metallicus» (1986). Кроме стилизованного под латынь названия, альбом отличался еще более тяжелым по сравнению с релизами предшественников саундом, а также своеобразным эпическим размахом. Многие критики даже выделили новую разновидность — эпик-дум-метал, — провозгласив работу Лейфа Эдлинга и его команды эталоном.

Конечно, немногие музыканты любили развесистые аранжировки: большинство играло тяжело, медленно — и скуповато. Особенно это касается группы Cathedral, которую основал один из бывших вокалистов прославленной Napalm Death Ли Дорриан из Ковентри, Великобритания. Однажды ему надоел дэт-грайнд, который играла Napalm Death, и Дорриан взял курс на музыку а-ля Black Sabbath, слегка осовременив звучание. Да, кстати, Napalm Death зародились неподалеку от Бирмингема, поэтому влияние Осборна и Айомми на юного Дорриана закономерно.

Дальнейшее развитие жанра

После того как сформировалось традиционное звучание дум-метала, самые разные музыканты начали совершенствовать его по своему вкусу. Появился дэт-дум-метал, добавивший сырости и грубости риффам, а также заменивший традиционный вокал на гроул. Возник фьюнерал-дум-метал, исполнители которого играли так медленно, как только могли, словно рисуя звуками целые картины, полные отчаяния и опустошения. Иногда они вводили в композиции элементы эмбиента, нойза и дроуна — конечно же, в самой мрачной гамме. Впрочем, для дроуна, то есть непрерывно повторяющегося музыкального тона, нашлось применение в самом «неслушабельном» с точки зрения обычного человека подстиле: дроун-думе. Его представители сумели добиться невероятного, практически физиологического воздействия на слушателей, используя очень низкий строй гитар, аппаратуру, которая предельно чисто воспроизводит низкие частоты и вводя в композиции шумовые элементы — нойз и дарк-эмбиент. Порой использовался даже инфразвуковой диапазон, отчего посетители живых выступлений испытывали безотчетный ужас.

К счастью, не все музыканты увлекались столь экстремальными экспериментами. Многие сочетали простую для восприятия музыку с общей для всех разновидностей дум-метала мрачной атмосферой и замедленным темпом песен. Добавив дополнительные инструменты — клавишные, смычковые, а порой и духовые, разбавив дэт-дум элементами готического и психоделического рока, исполнители получили готик-дум. Он скорее меланхоличен, нежели депрессивен; весьма мелодичный, он легко и приятно воспринимается. Иконой этого поджанра можно смело назвать группу Type 0 Negative и ее бессменного вокалиста и соавтора музыки Питера Стила. Коллектив этот добился головокружительной популярности не только из-за красоты мелодий, чудесного вокала и чувственных текстов, которые писал тот же Стил, но и благодаря харизме фронтмена, который, к сожалению, умер слишком рано — в 48 лет — от аневризмы аорты.

Время расслабиться. Стоунер-рок и производные

Пока дум-метал обретал свое традиционное звучание, в 1987 году в Палм-Дезерт (Южная Калифорния) под его непосредственным влиянием зародился совершенно новый, чарующий и дурманящий поджанр рок-музыки. Вначале его называли «пустынный рок», памятуя о месте зарождения, а затем окрестили стоунер-роком, используя сленговое обозначение курильщика марихуаны — «stoner».

Первой ласточкой была группа Kyuss, созданная Джошем Оммом. Заложенный ею фундамент довольно прост, но и прочен: повторяющиеся риффы дум-метала скреплены элементами блюз-рока и психодела. Низко настроенные гитары, средний и низкий темп в сочетании с дурманящей атмосферой вполне могут ввести в некое подобие транса, причем без дополнительной стимуляции наркотическими препаратами, пусть некоторые поклонники и утверждают обратное.

Стоунер-рок постепенно утяжелялся, превращаясь в стоунер-метал, а затем проник на территорию сладж-метала и сладжкора, которые в свою очередь впитали в себя наследие раннего дум-метала, хардкор-панка и классического индастриала, пытаясь совместить агрессию, безнадежность и апатию в музыке, которая просто бьет по мозгам — порой практически в прямом смысле слова. Сладж-метал возник примерно в то же время, что и стоунер-метал, только в другом регионе США, и столь же быстро распространился по всему миру.

В заключение: ни один другой жанр экстремальной музыки не претерпел столько изменений, оставшись по сути практически тем же, с чего и начался. Удивительно, но факт: дум-метал всегда останется доступным для многих и одновременно трудным для прослушивания в качестве фоновой музыки.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Wora 09-09-2021 13:35

    Пришёл почитать статью, а нашёл группы и направления в музыке, о которых ранее не слышал.

    Учитываю...
  • 2 Аноним 02-05-2021 08:32

    Обстоятельный обзор!

    Учитываю...