DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ЗАКЛЯТЬЕ. 13-Й ЭТАЖ

Два по цене одного

Дикари. Дети Хаоса / Savages. Children of Chaos (авторский сборник)

Автор: Грег Ф. Гифьюн

Жанр: хоррор, мистика

Издательство: АСТ

Серия: Мастера ужасов

Год издания: 2022 (в оригинале — 2016/2009)

Перевод: А. Локтионов

Похожие произведения:

Относительно массовый российский любитель хоррора знает Грега Ф. Гифьюна по его дебютному роману «Сезон крови», встретившему у этого самого любителя заслуженно теплый прием. В «Сезоне крови» Гифьюн продемонстрировал завидную способность ориентироваться в самых темных чуланах человеческой души и ловко вытаскивать оттуда на свет божий все жуткое содержимое. В общем, заявил о себе как об очень перспективном авторе. И вот, спустя четыре года после выхода его первой книги, издательство АСТ порадовало поклонников писателя еще двумя его романами — «Дикари» и «Дети Хаоса».

В «Дикарях» группа людей, спасшихся с потерпевшей крушение яхты, попадает на затерянный в Тихом океане необитаемый остров. На острове очень мало пищи и почти нет воды, поэтому, чтобы выжить, людям придется держаться вместе, поскольку спасения ждать неоткуда. Самый сильный и опытный из них, Джино, метит на место лидера, с чем не согласен Херм, с которым у Джино давний конфликт. В первый же день нервозность в группе перерастает в перепалки между этими двумя, грозящие перейти в открытое противостояние. Но это меньшая из проблем, обрушившихся на островитян. Вскоре они узнают, что на острове живет древнее демоническое существо, которое начинает на них охоту, появляясь будто из-под земли и убивая одного за другим.

Гифьюн вроде бы делает ставку на психологическую составляющую, сталкивая персонажей не только со страшной сверхъестественной угрозой, но отчасти и друг с другом. Однако полноценного развития эта линия в романе не получает, до конца раскрываясь лишь в одной яркой сцене, что, в свою очередь, добавило книге некоторое количество очков, но светом в конце туннеля для «Дикарей» не стало. В лучшем случае — лампочкой в темном коридоре. В остальном же задумка не работает и лишь слегка проступает сквозь рисунок сюжета слабо намеченным пунктиром, что вызывает немалое недоумение и обманывает ожидания. Гифьюн ходит вокруг да около, время от времени подливая масла в огонь тлеющего конфликта, но не позволяя ему разгореться как следует.

Как выясняется, даже в самых диких условиях люди становятся дикарями отнюдь не сразу. Слишком много в них человеческого. Оно-то и мешает такому заманчивому, на первый взгляд, одичанию и возврату к первобытности. Имей персонажи Гифьюна достаточно времени, шансов на настоящее одичание они бы получили гораздо больше. Но именно во времени, этом самом ценном ресурсе деградации, они и ограничены, поскольку на людей охотится неведомый монстр, которому некогда ждать их перерождения. Хотя для некоторых он его ускорит — ведь для того, чтобы победить монстра, нужно самому стать монстром. Это всем известное утверждение старо как мир и, как всякая древняя мудрость, очень банально. В нем нет новизны, как и в сюжете, где группа людей оказывается на ограниченном участке земли лицом к лицу с обитающим там чудовищем/чудовищами, которое/которые медленно убивают чужаков. Сходу вспоминаются «Хищник» и ряд фильмов ужасов категории B, названия которых запомнить труднее, чем сюжет, настолько они однотипны. Имя им — Легион.

Гифьюн в «Дикарях» пошел старой истоптанной дорожкой, на которой автора не ждет ничего, кроме очередного сражения с монстром и гарантированным исходом разной степени предсказуемости. Слишком тесно, слишком мало места, чтобы развернуться и сработать оригинально в рамках такой ограниченной схемы. Вот и у Гифьюна по большей части не вышло. В общем и целом книга вполне читабельна, но не более того. Это литературный фастфуд категории B, который, несмотря на малый объем, то и дело грозит стать комом в горле читателя и, за исключением некоторых удачных кусков, почти не имеет вкуса.

«Дети Хаоса» на этом фоне поначалу отличаются в лучшую сторону. Это Гифьюн образца «Сезона крови», который с блеском удерживает и даже повышает планку, установленную своим дебютным романом. Но это только на первый взгляд. При более близком знакомстве появляются вопросы, ответы на которые понравятся далеко не всем.

Начинаются «Дети Хаоса» на городском пустыре, где трое мальчишек встречают покрытого шрамами незнакомца, который ведет себя очень странно и этим пугает. Один из мальчишек, Мартин, убивает чужака мечом, найденным в его рюкзаке. С этого момента их компания хоть и связана кровью, но постепенно распадается. Много лет спустя Фил, еще один из троицы, а ныне — неудачливый писатель, получает от матери Мартина выгодное предложение — вернуть домой ее сына, который после долгих странствий осел в Мексике и основал там кровавый религиозный культ, объявив себя богом. Филу позарез нужны деньги, а мать Мартина богата и готова не только щедро заплатить, но еще и покрыть все дорожные расходы. Поэтому Фил соглашается и отправляется в путешествие, грозящее ему гибелью.

И тут у искушенного читателя появляются первые подозрения. Начинаются они с сильного déjà vu, возникающего в сцене прослушивания откровений Мартина, записанных на видеокассету, и рассказа о его поисках. Мартина уже пытались найти два крутых частных детектива, но один из них сошел с ума, а второй пропал. Но особенного узнавания добавляют проповеди Мартина, выдержанные в предельно брутальном и нигилистическом стиле. Он обличает бога, людей и весь мир за ложь и лицемерие. И самое главное — он обещает убивать вновь и вновь. Самыми чудовищными и изощренными способами, чтобы через муки и страдания показать подлинную суть добра и зла, между которыми нет разницы. Цель, по мнению Мартина, оправдывает любые средства, тем более что никаких запретов и морали для него не существует.

Перед потрясенным читателем, который после таких оглашений превращается в зрителя «Апокалипсиса сегодня» Ф. Ф. Копполы, в полный рост выпрямляется фигура полковника Курца. Та самая, мрачная и огромная, затмевающая все. Фигура монстра и сверхчеловека. В «Сезоне крови» такой монстр тоже был, но дебютный роман Гифьюна имел оригинальный сюжет. А «Дети Хаоса» композиционно почти полностью копируют «Сердце Тьмы» Джозефа Конрада, о чем Гифьюн сообщает в авторском примечании к роману. Поэтому ничего нового в «Детях Хаоса» нас не ждет. Знакомый с книгой и ее киноинтерпретацией читатель будет постоянно сталкиваться с до боли знакомыми мизансценами, которые Гифьюн воспроизводит с оригинала с пародийной старательностью. Да и финал, в общем, тоже предсказуем. Мы все это видели и читали. И у Копполы, и у Конрада.

Однако в контексте «Детей Хаоса» сказать, что однажды виденное внимания больше не стоит, будет неправдой. Роман написан на живом, наэлектризованном нерве, или, как бы напыщенно это ни звучало, кровью сердца. В случае с «Детьми Хаоса» это не пустая метафора, Грег Гифьюн действительно вложил в свое творение душу. И хотя «Дети Хаоса» — во многом повторение пройденного, похвалы роман заслуживает хотя бы за искренность, с которой написан. А еще за неожиданные встречи с самыми разнообразными ужасами, подстерегающими Фила и его спутников на протяжении всего путешествия. Тут Гифьюн очень хорош и изобретателен, и по части хоррора к содержанию романа претензий нет. Его там в избытке.

Наконец, последнее, но главное «но». Очевидное здесь, вопреки всему, не столь очевидно, и свой, незаимствованный, финал у этой истории будет. Торт без вишенки — не торт. А Грег Гифьюн, несмотря ни на что, постарался на славу.

Подводя итог: именно «Дети Хаоса» — главное блюдо сборника, к которому «Дикари» идут в качестве не слишком аппетитного, но все же не лишнего довеска. Вкусы, в конце концов, бывают разные.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 26-05-2022 21:47

    Книга уже стоит на полке, дожидается своего часа smile Спасибо за рецензию.

    Учитываю...
  • 2 Михаил 20-05-2022 17:15

    "Дикари" очень понравились. Сцена, в которой герои изучают бункер, на мой вкус одна из самых атмосферных, какие я встречал в книгах серии. А "Дети" больше напоминают черновой вариант "Сезона крови"

    Учитываю...