КЛАССИЧЕСКИЕ УЖАСЫ — 5
Ведьма (сборник)
Автор: Фриц Лейбер
Составитель сборника: А. Лактионов
Жанр: хоррор, мистика, фантастика
Издательство: АСТ, Terra Fantastica
Серия: Классика литературы ужасов
Год: 2002
Похожие произведения:
Роберт Блох «Психо. Рассказы» (сборник, изданный в той же серии)
Ричард Матесон «Легенда. Рассказы» (сборник, изданный в той же серии)
Он начинал свой литературный путь по стопам Говарда и состоял в переписке с Лавкрафтом. Последний даже читал первый рассказ из ставшего впоследствии знаменитым цикла и дал младшему коллеге несколько советов, как улучшить повесть «Гамбит адепта». Получив эти начальные толчки, писатель отправился в свободное плавание. И вот, в итоге Фриц Ройтер Лейбер-младший так разнообразил своё творчество, что его считают «своим» как любители фэнтези, так и поклонники научной фантастики.
Читатель, отдающий предпочтение ужасам, также может найти «тёмные» жемчужины среди творческого наследия чикагского писателя.
Сборник «Ведьма» из серии «Классика литературы ужасов» составили три романа, одна повесть и несколько рассказов. Роман, давший книге название, открывает подборку и настраивает на нужный лад. В послесловии к сборнику утверждается, что Лейбер предпочитал работать на стыке жанров. «Ведьма» подтверждает, что это действительно так — мистический роман о ведьмах, главный герой которого ни на йоту не верит в магию и колдовство. Казалось бы, он на собственном опыте не единожды убедился, что охранные амулеты действительно способны защищать, а чудовищные сверхъестественные существа из иных миров реальны. Однако Норман Сейлор упрямо не верит, отрицает всё это. Совпадения случайны, а якобы мистические явления подстроены обычными людьми.
Совершенно другую позицию занимает жена Нормана Тэнси. Уж ей-то не надо доказывать существование магии, ведь она и сама ведьма. Её мужу постоянно угрожает опасность, которую женщина пытается предотвратить с помощью колдовства. Но когда Норман убеждает Тэнси выбросить все обереги и прекратить шептать заклинания, начинаются проблемы...
Роман «Ведьма» ставит вопрос: каково место мистики и колдовства в современном мире, рациональном и насквозь пропитанном духом материализма (произведение написано в 1943 году)? Какова реакция обычных людей на их проявления? И хотя Норман Сейлор даже и в финале романа не уверен в том, чему был свидетелем, в какой-то момент времени он поверил... Эта была самая тревожная сцена во всём произведении: муж в строгости выполняет инструкции жены и... колдует!
Два других романа, попавших в подборку, от мистики и ужасов ещё дальше. Но всё же «Грешники» — это скорее мистика, чем фантастика. История того, как Карр Маккей узнал об истинном положении вещей и перестал быть обывателем. Вместе с тем он стал жертвой, за ним теперь охотятся некие люди, такие же, как он, — так же, как он, ощущающие мир, но при этом возомнившиеся себя кем-то вроде богов. Им такие как Карр, конечно же, мешают — потому и идёт охота. Но Маккей в своём противостоянии не один, девушка по имени Джейн часто оказывается рядом. Собственно, благодаря ей Карру и удалось взглянуть на окружающую действительность под новым углом.
В отличие от «Грешников», романа динамичного, в котором мистика выходит на первый план, «Необъятное время» — фантастическое произведение с неспешно развивающимся сюжетом. Действие происходит на некоей Станции, где участникам войны во времени, обычным солдатам, сражающимся в различных точках пространства-времени, дают возможность восстановиться. Круг персонажей строго ограничен; диалоги (и монологи) превалируют над действием. Да и вообще, весь роман похож на пьесу, что неудивительно для Лейбера, выросшего в семье актёров «шекспировского» театра.
Рассказы в книгу попали примерно в том же соотношении, как романы — немного ужасов и мистики, больше фантастики. Впрочем, первые четыре текста малой формы подобраны довольно удачно.
«Бум-пампампам-бим-бам-бом» повествует о таинственном символе, вмещающем в себя все другие символы мира. Обнаружившие его музыкант и художник и не подозревали, к чему приведёт его распространение. Рассказ «Дымный призрак» относится к лучшим и самым известным творениям Фрица Лейбера. Несмотря на довольно простое название, никакого стандартного мистического хоррора за ним не обнаруживается. История странная и непонятная, мастером создавать которые и был автор. И — что немаловажно — рассказ действительно жуткий.
«И тогда Джо бросил кости...» — сюрреалистическое полотно, казалось бы, достаточно простое и понятное сначала, но постепенно становящееся чем-то из разряда: «что это было?» Именно этим недоумением, возникающим по прочтении, и сильна история. Здесь совсем необязательно понимание сюжета, гораздо интереснее образы персонажей. «Власть кукол», ещё одна достаточно известная вещь, завершает блок мистических рассказов. Куклы-убийцы — как это банально! Но в умелых руках Лейбера этот сюжет играет новыми красками. Кукловод, виртуозно справляющийся со своими подопечными, которому нет равных, неожиданно перестаёт пускать за кулисы жену. Женщина беспокоится как о муже, так и о его куклах, и просит помощи у старого друга...
Ещё два рассказа: «Корабль отплывает в полночь», «А я пойду дальше...» — не ужасы, не мистика, а фантастика. В первой истории автор ставит вопрос: что будет, если на Землю прилетят инопланетяне, но в процессе изучения и исследования планеты увлекутся настолько, что решат не возвращаться домой?.. Во втором рассказе Лейбер конструирует «обратный» мир: все события мировой истории на своих местах, только вот время течёт вспять. Соответственно, люди не рождаются, живут и постепенно стареют, а воскресают из мёртвых и молодеют. Но и в этом мире не все одинаковы — на рассказчика время вообще никак не влияет, и он проживает век за веком, наблюдая, как великие цивилизации скатываются к варварству...
Вот, казалось бы, и всё... Но разве можно считать сборник избранных произведений Фрица Лейбера полным без его главных созданий — Фафхрда и Серого Мышелова? Составитель посчитал, что нет, и включил в подборку повесть и рассказ о приключениях двух героев.
В «Весёлом городе Ланхмаре» варвар и пройдоха, промышляющие воровством, впервые знакомятся и сразу же становятся друзьями. Подруга Фафхрда упрашивает его отправиться в дом Гильдии Воров, чтобы расправиться с Кровасом, тем самым отомстив за девушку. Повесть явно распадается на две части: первая — довольно лёгкая, беззаботная и ироничная, пародийная направленность которой видна невооружённым взглядом, и вторая — мрачная, тёмная, наполненная кошмарным колдовством. Другой вариант перевода произведения, дословный — «Зло встречается в Ланхмаре» — более точно передаёт суть истории.
Во втором и последнем рассказе в сборнике предстаёт ещё один интересный персонаж цикла о Фафхрде и Сером Мышелове — Смерть. Смерть выполняет свою работу, и парочка друзей оказываются одними из тех, кому судьбой предначертано отправиться в мир иной. Но приятели не так-то просты: даже подосланные убийцы не в силах лишить жизни двух воинов. Вот и приходится Смерти искать замену... В пародийно-иронической направленности рассказа «Печаль палача» и вовсе нельзя усомниться. Образ Смерти не вызывает даже тени страха. Тем не менее, как раз этим произведение и интересно.
В сборник «Ведьма» вошли разные по настроению и стилю произведения Фрица Лейбера. Действительно «страшных» текстов не так уж и много, и другие рассказы (например, «Девушка с голодными глазами», «Чёрный гондольер», «Мертвец», большая часть авторского сборника «Посланцы Ночной Тьмы») и романы (знаменитая «Богородица Тьмы») пришлись бы очень кстати. Их место заняли другие работы — фантастические и фэнтезийные, что, с одной стороны, не пошло книге мистики и ужасов на пользу, но, с другой стороны, более полно в жанровом отношении представили творчество чикагского писателя.
1 Донни Йен 20-05-2014 12:00
Очень люблю фентези, и какие бы книги этого жанра не читал, первые несколько книг "Саги о Фафхарде и Сером Мышелове" - самые любимые.Прочитал еще в детстве,до сих пор помню осенние вечер и ночь, когда ступил в Ланкмар, город Тысячи тог.Настолько мне в нем понравилось, что время от времени возвращаюсь туда
2 Кел-кор 20-05-2014 13:40
Я считаю себя не только ценителем, но и каким-никаким знатоком жанра «меч-и-магия», но вот до Фафхрда и Серого Мышелова, стыдно сказать, добрался только сейчас.
Небезынтересно, да...
3 Satampra 20-05-2014 10:16
в сборнике АСТ 5-7 летней давности представлен целый тематический сборник "Темные агенты ночи".
он затерялся на фоне прочих книг серии посвященной НФ.
4 Кел-кор 20-05-2014 13:38
Книга называется «Зелёное тысячелетие», вышла в серии «Классика мировой фантастики». Было и ещё одно «Зелёное тысячелетие», и там также были хоррор-рассказы.
5 Caspian 20-05-2014 05:22
До сегодняшнего дня я знал не больше пяти-семи произведений Фрица Лейбера. Теперь же я знаю на что следует обратить более пристальное внимание в творчестве автора. Дима, спасибо за рецензию! Она побуждает отыскать этот сборник в интернет-магазине.
6 Кел-кор 20-05-2014 13:36
Спасибо.
Лейбер, как по мне, интересен в общем и целом, причём в любом из жанров. Но есть у него такие мудрёные вещи, что просто вообще непонятно бывает, о чём.