DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Дзюндзи Ито и его «Томиэ»

Томиэ / Tomie / 富江

Сценарист и художник: Дзюндзи Ито

Жанр: хоррор

Издательство: «Фабрика комиксов»

Год издания: 2019 (в оригинале – 1987–2000)

Перевод: А. Демина

Похожие произведения:

  • серия фильмов «Подопытная свинка» (1985-1990)

Глядя на Дзюндзи Ито, видишь скромного улыбчивого японца средних лет. У него смешные очки, тихий голос, на публике он появляется в потёртых пиджаках. Очень сложно вот так, с первого взгляда, распознать в этом добродушном дяденьке признанного мастера рисованного боди-хоррора.

Недавно издательство «Фабрика Комиксов» взялось выпускать работы Ито на русском языке, и одна из главных – манга «Томиэ» – уже украшает собой полки всех магазинов комиксов страны. А о том, почему появление в России «Томиэ» – это круто и важно, мы расскажем ниже.

Талант Дзюндзи Ито не подвергается сомнению, в любви к его творчеству в своё время признавался культовый режиссёр-визионер Гильермо дель Торо, и вместе с ним и геймдизайнером Хидео Кодзимой мангака работал над ныне отменённой Silent Hills. Кроме того, по мотивам произведений Ито снимали полнометражные игровые фильмы, аниме-сериалы, создавали ранобэ и видеоигры. Возможно, у вас возникнет вопрос, чем же Ито заслужил такое признание. А началось всё как раз с «Томиэ».

Впервые «Томиэ» как следует припугнула читателей более тридцати лет назад. На тот момент Ито работал в самой страшной в мире отрасли – он был зубным техником. Жил в обшарпанном общежитии, ездил на разваливающемся авто… Но все выходные посвящал сочинительству и рисованию. Свою первую законченную историю он подал на премию Умедзу (того самого, что придумал «Левую руку дьявола» ) и получил поощрительный приз. Эта короткая тридцатистраничная история в итоге и разрослась в «Томиэ».

«Томиэ» — это и название манги и имя главной ее героини, прекрасной молодой девушки, из-за которой мужчины сходят с ума. И нет, это не фигура речи. Тут все буквально — очарованные красавицей мужчины становятся одержимы объектом своей страсти, готовы убивать по ее приказу, создавать целые секты, поклоняющиеся ей… Но в определенный момент эта мистическая одержимость толкает их на убийство возлюбленной! Одним кажется, что только так они смогут защитить Томиэ от посягательств со стороны прочих мужчин, а другие, внезапно осознав, что девушка с ними творит, пытаются таким образом помешать ей сломать ещё чью-то жизнь. Вот только убить Томиэ нельзя. Да, можно ее расчленить, сжечь, утопить, залить в бетон, но из каждой, пусть даже самой крошечной уцелевшей частички Томиэ на свет, подобно гидре, появится новая, и процесс пойдёт по кругу.

При этом каждая новая Томиэ действует самостоятельно, и часто разные девушки устраивают войны друг с другом, используя в качестве пушечного мяса своих многочисленных поклонников. К тому же все вариации героини прекрасно осознают, какое влияние они оказывают на мужчин, и без зазрения совести этим пользуются.

По словам самого Дзюндзи Ито, он очень любит творчество Хидэси Хино (того самого, который причастен к созданию «Подопытной свинки»), Цуцуи Ясутаки (в нашей стране известного по сценариям к «Девочке, покорившей время» и «Паприке»), Кадзуо Умедзу и, конечно же, Говарда Филиппса Лавкрафта. И влияние этих авторов всегда неизменно сильно на всё творчество Ито.

Дзюндзи Ито в своих интервью говорил, что самые жуткие страхи таятся в человеческом разуме, а самая страшная вещь для человека — его собственное тело. И именно изменения тела он ставит во главу угла в «Томиэ». Из искромсанного лица девушки прорастают опухоли, дающие жизнь новым её версиям, пересаженная почка отращивает голову и лицо, волосы врастают в мозг и захватывают тело… Всё это показывается крайне натуралистично, мангака не скупится на детали, с какой-то поистине болезненной дотошностью отрисовывает все многочисленные деформации тела и, соответственно, пугает в первую очередь проработанным визуалом. Читатель не найдёт тут и намёка на то, откуда взялась Томиэ и почему она такая, но в творчестве Ито подобные излишние объяснения без надобности. Выдёргивая из подсознания человеческий страх собственного тела, он буквально топит в нём свой паровоз кошмарных коротких историй – словно бы городских страшилок, бессвязных, порою сумбурных, подчас до одури нереалистичных в плане сюжета, но оттого не менее пугающих.

Короткие истории, связанные между собой только одним общим персонажем, – это конёк Ито. В вышедших на русском сборниках нет сложного и разветвлённого многослойного сюжета, а все истории в них посвящены скоротечным столкновениям обычных людей с чем-то сверхъестественно-ужасным. Вот – девушка из школьного фотоклуба попадает в немилость к Томиэ. Вот – маленький мальчик находит истерзанное тело в пещере. Далее альпинисты ищут пропавшего брата одного из героев. Затем юноша, мучающийся из-за потери любимой, соглашается на то, чтобы друг познакомил его с какой-то особенной девушкой… Суть: нечто противоестественное вдруг вторгается в обыденность, не особо разбирая, кто заслужил страдания, а кто нет. Чуете, Лавкрафтом веет? Именно.

Тут создаётся забавная ситуация — практически все дейстующие лица у Ито являются самыми заурядными людьми и даже у автора особого интереса не вызывают. Ито всё равно, как школьница пришла к идее продавать одноклассницам фото местных красавчиков, безразлично, как художник-портретист обрёл свою музу. Сфера его интересов — столкновения человека с чем-то сверхъестественным. И тот факт, что жертвами сверхъестественных ужасов становятся зачастую именно обычные люди, пугает больше всего. При этом Ито никогда не объясняет, почему случилась та или иная жуть. Его творческий стиль вообще исключает «обоснуй» как явление, мангака просто ставит читателя перед фактом – вот так, мол, оно всё и было, а боди-хоррор используется им скорее как средство, чтобы показать, что произойдёт, если некая жуть, распахнув дверь с ноги, ворвётся вдруг в вашу жизнь.

Чего ещё не стоит искать в сюжетах Ито, так это тонких метафор, аллюзий и отсылок. Он не видит смысла размениваться на подобное, его цель — вызвать у читателя страх и дискомфорт, и в этом он признанный мастер. Любое произведение Дзюндзи Ито — это яркая, вызывающая отвращение идея, по сути, голый концепт, который развивается максимально стремительно и вдруг, на самой пронзительной своей ноте, обрывается.

Творчество Дзюндзи Ито самобытно, и в рамках этой самобытности все его противоречивые черты теряют свою противоречивость и становятся составляющими элементами стиля. Возможно, поначалу неподготовленному читателю будет дискомфортно из-за отсутствия хоть каких-то объяснений происходящего, но всё это – часть плана автора, который прекрасно понимает, в чём он действительно хорош.

Русскоязычный двухтомник «Томиэ» - это отличная возможность познакомиться с избранными работами Ито, увидеть его эволюцию как мангаки, изрядно укрепить (или наоборот – попортить) нервы и желудок, но самое главное – погрузиться с головой в пугающий и необъяснимый мир, рождённый фантазиями этого скромного на первый взгляд японца. Да, в этом мире существуют тошнотворные монстры, люди страдают просто потому что так вышло, а судьбы рушатся по прихоти загадочного существа в облике красивой девушки. Мы не можем гарантировать, что в этом мире вам понравится, но уверены, что вернётесь вы туда не раз – потому что это такое совершенно особое извращённое удовольствие.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Сэрж 20-06-2020 13:28

    Давний фанат Ито, но вот почему-то Томиэ (равно как и Соити) никогда особо не заходила. Приятно, что стали наконец издавать.

    Учитываю...