DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Город, обнаженный джазменом

Исполнитель: John Zorn

Альбом: Naked city

Год: 1989

John Zorn - Naked city

Давайте вернемся в 1989 год. На тот момент времени сформировались определенные жанры. Не хватало только небольшой искры для создания чего-то сверхъестественного, которая бы вызвала яркую вспышку и последовавшее за ней огромное пламя экспериментальной музыки. Давайте подумаем... Что будет, если собрать вместе самых лучших исполнителей/музыкантов планеты и объединить их в одном общем проекте? Причем с обязательной пометкой – музыкантов, играющих в самых разнообразных жанрах? Правильно, получилось бы что-то вроде таких проектов как Naked City, Painkiller, Masada, Cobra и т.д. Что общего у этих названий? Бинго! Всего лишь один человек, отвечающий за их создание – Джон Зорн. Он является американским композитором-авангардистом, саксофонистом, музыкальным продюсером и, кроме того, основателем лейбла Tzadik. Но самый главный пунктик в его биографии – это, конечно же, тот факт, что он - один из лидеров современного музыкального авангарда.

 Так что, обращаясь к классике авангардной музыки, нам было бы непростительно обойти стороной этот проект. И сегодня в объектив нашего обзора попал альбом «Naked City» за авторством Джона Зорна.

Итак, посмотрите внимательно на обложку альбома. Что вы чувствуете? Возможно, то же, что и я – отвращение, ведь это настоящий снимок с убитым телом. История гласит, что в оформлении альбома использована фотография «Corpse with Revolver C.A. 1940» (что в переводе означает «Труп c револьвером»)  известного нью-йоркского фотографа середины XX-го века Виджи, который прославился своими фиксациями мест преступлений до появления официальных органов правопорядка. В 1945-м году была издана книга фотографий Виджи под названием «Обнажённый город» («The Naked City»), а в 1948-м году по этой книге был снят одноименный фильм в стиле нуар, давший название группе и альбому. Ну а в иллюстрировании внутренних страниц опуса были использованы графические работы Суэхиро Маруо - японского иллюстратора и художника, рисующего комиксы, одного из постоянных авторов журнала альтернативной манги Garo. Напомню, что в России были изданы три его манги — «Шоу уродов господина Араси», по которой в 1992 году был сделан полнометражный анимационный фильм Midori, «Приют влюблённого психопата» и «Необыкновенная история острова Панорама», за которую автор был награждён культурной премией Осаму Тэдзуки в 2009 году.

По сути дела релиз «Naked City» является дебютной работой одноименного джаз-корового проекта,  созданного Джоном Зорном в конце 80-х годов прошлого века. Однако по ряду неизвестных нам причин, он выпускает его под своим именем. В состав проекта вошли известнейшие музыканты нью-йоркской даунтаун-сцены, помимо самого Джона Зорна, отвечающего за альт-саксофон, отметились: Билл Фриселл (гитарные партии), Фред Фрит (бас), Джоуи Бэрон (барабаны), а также  Вэйн Хорвиц (клавишные) и  Ямацука Ай (крики/визги/вопли – уж простите, но это просто язык не поворачивается назвать вокалом). В конечном итоге, секстет сварганил настоящего монстра. Музыкальная основа отличается  крайней эклектичностью и густой насыщенностью, в составе которой прослеживается влияние практически всех сформировавшихся к тому времени музыкальных направлений. Группа исполняла как собственные произведения, так и обработки пьес джазовых и классических композиторов.

Самое интересное в биографии образования Naked City -то, что, по словам музыкантов, проект был создан в качестве некой своеобразной композиционной мастерской с целью исследования возможностей и дальнейшего развития шаблонного рок-н-ролльного звучания, в котором участвуют, как правило, такие инструменты, как ударные, гитара, бас, клавишные и саксофон. Высокий уровень вошедших в Naked City музыкантов позволял им непринужденно играть в любом выбранном жанре. В результате получился такой винегрет:  джаз, классическая музыка, метал, включая экстремальный его подвид в "лице" грайндкора, а также панк, кантри, сёрф-рок и их производные. Исходя из таких полярных вариаций музыкальных направлений и жуткой тяги к экспериментам, не удивительно, что основная направленность звучания варьировалась от релиза к релизу.

Ну кто не знает пресловутого Бэтмана? Наверно каждый подросток когда-то увлекался комиксами про человека-летучую мышь и его грандиозные подвиги в Готэм-Сити в борьбе против преступности. Именно с композиции о Бэтмане начинается альбом "Naked City". А бессмертный хит из франшизы о Джеймсе Бонде – великом агенте 007 под названием "The James Bond Theme" – только ребенок его еще мог до сих пор не слышать.  По большому счёту, альбом разбит условно на две части. Композиции чередуются по вложенным в них запалу и энергетике. Здесь присутствует и романтичная музыка с лидирующими саксофоном, создающая ощущение словно сидишь в каком-нибудь ресторане, причем обязательно в годах этак 90-х… За окном идет дождь, скользящие капли которого будто скребут по стеклу: «The Sicilian Clan», «Latin Quarter» или  «Chinatown»; и совсем уж безобразные вещи, типа «Fuck the Facts»,  «Speedball», «Hammerhead» или «Blood Duster». Причем слово "безобразные" подразумевается в самом его прямом смысле – без образа, абсолютно аморфные, лишенные какой-либо определенной схемы и последовательности, но именно в этом кроется неповторимость и непохожесть, изюминка и шарм, непредсказуемость и полная неадекватность материала. Этот альбом исключительно для любителей острых ощущений или для тех, кому просто надоело слушать шаблонную, увешанную стандартами музыку, которая сегодня не может ничем удивить. Акцент был именно на слове – сегодня, потому что это удивительно, но и в наше время, спустя более 20 лет он всё еще пахнет свежестью, несмотря на тот факт, что жанр получил достаточно плодотворное развитие. Благодаря таким людям, как Джон Зорн, совершаются настоящие прорывы в музыкальном мире. Задумайтесь…  

Комментариев: 5 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Tina 23-04-2014 07:10

    Ну это, пожалуй, самый авангардный из всех авангардных альбомов. И, конечно, сильно сказывается его историческая ценность.

    Учитываю...
  • 2 vxga 18-04-2014 23:27

    Мне он как раз этим и нравится. smile Этакий контрастный душ. Зато после него ни один другой альбом "авангардного", "экспериментального" и т.п. металла никакого удивления вызвать уже не смог. smile))

    Учитываю...
  • 3 vxga 17-04-2014 20:05

    Вот уже лет двадцать, как я периодически и с большим удовольствием переслушиваю этот альбом, как и некоторые другие творения Зорна. Вкусы, знаете ли, разные встречаются. Не уверен, что это можно назвать пониманием, тем более не уверен, что понимаю его так же как автор, но что есть - то есть. А вот как раз то, чем побавляется среднестатистический слушатель ничего кроме тоски не вызывает.

    Учитываю...
    • 4 MercyfulFate 18-04-2014 01:49

      Кстати, насчёт последнего действительно не поспоришь)

      Просто лично я этот альбом плохо усваиваю. Слишком дикое сочетание стилей.

      Учитываю...
  • 5 MercyfulFate 21-03-2014 20:13

    Не думаю, что этот альбом будет когда-нибудь понят кем-либо помимо самого Зорна. На уши среднестатистического слушателя он производит впечатление абсолютной, хотя и забавной, безвкусицы.

    Учитываю...