DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Гражданская война

Безумцы / The Crazies

США, 1973

Жанр: фантастика, триллер

Режиссер: Джордж А. Ромеро

Сценарий: Пол МакКоллох, Джордж А. Ромеро

В ролях: Уилл МакМиллан, Ллойд Холлар, Линн Лаури, Лэйн Кэрролл

Похожие фильмы:

Если бы Джордж Ромеро завершил карьеру после дебютного фильма, то все равно занял бы почетное место в истории кино как культовый режиссер. «Ночь живых мертвецов» 1968 года буквально создала зомби-жанр и навсегда осталась лучшим его представителем. Фактически Ромеро всю жизнь посвятил развитию киновселенной «ходячих трупов», при этом периодически пробуя себя в других темах и стилях. Так, уже после «Ночи…», но еще до «Рассвета мертвецов» будущий мэтр выпустил «Безумцев» – фантастический триллер, условно схожий с мотивами «восставших из могил», но рассуждающий о другом ужасе, потенциально злободневном как в ушедших семидесятых, так и в наши дни.

Где-то в американской глубинке разбивается военный самолет, перевозивший экспериментальный вирус. Зараза попадает в систему водоснабжения близлежащего городка, и заболевшие жители либо умирают, либо превращаются в агрессивных психов, убивающих всех подряд. Армия оцепляет опасную зону и вводит карантин, а в это время высшие госчиновники задумываются о локальном ядерном ударе.

Серьезно осмысливая «Безумцев», понимаешь, что здесь режиссер меньше всего стремился снять развлекательный хоррор. Пусть в фильме много насилия, но оно лишь неотъемлемый атрибут внезапной гражданской войны, спровоцированной страхом правительства перед собственным народом.

Ромеро явно не верил, что Белый дом самоотверженно трудится на благо американцев, потому что реально он заботится сугубо о собственной безопасности, как физической, так и репутационной. Вот допустили защитники родины выброс химической гадости, психически калечащей гражданской население, и что теперь? Публично признаться? Ну уж нет! Государственная власть безгрешна и не может допускать подобных ошибок! Оперативно оказать зараженным медицинскую помощь? Да, для проформы можно, но куда важнее и интереснее понаблюдать, как действует оружие массового поражения в реальных условиях! А что нужно сделать по завершении незапланированных испытаний? Правильно, замести следы, используя другое средство тотального уничтожения…

Но проблема для властей в том, что не все хотят быть смиренными овечками, отправленными на убой. Помимо слабых и покорных, всегда найдутся сильные и отчаянные, которые будут сражаться до последнего вздоха. Восстание угнетенных неизбежно – этому нас учит и всемирная история. Как только люди с оружием врываются в твой дом, для тебя они агрессоры и оккупанты, и не важно, какая на них форма. Ромеро наглядно демонстрирует, что вопрос нейтрализации «опасных элементов» будет решаться жестко, без оглядки на то, что случайно зараженные ни в чем не виноваты. Их принудительно изолируют, а в случае сопротивления просто расстреляют. А сделано так будет потому, что это секретная операция, о которой не услышит общественность. Официально маленький город погибнет вследствие загадочной катастрофы, причины которой, «конечно, будут со временем выяснены и оглашены…». По факту же правду народ не узнает, и это не выдумки киношников, а печальная действительность, подкрепленная множеством примеров.

На этой жуткой мысли построено все повествование, художественно неровное и технически аляповатое с позиции сегодняшнего дня, но бьющее публику под дых. Солдаты в «Безумцах» не просто обезличенные противогазами зомби, безжалостно исполняющие приказ, но и бессовестные мародеры, упивающиеся своей безнаказанностью. Справедливости ради режиссер выписывает отдельных рядовых и офицеров хоть немного думающими существами, но в целом обрушивает жесткую критику на вооруженные силы как на репрессивную машину. Да, Ромеро сгущает краски в контексте рассказываемой истории, но факт остается фактом: армия по приказу правительства может быть брошена как против внешних, так и против внутренних «врагов», коими могут быть объявлены любые социальные группы.

Также важно, с точки зрения объемного осмысления внутригосударственного конфликта, что и со стороны жертв найдутся монстры, кайфующие от кровавой бойни. В «Безумцах» для них есть формальное оправдание, что они «потерпевшие». Но, проводя параллели с реальностью, понимаешь, что правительственная агрессия порождает ответное насилие, когда «лес рубят – щепки летят». Война – это всеобщее сумасшествие, но главные безумцы те, кто ее начал.

Сейчас фильм Ромеро интересно смотреть как сильное авторское высказывание, неоднозначное, корректируемое временем (в век всемирной паутины и мгновенной передачи данных сложно скрыть подобную катастрофу), но по-прежнему актуальное из-за основополагающих принципов сохранения верховной власти. Конечно, люди не должны умирать из-за ошибок правительства, но, увы, занимаются этим на протяжении всей истории человечества.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)