DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Грязная изнанка супергеройств

Мы не могли пропустить такое событие, как выход «Хранители. Абсолютное издание».

Данная рецензия представляет собой краткий ликбез по самому комиксу.

 
Если вы ещё не читали Хранителей, то мы вам искренне завидуем.

Хранители / Watchmen

Cценарист: Алан Мур

Художник: Дэйв Гиббонс

Жанр: триллер, детектив, супергероика, ужасы, постмодернизм

Издательство: DC

Годы публикации: 1986 — 1987

Российские издания: 2009, изд. «Амфора», 2014, изд. «Азбука-Аттикус» (Абсолютное издание)

Похожие произведения:

  • Умберто Эко, «Маятник Фуко» (роман);
  • Майкл Чабон, «Приключения Кавалера и Клея» (роман)
  • «Хвост виляет собакой», реж. Барри Левинсон.

«Утром: дохлый пёс в переулке, на раздавленном брюхе след покрышки. Этот город меня боится. Я видел его истинное лицо. Улицы — продолжение сточных канав, а канавы заполнены кровью, и, когда стоки будут окончательно забиты, вся эта мразь начнёт тонуть. Вся грязь накопившаяся от их случек и грызни вспенится, поднимется им по грудь, и тогда все эти шлюхи и политиканы запрокинут головы и завопят: "СПАСИ!.." А я шепну им сверху: "нет".»

С этих слов начинается самый необычный комикс о супергероях из всех когда-либо созданных. Концепцию супергеройского комикса зачастую портит шаблонность и серийность. Истории о супергероях выпускаются десятки лет и просто невозможно с такой частотой и так долго выдавать качественный материал. Большая часть комиксов изначально была рассчитана на детей и подростков, так что за содержанием сюжетов пристально следила цензура. К примеру было запрещено показывать убийства, акты приёма наркотиков, а о откровенных сценах насилия и секса и речи не шло. Образы героев делали максимально безликими, чтобы читателям было проще ассоциировать себя с ними. Всё это не слишком способствовало превращению комиксов в серьёзную литературу. Первые изменения начались в начале семидесятых, когда начали рушиться старые «кодексы комиксов». На страницах появилась смерть, а образы героев начали развивать психологически. Апогеем всего это стал комикс о котором и пойдёт речь далее.

Алан Мур всегда знаменит тем, что к какому бы комиксу он не брался писать сценарий, сюжет приобретает глубину и психологизм. Кроме того Мур известен своей любовью к социальным темам, будь то притеснение сексуальных, национальных и прочих меньшинств, дихотомия нравственного выбора или границы дозволенного. В комиксе «Хранители» он прошёлся по всем этим темам, сделав казалось бы невозможное – превратил супергеройский комикс, развлекательное чтиво для подростков, в социальную и историческую драму!

Холодный, промозглый и тоскливый осенний вечер. В своей квартире пожилой мужчина подвергся нападению. Для своих лет он в отличной форме и сопротивляется до последнего. Однако силы не равны, и убийца выбрасывает мужчину в окно. Завязка сюжета обычна для какого-нибудь нуарного детектива, или шпионского романа, но не как не для истории о супергероях. Хранители напрочь стирают грань между жанрами.

В альтернативной реальности комикса герои в масках — обыденное явление американской жизни. Во времена великой депрессии произошёл не только расцвет историй в картинках, но и началась история тех, кто ими вдохновился. Люди надели нелепые самодельные маски и костюмы, чтобы бороться с реальной преступностью. Они попытались принести справедливость туда, куда закон, скованный собственными же рамками, был не в силах придти. Кто-то из них сам был из полиции, кто-то искал славы. Вниманием они были одарены сверх всякой меры, но возникшее противоречие между славой и долгом постепенно истощило сам дух народных мстителей. Они теряли популярность, а вместе с ней и мотивацию. Кто-то ушёл в шоу-бизнес, кто-то отошёл от дел и зажил обычной жизнью, кто-то кончил весьма трагично, расставшись с душевным здоровьем, или вовсе с жизнью.

Вторая волна героев в масках началась в шестидесятых, когда на смену «старой гвардии» пришло молодое поколение, выросшее наблюдая за подвигами борцов с преступностью. Кто пришёл за детской мечтой и с желанием самоутвердиться, кого-то привела детская травма, кого-то семейные традиции. И тут, как гром среди ясного неба, миру явил себя Доктор Манхеттен. Физик-ядерщик, погибший в ходе несчастного случая в лаборатории, но возродившийся сверхчеловеком. Его появление изменило всю мировую расстановку сил. Среди людей появился тот, чьи возможности сравнимы разве что с божественными. Его гениальный ум и способности даровали миру прежде невиданные технологии. Он стал самым мощным ядерным щитом Америки в холодной войне, он стал тем, кого действительно стоит бояться, ведь от него не скрыться, не убежать, а справиться с ним просто невозможно. Единственный подлинный супергерой, сверхчеловек, обладающий абсолютной властью над материей, живущий одновременно во всех временах, всё более и более отдаляется от людей. Они становятся для него не более чем суетливым муравейником. Он слишком сверх-, чтобы оставаться человеком. Сконструировав бога Алан Мур не остановился на этом, но продолжил его трагедию. 

Важный исторический фон, на котором разивается история Хранителей, массовая истерия времён холодной войны. В это время мир как никогда был близок к пропасти. Логично, что, когда силы противников столь смертоносны, что в открытом противостоянии попросту не будет победителя, нужно забыть о распрях и оставить саму идею войны. Однако на практике с ростом военной мощи, когда ядерный запас уже мог несколько раз уничтожить человечество, противостояние не только не прекращалось, но разгоралось всё сильнее. Показательно, что появление у Америки абсолютного оружия в лице Доктора Манхеттена лишь усилило конфронтацию. И это при том, что открытия и изобретения того же Доктора Манхэттена дали людям дешёвые и доступные источники энергии и технологии (в реальности комикса в середине восьмидесятых мировой автопром переведён на электромобили и воздух больших городов больше не отравлен выхлопными газами), которые должны бы остановить борьбу за ограниченные ресурсы.

Один из важнейших вопросов, который поднимает комикс, — что представляет из себя человек, отказавшийся от полноценной жизни в пользу двойного, супергеройского, существования ? Ответ Алана Мура однозначен – личность супергероев так или иначе патологична.

Познакомимся ближе с основными героями.

Одним из самых ярких примеров психопата, скрывающегося под маской борца с преступностью, является Комедиант – тот самый старик, убитый в самом начале комикса. Комедиант отличался сочетанием высокой маскулинности и высокого интеллекта, крайне циничного потребительского отношения к жизни и пониманием всей нелепости этого мира. Для него весь мир – плохая шутка, так что лучший способ существовать в нём, попытаться получить от этого злого фарса хоть какое-то удовольствие. Что было главным принципом его жизни. Супергеройство он использовал, как прикрытие для удовлетворения своей тяги к насилию. Понимая ложность всех идеалов, он счёл наиболее целесообразным избрать тот, защиту которого он считал по-крайней мере рациональной. Таковым для него стало американское государство. Во имя своей страны Комедиант был готов убивать её граждан, если это повысит величие США. Коммедиант — это Капитан Америка вывернутый на изнанку и совмещённый с Джокером. Показательно, что в мире «Хранителей» именно Комедиант убил Джона Кеннеди.

Полной противоположностью Комедианта является Ночной Филин II. Выросший на репортажах о подвигах первого Ночного Филина он мечтал так же приносить пользу обществу. В отличие от Комедианта его вера в справедливость искренняя, однако, основным мотивом геройской деятельности являлось желание преодолеть собственные комплексы и неуверенность в себе. Подлинная реализация была для него возможна лишь в полной опасностей жизни борца с преступностью. После введения закона, запрещающего деятельность героев в масках, он убедил себя, что ему дороже спокойная и размеренная жизнь обывателя, но это был лишь самообман. Автор прямо указал на это, показав, что без приключений у героя появляются психосоматические проблемы с потенцией.

Шёлковый призрак —потомственная супергероиня, продолжившая дело матери. Обладает всеми проблемами, свойственными детям, которых, с раннего детства родители пытаются превратить в Моцартов, живых арифмометров, великих спортсменов и прочих вундеркиндов. Как и ночной Филин убедила себя, что запрет супергероев лучшее, что могло случится.

Роршах — один из самых колоритных пациентов. Сын проститутки, выросший в условиях всеобщей ненависти и постоянного насилия. В одиннадцать лет попал в приют, где получил неплохое начальное образование, увлёкся боксом и гимнастикой. Во время учёбы проявлял большие успехи в изучении таких предметов как литература, математика и религиоведение. В процессе изучения нравственных принципов мировых религий и образчиков мировой литературы у мальчика сформировались твёрдые идеалы, от которых он никогда не отступал на протяжении всей своей жизни. Его девиз – никаких компромиссов. Роршах поставил для себя цель – искоренять преступность и несправедливость, ни смотря ни на что. Роршах умён, обладает отличными навыками детектива и жесток. Он никогда не платит осведомителям. Он ломает им пальцы. Именно он берётся за расследование убийства Комедианта, и является катализатором всего сюжета. Часто повествование ведется от его имени. Сложно представить более принципиального человека. Все эти факторы в сочетании с харизматичностью персонажа, сделали его самым популярным из героев Хранителей. Однако при объективном взгляде стоит сказать, что Роршах в первую очередь линчеватель, а не спаситель невинных. Преступники интересуют его гораздо больше, чем их жертвы. 

Озимандия. Если Доктор Манхеттен – пример идеального сверхчеловека, то Озимандия является примером предельного развития обычного человека. Благодаря своему гениальному интеллекту он создал «Метод Вэйдта» — комплекс психологических и физических тренировок, позволяющий добиться пика человеческих способностей. Способность безошибочно анализировать тенденции рынка, позволили ему всего за десять лет создать величайшую финансовую империю, его корпорация занималась практически всем, начиная от индустрии развлечений и заканчивая высокими технологиями. Характерной особенностью Озимандии является его комплекс превосходства. Он уверен в своей мудрости и непогрешимости. 

Каждая глава комикса, кроме последней, содержит богатые дополнительные материалы, дополняющие мир комикса.  Это отрывки из книги Холлиса Мэйсона (первого Ночного Филина), газетные статьи и прочие «материалы» из мира «Хранителей». Да что уж там, в комиксе даже есть комикс внутри комикса, который читает один из эпизодических персонажей. Причём комикс «Проклятие чёрной шхуны» удивительным образом дополняет действо, вплетаясь в основной сюжет. Кстати, это отличная самостоятельная хоррор-история про оживших мертвецов и помешательство. Вместе с выходом фильма «Хранители» комикс был анимирован и выпускался, как бонус-материал на DVD

Стоит сказать пару слов и про экранизацию Зака Снайдера. Она прекрасна. Фильм «Хранители» — пожалуй самое дотошное перенесение комикса на экран, из всех существующих кинокомиксов он наиболее соответствует первоисточнику. И тут стоит пояснить, что полная режиссёрская версия идёт более трёх с половиной часов, т.е. больше прокатной на час с небольшим!  

Конечно, формат кинофильма не позволил перенести все нюансы первоисточника на экран, но то, что было сделано, получилось превосходным. Некоторые незначительные изменения даже дополнили исходный материал. К примеру, в фильме Роршаха наделили едким сарказмом, которого в оригинале он был лишён. Это сделало персонажа более обаятельным и скорее всего именно этот фактор и спровоцировал такую популярность этого в общем-то нудного и неприятного персонажа. Детали плана Озимандии так же реалистичнее выглядят в фильме.  Менее органично в фильме выглядит комикс «Чёрная шхуна», который читает мальчишка на улице. Комикс передан как мультипликационные вставки, что несколько выбивается из общей стилистики, в оригинале это было органичнее. Большая часть дополнительных материалов представлена в виде дополнительного псевдодокументального фильма, якобы снятого по материалам книги Холлиса Мэйсона. Подбор актёров просто идеален, работа оператора и композитора заслуживает как минимум по Оскару. Несмотря на все достоинства фильма он с трудом вышел в ноль в прокате. Сыграл злую шутку пресловутый взрослый рейтинг R, плюс значительная продолжительность фильма. Для массового зрителя фильм оказался слишком тяжёлым.

Алан Мур никак не комментировал экранизацию. После совершенно отвратительных попыток экранизаций его работ «Из Ада» и «Лига выдающихся джентльменов» он поставил условие, чтобы его имя не включали в титры всех возможных экранизаций, а сам окончательно разочаровался в кинематографе. Его можно понять, но в данном случае он упрямствует всё же понапрасну.

Популярность комикса столь велика, что DC запустило дополнительную линейку предысторий мира Хранителей — «Before Watchmen», посвящённые каждому отдельному персонажу. В данном проекте были задействованы не последние люди современной комикс-индустрии. Сюжеты предысторий опираются на первоисточник и его дополнительные материалы, впрочем, Алан Мур к ним не имеет никакого отношения. Он даже и был бы не против, но давний конфликт с DC, которое отобрало у него права на оригинал, сделал это невозможным. 

Роман «Хранители» был и остаётся самым серьёзным и взрослым произведением о супергероях. В нём, как нигде более детально подошли к тому, чтобы вписать супергероя в реальный мир. Роман почти на двадцать лет опередил своё время. Это ли не признак шедевра.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)