Челюсти / Jaws
США, 1975
Жанр: ужасы, триллер
Режиссер: Стивен Спилберг
Сценарий: Питер Бенчли, Карл Готтлиб, Джон Милиус, Роберт Шоу
В ролях: Рой Шайдер, Роберт Шоу, Ричард Дрейфусс, Лоррэйн Гари, Мюррэй Хэмилтон
Похожие фильмы: «Пираньи», «Барракуда», «Смерть среди айсбергов»
Действие картины протекает в течение пяти дней — на острове Э́мити, где расположен небольшой курортный городок. В этом тихом и солнечном месте произошли ужасные трагические события, начало которым было положено ранним утром, когда шеф местной полиции Мартин Броуди и его помощник находят на берегу остатки тела девушки. Она стала первой жертвой огромной большой белой акулы, которая появилась у берегов Эмити…
С каждым днем число жертв кровожадной акулы продолжает увеличиваться. Сможет ли отважный охотник на акул, ветеран Второй мировой войны, рыбак Квинт на своём судне выловить и убить акулу-людоеда? В опасную морскую экспедицию вместе с ним отправляются Мартин Броуди и прибывший на остров эксперт из национального института океанографии Мэтт Хупер.
Зоохоррор – поджанр фильмов ужасов, который принято обвинять в низкопробщине, и на данное стандартное мнение есть вполне веские основания. Многие кинострашилки про животных-убийц отличаются дикой трэшевостью, образующейся из клинического тупизма и примитивизма происходящего на экране, помноженных на множество грубых зоологических ляпов, в процессе созерцания которых, сложно воспринимать всерьез происходящее на экране. Но и в море животного хоррор-мусора можно отыскать настоящие шедевры, являющихся таковыми не только в рамках жанра, но и с точки зрения кинематографа в целом. Именно такой великолепной картиной являются легендарные «Челюсти» Стивена Спилберга, сумевшие не на шутку напугать множество зрителей и задавшие высочайшую художественную планку качественного триллера.
Киноистория большой белой акулы–людоеда берет свое начало в одноименном романе Питера Бенчли, опубликованного в 1974 году. Литературный морской триллер оказался настолько успешным, что оставался в списке бестселлеров почти год, за который было продано 9,5 миллионов экземпляров романа. Экранизацией книги заинтересовался молодой режиссер Стивен Спилберг, в послужном списке «страшного кино» которого, был, на тот момент, отличный малобюджетно-телевизионный триллер «Дуэль», настолько виртуозно снятый при копеечных затратах, что на создание «Челюстей» Спилбергу выделили весомый по меркам 1970-х бюджет в размере восьми миллионов долларов. И режиссер с лихвой оправдал финансовый кредит доверия, сделав сверхприбыльный фильм, после которого в мире кино впервые появился термин «блокбастер».
Сногсшибательный успех «Челюстей» возник не только благодаря талантливой и суперпрофессиональной режиссуре, а по совокупности высокого качества всех атрибутов этого уникального кинематографического произведения. И каждая основная художественно-техническая составляющая фильма заслуживает, чтобы рассказать о ней отдельно.
«Челюсти» обладают уникальным саундтреком, который можно брать за образец того, как надо писать музыку к страшному кино. Главная музыкальная тема, созданная выдающимся современным композитором Джоном Уильямсон, реально пробирает до костей. Короткий саундрек вызывает гамму чувств, от нервного напряжения до откровенного ужаса; сердце то замирает, то буквально выпрыгивает из груди. И премия «Оскар» - здесь более чем заслуженная награда.
Бесспорные честь и хвала монтажеру Верне Филдс и оператору Биллу Батлеру, благодаря которым «страшные» эпизоды фильма можно пересматривать бесконечно и пугаться при этом каждый раз заново. Шоковые сцены «Челюстей» в их техничном исполнении – это не просто банальные приемы под названием «Бу!», а точные и жуткие удары по нервам. Причем каждый эпизод пугает по-своему, не повторяя методы предыдущей сцены. Так пролог картины, в котором происходит первое убийство, страшит неизвестностью, когда мы не видим монстра и не понимаем, что он собой представляет, но успеваем ощутить весь дикий ужас и боль девушка, которая даже не успевает осознать, кто ее пожирает. А эпизод на пляже по-настоящему интересен не очередной насильственной смертью, а масштабной паникой с истеричным побегом из воды. Впечатляющая массовая сцена, сыгранная жителями острова Мартас-Винъярд, где происходили съемки. Но самые мощные и навсегда остающиеся в памяти моменты – это эпизоды, где большая белая акула продемонстрирована во всей красе. Как известно, при съемках использовалось механическое чучело, которое на экране выглядело как живая хищная рыба, но есть в ленте сцена, где использовали настоящую акулу. Это знаменитый эпизод с клеткой под водой, до постановки которой кинематографисты полагали, что кархародон не способен вломиться в железную клетку, но на собственном опыте убедились в обратном. Сняв необыкновенные кадры, их, конечно, оставили в итоговой версии фильма, но во время просмотра практически невозможно определить, где же в кадре настоящая акула. Как уже говорилось ранее, кукла сделана настолько искусно, что ее реально боишься!
Впрочем, чучелу акулы чуждо сценическое мастерство, поэтому без талантливых исполнителей фильм не получился бы настолько выразительным и убедительным. «Челюсти» только выиграли от того, что главные роли в ленте исполнили не звезды первой величины тех лет, а просто хорошие, и еще не вознесшиеся на голливудский Олимп, актеры. У Роя Шайдера на момент съемок уже была за плечами номинация на «Оскар» за «Французского связного», но его главный звездный час под названием «Весь этот джаз» был еще впереди. Аналогичная ситуация была и у Ричарда Дрейфуса, с его имевшейся номинацией на «Золотой Глобус» за «Американские граффити», но даже и не предполагавшего, что свой «Оскар» он получит спустя три года после выхода «Челюстей». К условным «звездам» можно было отнести разве что Роберта Шоу, но этот харизматичный актер никогда не был в первых рядах мировых знаменитостей. Самое главное, что Шайдер, Дрейфус и Шоу составили удивительно органичное трио, идеально дополняя друг друга в своеобразном собирательном образе Человека, бросившего вызов Акуле. Актеры сыграли людей, а не архетипы, которые интересны своими оригинальными бесштамповыми чертами характера, своими фобиями, причудами, мотивациями, а главное – искренностью образов. Причем каждого из главных героев вполне справедливо считать «настоящим мужиком», способным победить прежде всего не морского монстра, а самого себя, побороть собственные страхи и совершить поступок на грани самопожертвования, во имя спасения жизней других людей…
По сей день «Челюсти» остаются эталоном хоррора, легко затмевающего массу дешевых зоо-трэш-триллеров, с компьютерными животными и манекенными персонажами. Спилберг не просто снял первоклассный триллер, а создал многогранное философское кино, способное каждый раз открывать что-то новое, как истинное произведение искусства, которое не может быть абсолютно понятым и закрытым для новых ощущений при очередном его созерцании. Большое кино.
1 Мельник 24-04-2012 23:13
Да, "Челюсти" и сейчас могут нагнать жути, отличный фильм. Не то, что "Челюсти 3D" с рисованной акулой...
2 dmitrythewind 21-04-2012 00:51
Алексей, отличная рецензия!