DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Я ухаживала за бабушкой-демоном

Реликвия / Relic

Австралия, США, 2020

Жанр: ужасы, драма

Режиссер: Натали Эрика Джеймс

Сценарий: Натали Эрика Джеймс, Кристиан Уайт

В ролях: Эмили Мортимер, Робин Невин, Белла Хиткот

Похожие фильмы:

Обычно принято говорить, что рука об руку ходят ужасы и комедии, жанры непохожие, но имеющие массу общего. Однако, как показывает практика, драма — еще один жанр, весьма и весьма близкий к темному кинематографу. Ну какой может быть хоррор без эмоционального напряжения и тяжелых потерь, которые герои вынуждены преодолевать? Как могут обойтись метаморфозы, с телом героя или с окружающим его миром, без слез и страданий? Так что следовало (да и следует) ожидать того, что кому-то из деятелей камеры и хлопушки придет в голову рассказать драматичную донельзя историю, пользуясь средствами выразительности, характерными для хоррора. Вот только может ли получиться что-то жизнеспособное из такого симбиоза? Просмотр «Реликвии» — как раз отличный шанс разобраться.

Итак, на этот раз перед нами история, в реальность которой легко поверить любому, кому доводилось общаться с престарелыми родственниками. Одиноко живущая в большом старом доме бабуля вдруг исчезает, и местный коп, узнав об этом, немедленно вызывает в провинциальный город единственную родню потеряшки: ее дочь и внучку. Женщина и девушка располагаются в особняке и пытаются понять, куда делась беспокойная старушка, но не успевают ничего толком предпринять, поскольку та возвращается сама. Где пропадала, бабушка, конечно, вспомнить не может, но при этом уверена, что у нее все под контролем. Вот только ведет она себя все более и более странно. Даже пугающе. Пугающе настолько, что внучка начинает сомневаться, а настоящая ли бабуля вернулась из чащи леса?..

Завязка кажется типичной для ужасов. Такое каждый поклонник жанра видел не раз, но при этом именно «Реликвию» смотреть интересно. Почему? Да потому, что, в первую очередь, это драма! Акцент повествования сильно смещен с пугающего поведения пожилой дамы на ощущения ее внучки и сложности взаимоотношений представительниц трех поколений. Да, есть в истории и пугающая семейная легенда, но она упоминается скорее ради жанрового соответствия и никакого реального влияния на сюжет не оказывает.

При этом сказать, что картина не пугает, тоже нельзя никак. Пугает, еще как! Но приятно при этом, что режиссер сумела обойтись без скримеров. Весь ужас как раз заключается в том, что зрителя старательно подводят к ожиданию чего-то резкого и страшного, подготавливают… А потом происходит смена настроения. Ну какие скримеры, вы что?! Это же бабуля! Безобидная старушка, которая просто все забывает! Лучше всего, пожалуй, прочувствовать всю жуть происходящего смогут те, кому доводилось ухаживать за страдающими от старческого делирия. Никаких монстров тут и не нужно, когда один и тот же человек с разницей в несколько часов сперва дарит дорогое украшение на долгую память, а потом, брызжа слюной, кричит, что его обворовали.

Пожалуй, эксперимент по смешиванию жанров мог провалиться, но в «Реликвии» положение спасает атмосфера. Ветхое мрачное здание, полное непонятных звуков, выглядит настолько впечатляюще, что способно дать сто очков вперед дому 112 на Оушен-авеню, что в Амитивилле. Под стать ему и обитательница, не то сходящая с ума, не то перерождающаяся во что-то непотребное и почти по-лавкрафтовски богомерзкое.

Казалось бы, успех? Увы, не совсем, ведь не все прошло гладко. Да, атмосфера неплоха, герои не вызывают отвращения, актеры подобраны отлично и великолепно справляются с ролями, да и история подана под неожиданным углом… Вот только в последней трети хронометража картина откровенно скатывается в остросоциальные размышления, и становится ясно: все происходящее просто метафора, причем поданная настолько в лоб, что во время титров невольно начинает казаться, что зрителя тут держат за идиота. Под самый конец персонажи утрачивают мотивацию, двигавшую ими весь фильм, и принимаются действовать предельно нелогично, потому что режиссер вдруг решает, что важнее наглядно показать, что она имела в виду, а не закрыть историю в рамках законов созданной вселенной. А уж насколько жалко выглядит сам финал, дающий объяснение тому, что объяснять вовсе не стоило…

И все это на выходе дает ситуацию, когда сказать о фильме что-то однозначное сложно. Будь эта картина детищем маститого кинодела, уже набившего руку и съевшего собаку на ужасах, его можно было бы без зазрения совести ругать. Но если учитывать, что «Реликвия» является дебютом Натали Эрики Джеймс в полнометражном кино, то хочется скорее похвалить ленту за необычную подачу и любопытное раскрытие заезженной темы. Если бы не финал, фильм можно было бы рекомендовать смело и однозначно. Пока же лучше просто сказать, что у режиссера явно есть потенциал и она сможет куда лучше в будущем. А уж тратить ли полтора часа жизни на «Реликвию», пусть каждый решает самостоятельно.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)